Статья:

Феномен виртуального музея

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Карелин А.Н. Феномен виртуального музея // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 75-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен виртуального музея

Карелин Андрей Николаевич
магистрант Северный (Арктический) федеральный университет, РФ, г. Архангельск

 

PHENOMENON VIRTUAL MUSEUM

 

Andrey Karelin

magistracy North (Arctic) federal university, Russia, Archangelsk

 

Аннотация. в статье рассматривается новый феномен электронных цифровых систем в области культуры – «виртуальный музей». До настоящего времени классического определения «виртуального музея» не сформулировано. Делается попытка определить название «виртуального музея».

Abstract. In article is considered new phenomenon of the electronic digital systems in the field of cultures - "virtual museum". To date classical determination "virtual museum" is not worded. The attempt is Done to define the name "virtual museum".

 

Ключевые слова: виртуальный музей; реализация права; культурно-исторические ценности.

Keywords: virtual museum; realization of the right; cultural-history value

 

В настоящее время наблюдается интенсивное развитие телекоммуникационных систем, обеспечивающее решение задач в области информационных технологий для развития общества и государства.

Информационные технологии все шире применяются для решения самых разных задач в области экономики, производства и образования.

В Российской Федерации формируется новая система образования, характеризующаяся новыми подходами к обучению. Для решения этих задач необходимы новые методы обучения и воспитания учащихся.

Основная идея предлагаемого образовательного проекта – это формирование новых взглядов на обучение у учителя и учащегося.

Этот подход основывается на Федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования и основного общего образования (ФГОС СПО и ФГОС ООО) [1].

Представляется, что одно из основных направлений ФГОС СПО – это формирование ИКТ-компетентности.

Для образовательных задач предлагается применять «метод проекта».

Совершенствование технологии «метода проекта» предполагается реализовывать с помощью использования игровых методов проведения занятий, электронного аудиогида.

Одной из форм просветительской работы и приобщения учащихся к культуре является музейная деятельность.

Одним из новых перспективных направлений ресурсов сети Интернет является виртуальный музей – считается новым, динамично развивающимся феноменом культуры.

Значимость виртуальных музеев состоит в том, что они осуществляют бесплатный доступ посетителей к всемирному наследию культуры, и позволяют знакомиться с мировыми художественными достижениями.

По статистическим исследованиям рейтинговые показатели по посещаемости интернет-сайтов и электронных страниц виртуальных музеев весьма высоки.

В настоящее время виртуальные музеи становятся информационным обеспечением и одним из эффективных направлений распространения мировых культурных ценностей, приобщения населения стран к всемирной культуре.

Внедрение новых информационных технологий в практическую деятельность музеев – это современная актуальная задача.

Феномен виртуальных музеев является новым объектом научных исследований, который в настоящее время не достаточно изучен наукой.

Всевозможные направления темы виртуальных музеев с разных позиций в некоторой степени рассматривалась в диссертациях специалистов и ученых в области музееведения.

Виртуальные музеи рассматривались в работах М.Н. Чесноковой, Л.С.Именновой, И.И. Макаровой, М.Ю.Кряжевских, В.А.Саркисова.

Основные направления изучения виртуальных музеев: Л.М.Шляхтина - критерий доступности, Т.Е. Максимова - социокультурный аспект, Е.С.Гринь - мультимедийный продукт виртуального музея.

Для того чтобы определить смысловое содержание понятия виртуального музея, целесообразным представляется использовать комплексные методы исследования.

Если рассматривать категорийный аппарат понятия «виртуальный», то представление «виртуальный» можно анализировать с помощью научных методов различных дисциплин или под междисциплинарным углом зрения.

Виртуальный [лат. virtualis]- возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.

В науке термин «виртуальный» появился после разработки в 1977 году в Массачусетском технологическом институте системы «AspenMovieMap» – первой системы «виртуальной реальности» для решения задач обороноспособности в технической области при подготовке военнослужащих.

Виртуальное пространство называли как «некое сетевое образование, каждая ячейка которого открыта множественным изменениям», в пределах ячеек действуют механизмы преображения предметных признаков художественных композиций, за счет многовариантных комбинаций фракталов создается иллюзорная реальность, напоминающую по структуре лабиринт.

Анализировали виртуальную реальность как техническую систему или физическую реальность для разработчиков компьютерных программ при контрасте с действительной реальностью.

Рассматривали «виртуальную реальность» – это некий продукт машинной переработки информации, создающий эффект присутствия и возможность управления новой реальностью, создаваемой путем моделирования средствами современной компьютерной техники.

Таким образом, анализируя вышеназванные понятия и определения виртуальности, виртуального музея можно определить виртуальность как набор следующих определений: программная симуляция объективной реальности; взаимодействие фракталов объективной реальности и реализованной программной виртуальности; искусственность программирования объектов реальности; погруженность запрограммированной виртуальности в реальный мир; реализованный виртуальный эффект присутствия; полное телесное погружение реальности в виртуальность; сетевая коммуникация проектируемой информационной мультимедийной системы.

В совокупности виртуальность - это результат некоторой интеллектуальной деятельности, выражающейся имитацией, отображением, моделированием некоторой объективной реальности или виртуального мира с помощью компьютерных информационных (в частности, мультимедийных) технологий.

Несмотря на то, что в практике с 90-х годов широко применяется термин «виртуальный музей», классического определения понятия «виртуальный музей» найти практически невозможно.

Определяют понятия «виртуальный музей», как – сайт, созданный по законам музейной реализации, или реальное пространство (помещение), в котором помещены электронные изображения музейных предметов.

Рассматривают «виртуальные музеи» как более широкое понятие, «новую культурную форму интегративного характера, многофункциональный комплекс, существующий в виртуальном пространстве», т.е. предполагается обязательное присутствие в виртуальном пространстве программно моделируемого объекта и субъекта; наличие моделируемого материального и нематериального объекта культуры; возможность транспонирования на широкую аудиторию.

Определяют понятие «виртуальный музей» как ресурс, созданный с помощью электронных информационных мультимедийных средств компьютерных технологий, и реализующий в пространстве «виртуального музея» компьютерные электронные оцифрованные модели объектов культурного наследия.

С правовой точки зрения понятие «виртуальный музей» это - охраняемый результат интеллектуальной деятельности разнородных и/или созданных авторами в сотрудничестве или в соавторстве субъекта (фотографические произведения, видеоролики, литературные произведения, музыкальные произведения), которые с помощью компьютерных программ переведены в электронную (цифровую) форму: программа для компьютерной системы, графические произведения или произведения дизайна.

Для реализации правовой защиты программный результат должен характеризоваться признаками литературного или музыкального произведения, сценария и т.п., со сложной внутренней структурой; должен присутствовать признак «интерактивности» - экскурсанта и компьютерной программы; признаки управления «виртуальной средой» с фактической материализацией виртуальных образов для решения этой задачи.

Понятие «виртуальный музей» можно определить как программный результат творческой деятельности разных специалистов в области информационных технологий и других областях с использованием мультимедиа, пространство, организованное с применением художественных подходов и представляющее оцифрованные версии объектов художественных ценностей, с применением интерактивной виртуальной среды (объектов) с использованием мультимединых технологий и программного обеспечения для компьютерных систем: программ и объектов.

«Виртуальный музей» это – «мультимедийное» произведение охраняемой интеллектуальной деятельности со сложной внутренней структурой и интерактивностью, материализацией виртуальных образов для управления виртуальной средой.

Таким образом, виртуальный музей может рассматриваться как вид мультимедийного произведения.

 

Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 862 (ред. от 09.04.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29724)