Статья:

Методическая разработка тренингового занятия «По следам героев былых времен», направленного на сплочение вновь сформированного ученического коллектива

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Смоленова А.М. Методическая разработка тренингового занятия «По следам героев былых времен», направленного на сплочение вновь сформированного ученического коллектива // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 35-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методическая разработка тренингового занятия «По следам героев былых времен», направленного на сплочение вновь сформированного ученического коллектива

Смоленова Анастасия Михайловна
педагог-психолог, ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», РФ, республика Тыва, г.Кызыл,

 

Methodical development of training classes aimed at the consolidation of the newly formed student team «In the footsteps of the heroes of yore»

 

Anastasia Smolenova

educational psychologist FSEE "Kyzylskaya presidential cadet school", Russia, Kyzyl, Republic of Tuva

 

Аннотация. В методической разработке описывается тренинговое занятие, направленное на формирование у обучающихся в новом ученическом коллективе навыков взаимопомощи и взаимоподдержки, что способствует сплочению группы. Представлена система заданий, выполнение которых направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия, сотрудничества. Методическая разработка может быть использована в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов.

Abstract. The methodological development describes a training session aimed at building the skills of mutual assistance and mutual support among students in the new student team, which helps to unite the group. A system of tasks is presented, the implementation of which is aimed at forming and developing the skills of group interaction and cooperation. Methodical development can be used in the work of teachers-psychologists, social pedagogues, teachers-organizers.

 

Ключевые слова: подросток; адаптация; групповая сплоченность; взаимодействие; сотрудничество; конструктивное общение.

Keywords: teen; adaptation; group cohesion; cooperation; constructive communication.

 

Введение

Актуальность. Начало обучения в кадетском училище – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь подростка: все подчиняется делам и заботам в кадетском корпусе. Это очень напряженный период прежде всего потому, что кадетское училище с первых же дней ставит перед воспитанниками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, одним из показателей которого является гармония с самим собой и окружающим миром. Целенаправленная, специально организованная деятельность педагога-психолога, воспитателей, классных руководителей, преподавателей, способствует процессу адаптации.

Предлагаемое в данной методической разработке занятие направлено на решение одной их важных педагогических задач – сохранение психологического здоровья кадетов на этапе первичной адаптации к училищу. Будучи по сути развивающим, это занятие проводится с целью создания условий для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения.

Содержание группового занятия с элементами тренинга «По следам героев былых времен» ориентировано на решение задач, связанных с актуальными проблемами вновь сформировавшегося коллектива: построение конструктивных отношений, умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого человека, возможно, отличную от своей, умение сдерживать свои амбиции и агрессивные тенденции и конструктивно решать поставленные задачи. Таким образом, идет формирование коммуникативной компетентности кадетов, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Исходя из этого, основная цель занятия – повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Из этого вытекают следующие задачи:

– развивающие: 1) формировать и развивать навыки группового взаимодействия, сотрудничества; 2) формировать навыки конструктивного общения, согласованности своих действий с действиями группы и совместный поиск решения поставленных задач; 3) развивать эмпатию у участников занятия; 4) развивать телесную чувствительность, чувственно-двигательную координацию; 5) активизировать творческое мышление при решении поставленных задач;

– воспитательные: 1) повышать уровень взаимного доверия; 2) формировать умение находить в своем товарище достоинства, закрепление положительного отношения друг к другу; 3) формировать ответственность друг перед другом и собой, ощущение ценности коллектива;

– образовательные: 1) развивать активную речь, умение высказывать свои чувства и мысли; 2) развивать внимательность друг к другу и ситуации в целом.

Оборудование: интерактивная доска, пилотки, два стола, леска, колокольчики, веревка, музыка из кинофильма «Офицеры», музыка для релаксации.

Основная часть

Первый этап занятия – это ритуал, открывающий и завершающий занятие, – очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы.

Второй этап – разминка, в рамках которой выполняется упражнение «Собираемся в дорогу», цель которого – воздействие на эмоциональную сферу участников занятия, что способствует повышению их активности, помогает настроить на продуктивную групповую деятельность.

Содержание основной части занятия составляют три психотехнических упражнения – «Скала», «Растяжка», «Преграда», построенных по принципу «от простого к сложному», что соответствует рекомендациям психологов, касающихся количества упражнений основной части – не более трех. Каждое из данных упражнений многофункционально и позволяет решать несколько задач.

На заключительном этапе занятия – рефлексии – дается его оценка на двух уровнях: эмоциональном (понравилось, не понравилось) и смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало).

Использование групповой формы работы способствует формированию и закреплению эффективных форм межличностного взаимодействия и служит основой для развития у участников навыков более эффективного и гармоничного общения. Мотивация участников осуществляется посредством применения музыки военных лет, вербального стимулирования прохождения испытаний, а также использования элементов погружения в эпоху (например, использование пилоток, музыкального сопровождения). В конце занятия с целью повышения его эффективности в качестве «якоря памяти» (ассоциативной связи) всем участникам вручаются небольшие подарки, например, Георгиевские ленты.

Применение методов, направленных на развитие социальной перцепции, способствует формированию и развитию умения воспринимать, понимать и оценивать самих себя, других кадетов, свою группу. Воспитанники с помощью активизирующего упражнения в начале занятия и рефлексии в конце занятия получают вербальную информацию о том, как их воспринимают товарищи по группе и насколько точно их собственное восприятие самих себя. Упражнения, составляющие основу занятия, позволяют получить такую же информацию невербально, что может проявляться в очередности, силе прикосновений ребят друг к другу в ходе выполнения заданий. Именно упражнения с применением элементов телесно-ориентированной терапии позволяют участникам на невербальном уровне лучше почувствовать себя и своего товарища по группе. Таким образом, приобретается опыт рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Применение элементов поведенческой терапии (цели которой состоят в том, чтобы помочь членам группы осознать чувства и мысли, влияющие на их поведение, отказаться от неадаптивных форм поведения, обучить их новым навыкам и сформировать более эффективные поведенческие модели) дает возможность постепенной тренировки ожидаемого поведения, релаксационного метода – возможность снизить эмоциональное и мышечное напряжения, возникшее при выполнении предыдущих упражнений.

Одним из основных элементов на занятии выступает музыка. Использование средств музыкотерапии усиливает воздействие на подсознание обучающихся, помогает погрузиться в эпоху (ВОВ 1941-1945 гг.) и повышает эффективность занятия.

Ход занятия

Перед началом занятия звучит музыка из кинофильма «Офицеры». Приведем серию вопросов, которыми открывается занятие.

– Ребята, каким знаменательным событием был отмечен 2015 год? (Ответы участников).

– Правильно: 70 лет победы в ВОВ. Ваши дедушки-прадедушки были участниками ВОВ? (Ответы участников).

– Почти каждая семья испытала трагедию того времени. Очень много добровольцев ушли на фронт из нашей родной Тувы. Наше занятие называется «По следам героев былых времен»? Как вы думаете, почему именно такое название? О чем оно говорит? (Ответы участников).

– Да, мы сегодня с вами тоже будем проходить испытания, они уменьшены по масштабу по сравнению с теми, через которые проходили люди на фронте, но, возможно, и вы испытаете чувства, которые помогли в достижении победы.

Упражнение «Собираемся в путь»

– Итак, вы сейчас не просто кадеты 7 класса, вы – отряд разведчиков, которым предстоит пройти определенный путь, разведать ситуацию и получить необходимую информацию (одеваем пилотки).

– Отправляясь в путь, давайте подумаем и скажем какие качества или способности, которые могли бы помочь в столь трудной дороге, вы можете взять с собой от своего товарища, находящегося справа и слева? Например, от Саши я возьму умение тихо передвигаться…

– Перед вами возникает первое препятствие – Скала. Скалу мы образуем из вас. Но скала у нас не гладкая, на ней есть выступы, препятствующие вашему прохождению.

Упражнение «Скала»

Описание упражнения. Кадеты встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», то есть не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников-кадетов. Упражнение проводится по цепочке – кадеты с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки телесного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Обсуждение. (По окончании упражнения участникам предлагается высказать свои ощущения, ответив на вопросы): «Какие чувства возникли у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения?»; «Что помогало, а что мешало справиться с заданием?».

Упражнение «Растяжка»

– Но нам надо двигаться дальше. Вы подходите к растяжке, которую необходимо преодолеть, проходя в связке: не задевая ее и не разжимая рук. Один из вас задевает растяжку – взрываются все. Вам необходимо время для того, чтобы отработать стратегию?

Описание упражнения. Между ножками четырех столов натягивается леска в виде неплотной паутины (пространство между ножками стола «изрезается» по диагонали, вертикали, горизонтали), на которой нанизаны колокольчики. Кадеты сцепляются руками («связываются») и в таком виде – «в связке» – им необходимо пройти через «растяжку», не зацепив ее и не разомкнув рук. Если команда совершает ошибку, то выполнение упражнения начинается сначала. Дается минута на отработку стратегии.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки координации совместных действий, умение внимательно слушать товарища, действовать по инструкции, стимулируется развитие взаимных действий.

Обсуждение: «Какие эмоции возникали в процессе работы, с чем они связаны?»; «Что позволило справиться с ситуациями?»; «Что вело к краху?». Затем участниками предлагается привести примеры из жизни, которые демонстрируют аналогичные способы действий.

Упражнение «Преграда»

Описание упражнения. Перед кадетами натянута веревка («стена») на высоте 0,8-1 м от пола, через которую как будто «проходит электрический ток». Задача кадетов – переправиться через «стену» так аккуратно и тихо, чтобы их не заметила «вражеская» сторона и не была задета веревка. «Шумно» переправиться может только первый кадет. Если кто-то дотрагивается до веревки-стены, то вся группа возвращается на исходную позицию.

Психологический смысл упражнения: развиваются способности выдвигать и отстаивать свои идеи, нести ответственность за ближнего, координировать свои действия; активизируется мышление в поиске творческого решения поставленных задач.

Обсуждение: «Как распределилась работа между кадетами?»; «Кому принадлежат основные успешные идеи?»; «С чем связан выбор очередности при переправе?»; «Какие качества потребовались, чтобы воплотить эти идеи?».

Релаксация. Выполнение дыхательной гимнастики.

– Вам удалось пойти весь путь, он был довольно сложный, поэтому сейчас у нас с вами привал, на котором мы немного отдохнем. Сделаем с вами глубокий вдох через нос, задержим дыхание и далее долгий выдох ртом. Повторяем 3 раза (звучит музыка для релаксации).

Упражнение «План-схема»

Описание упражнения. По результатам пройденных испытаний кадеты с помощью интерактивной доски чертят карту пройденного пути.

Психологический смысл упражнения: тренируется память; переключается внимание на ситуацию «здесь и сейчас».

В ходе обсуждения возможно проанализировать, насколько удачно нарисована план-схема, насколько понятна она для прочтения.

Рефлексия. «Что вы чувствуете сейчас? Ваши чувства как-то изменились с начала занятия?»; «Чему вы сегодня научились?»; «Что вы сегодня узнали нового о себе и своих товарищах?»; «В каких жизненных ситуациях могут вам помочь приобретенные сегодня навыки?»; «Что запомнилось больше всего? Что показалось самым важным?».

Заключение

Содержание личностно-ориентированного урока используется для обогащения субъектного опыта подростков и осознания происходящих в личности изменений в связи с постижением своего образа. К сожалению, педагог-психолог не всегда может найти в учебниках и пособиях материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу-психологу приходится вносить коррективы в содержание, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности. Избежать стандартности при обучении и воспитании возможно, учитывая эмоциональные реакции, переживания и чувства воспитанников. Используя личностно-ориентированный подход, важно учитывать следующие аспекты.

1. Организационно-деятельностный аспект, суть которого – ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) через обучение кадетов рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) обеспечивается посредством использования элементов тренинга, анализа ситуаций, преобладания на занятии заданий продуктивного (творческого) характера, постановки и разрешения проблемных ситуаций (где участникам самим необходимо найти решение поставленных задач, причем не совсем стандартных, например, как преодолеть высокую стену одному кадету, не задев ее; придумать и нарисовать читаемую план-схему).

Реализация индивидуального подхода обеспечивается благодаря созданию ситуаций, позволяющих подросткам проявлять свои способности, возможности (то есть индивидуальность), вариативность (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив). Так, например, каждый подросток может выбирать способ преодолении отвесной скалу, имеет право предложить свой метод перехода через стену или принять непосредственное или опосредованное участие (выдвигая предложения) в написании плана-схемы (выдвигая свои предложения).

2. Создание условий для развития субъектной позиции подростков. Актуализация и обогащение субъектного опыта участников занятия реализуется за счет стимулирования их к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения заданий, организации познания через переживание, актуализацию чувственного опыта, обращение к ранее накопленным знаниям и умениям. Создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач, выявления мнения кадетов о занятии, о характере взаимодействия на занятии (рефлексия) способствует развитию их активности. Благодаря побуждению подростков к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности, к самостоятельному выбору действий создаются условия для развития готовности кадетов к самоопределению (в том числе личной ответственности за результаты).

3. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками занятия через организацию равноправного партнерского общения в ходе занятия посредством сотрудничества друг с другом (например, прохождение скалы или переход через стену невозможен без дружного участия всех кадетов группы), через обращение педагога-психолога к кадетам по имени, через свободное и открытое выражение кадетами своего мнения без опасения критики, что в совокупности позволяет получать «обратную связь».

Создавая условия для актуализации личностно-ориентированного процесса на занятии, педагог-психолог даёт возможность воспитанникам развивать особые качества личности, необходимые для успешной адаптации в новых условиях и помогающие становлению компетентной личности, способной самореализоваться в будущей самостоятельной жизни.

 

Список литературы:
1. Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М. : Совершенство, 2011.
2. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. 
3. Кэдъюсон Х., Ф. Шефер Практикум по игровой психотерапии. – СПб. : Питер, 2012.
4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
5. Матвеева Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий: метод. пособие. – СПб. : Речь, 2013.
6. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2013.
7. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего : практическое пособие / пер. с нем.; 5-е изд., стер. – М. : Генезис, 2013.
8. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5–9-е классы). – М. : Генезис, 2011.