ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF SPELLING SKILLS
Nadezhda Kiselyova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, I. S. Turgenev Oryol State University, Russia, Orel
Аннотация. Статья посвящена психолого-педагогическим аспектам формирования орфографического навыка в общеобразовательной школе: рассмотрены основные терминологические понятия, принципы орфографии, структура и ступени формирования орфографического навыка.
Abstract. The article is devoted to the psychological and pedagogical aspects of the formation of spelling skills in secondary schools: the main terminological concepts, principles of spelling, the structure of spelling skills are considered, structure and stages of spelling skill formation.
Ключевые слова: орфографический навык; орфограмма; орфографическая зоркость; модель формирования орфографического навыка.
Keywords: spelling skill; orthogram; spelling vigilance; spelling skill formation model.
«Система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносе слов называется орфографией (греч. orthos – прямой, правильный и grapho –пишу), или правописанием» [3, с. 82].
Работа над орфографическими навыками в школе строится на основе системы орфографических понятий и усвоении сведений о языке (фонетических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических). Основная часть правил по орфографии опирается на теоретические сведения по фонетике и сведения о морфемном составе слова.
Основным понятием орфографии является орфограмма. Понятие «орфограмма» трактуется по-разному. Так, например, С. А. Арефьева отмечает, «до 1960 года понятие «орфограмма» отождествлялось с понятием «буква», что не соответствовало содержанию данного понятия, так как орфограммы могут быть буквенными и небуквенными. В настоящее время, благодаря трудам Н. Н. Алгазиной и М. Т. Баранова, утвердилось понимание орфограммы как правильного написания буквы, дефиса, использование пробела, чёрточки-переноса на месте затруднения» [Цит. по: 2, с. 11-12].
Т. И. Зиновьева считает, что «понятие «орфограмма» трактуется в современной лингвистике как такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определённому орфографическому правилу» [8, с. 131].
По мнению Н. В. Кузнецой, «орфограмма – это «ошибкоопасное» место не только в слове, где можно ошибиться в выборе буквы, но и в написании вообще» [5, с. 279].
Л. В. Савельева, Г. С. Щеголёва, Е. А. Гогун определяют понятие «орфограмма» как «написание, которое нужно правильно выбрать из нескольких возможных…» [10, с. 19].
Приведённые выше определения понятия «орфограмма» позволяют нам выделить отличительные признаки орфограмм:
– написание, которое требует проверки (например: буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
– возможность нескольких вариантов написания, из которых правильным является лишь один.
Работа по орфографии проводится на всех ступенях школьного образования.
В начальной школе создаётся элементарная орфографическая основа, изучаются важнейшие орфографические правила.
В 5-7 классах изучается связь всех разделов школьного курса русского языка с курсом орфографии, к 7-му классу орфография считается полностью изученной.
В 8-9 классах происходит повторение орфографических правил в процессе работы над синтаксисом.
В 10-11 классах происходит повторение, обобщение и систематизация знаний школьного курса русского языка.
Ф. М. Литвинко выделяет в изучении русской орфографии следующие разделы [6]:
1. Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе морфем и слов.
2. Правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов.
3. Правила употребления строчных и прописных букв.
4. Правила переноса слов с одной строки на другую.
5. Правила графического сокращения слов.
Л. В. Касаткин определял принципы орфографии, как «закономерности, лежащие в основе орфографической системы, общие основания для написания слов при наличии выбора, представляемого графикой» [13, с. 138].
Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах [6, с. 228-229]:
морфофонематический принцип – в сильных и слабых позициях одна и та же буква обозначает разные фонемы (например, отпуска́ть – о́тпуск – безударные гласные определённой морфемы проверяются ударными гласными этой же морфемы или, например, косьба – косить, в случае, когда парный по глухости / звонкости согласный, который не находится перед сонорным, гласным и не перед буквой В в той же морфеме);
морфологический принцип орфографии – одни и те же морфемы требуют единообразного написания (контригра – игра, дезинформация – информация и т.п., хотя по правилам графики после букв, обозначающих твёрдые звуки, пишется Ы);
фонетический принцип орфографии – звуковой облик слова соответствует его написанию (например, после буквы Ц пишется буква Ы – цыплёнок, скворцы и т.п.);
традиционный принцип орфографии – правильное написание закреплено традицией, такие написания нужно запоминать (обычно применяется в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию или когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: соба́ка, топо́р; кло́нится – кла́няться);
лексико-синтаксический принцип орфографии – противопоставление слов разных частей речи и их синтаксических позиций (мы встретили тяжелораненых – тяжело раненный в бою солдат, узнавать насчёт поездки – перевести деньги на счёт в банке и т.п.);
словообразовательно-грамматический принцип орфографии – написание сложных существительных и прилагательных по формальному признаку – наличие / отсутствие суффикса в первой части сложного прилагательного и соединительной гласной О или Е в сложном имени существительном (плодоягодный и плодово-ягодный, лесопарк – диван-кровать).
Для того чтобы учащиеся смогли правильно применять орфографические правила, необходимо формировать орфографические навыки. В психологии различают два типа навыков: к первому относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений (чаще всего к этому типу относят физические действия, такие как бег, прыжки, скоропись и т. п.), а ко второму типу принято относить навыки, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий (здесь имеют ввиду автоматизированные компоненты сознательного действия человека). Именно ко второму типу относится орфографический навык.
Н. А. Корниенко утверждает: «Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило» [4, с. 191].
Применяя к орфографическому навыку положения С. Л. Рубинштейна [9, c. 612-621], высказанные им относительно психологической природы навыка, следует отметить, что орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме.
В психологической литературе высказываются разные точки зрения на отношения между навыками и умениями в учебной деятельности учащихся. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой навыки формируются на базе умений, иначе говоря, умения по мере автоматизации становятся навыками (П. Я. Гальперин, Е. В. Гурьянов, А. В. Запорожец, Е. Н. Кабанова-Меллер, Д. Н. Левитов, В. Оконь, Д. Б. Эльконин и др.).
В методической литературе (Н. С. Рождественский, Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова и др.) орфографический навык квалифицируется как автоматизированное действие, которое формируется у учащихся на основе умений, связанных с усвоением комплекса знаний и их применением на письме. При этом учащиеся овладевают частными операциями. В процессе формирования навыка частные операции превращаются в автоматизированное действие.
Д. А. Акимова и Н. Н. Веселова подчёркивают, что «формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении» [1, с. 6].
Для того чтобы сформировать орфографические навыки у школьников необходимо научить их осознанному орфографическому действию, которое базируется на осознанном применении определённых правил, а затем подвергается автоматизации в процессе выполнения упражнений. Орфографическое действие – это намеренное обращение к правилу в процессе письма, т.к. ученик осознаёт наличие орфограммы в тексте.
По мнению Т. П. Малявиной, «орфографическое умение (действие) – составная часть правописных умений, которое представляет собой сложное многокомпонентное и многоуровневое действие, состоящее, в свою очередь, из элементарных орфографических действий (сенсорных, моторных, интеллектуальных)» [7]. Согласно этому определению, если представить структуру обобщённого орфографического навыка в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом (Таблица 1).
Таблица 1
Структура орфографического навыка
Орфографический навык |
В его основе |
Опознание: «чувство проблемы», «предчувствие ошибки» |
сенсорное действие |
Выделение признаков: выделяются все признаки наблюдаемого явления |
интеллектуальное действие: анализ |
Выделение признаков сходства и различия: производится операция сопоставления ранее выделенных признаков |
интеллектуальное действие: сравнение |
Выделение существенных и несущественных признаков: работа с отвлечёнными понятиями |
интеллектуальное действие: сравнение, абстрагирование |
Группировка явлений и отнесение к определённым классам |
интеллектуальное действие: обобщение, классификация |
Выделение существенно общего признака: предполагает выявление и установление связей между группами признаков и осуществление расположения их в структурной последовательности |
интеллектуальное действие: систематизация |
Объединение признаков |
интеллектуальное действие: синтез |
Фиксация на письме |
моторное действие |
В процессе применения орфографических правил, учащиеся проводят сложную аналитико-синтетическую работу, проводятся различные мыслительные операции: сравнение, сопоставление, подведение под понятие, классификация, обобщение, анализ и синтез и т.п. Наиболее эффективно формируются орфографические навыки, если у ученика развиты такие качества, как запоминание, сохранение и воспроизведение.
Способность обнаруживать орфограмму называют орфографической зоркостью. Это базовое орфографическое умение, первейший этап при обучении правописанию, залог грамотного письма. Именно слабо сформированная орфографическая зоркость является причиной орфографических ошибок. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений: при выделении звуков, букв и морфем, при написании диктантов, списывании, осложнённом соответствующими заданиями, чтении.
Параллельно с орфографической зоркостью необходимо развивать и орфографическую память. В психологии различают несколько видов памяти:
- слуховая память;
- зрительная память;
- речедвигательная память (орфографическое проговаривание слов по слогам);
- моторная память (повторяющаяся запись одного и того же слова).
М. Р. Хабутдинова выделяет ступени формирования орфографического навыка:
«Первая ступень – учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознаёт задачу.
Вторая ступень – поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, правило, указание, прошлый опыт.
Третья ступень – составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.
Четвёртая ступень – выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.
Пятая ступень – повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свёртыванием» алгоритма.
Шестая ступень – появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила» [11].
Всё вышесказанное даёт нам возможность прийти к следующим выводам:
- основной единицей орфографии является орфограмма;
- основная часть орфографических правил базируется на теоретических сведениях по другим разделам русского языка;
- понятие «орфограмма» трактуется по-разному, но главным в нём является безошибочное написание на месте затруднения;
- работа по орфографии ведётся на протяжении всего обучения;
- методика обучения орфографии базируется на определённых принципах;
- для того чтобы правильно применять орфографические правила, необходимо формировать у школьников орфографические навыки: научить их орфографическому действию, развить орфографическую зоркость, тренировать орфографическую память. Кроме того, учащиеся должны овладеть такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, синтез и т.п.