Статья:

Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ на уроках биологии

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Бекшаев И.А., Андрякова Н.А. Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ на уроках биологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ на уроках биологии

Бекшаев Илья Алексеевич
студент, Государственный гуманитарно-технологический университет – ГГТУ, РФ, г. Орехово-Зуево
Андрякова Надежда Алексеевна
студент, Государственный гуманитарно-технологический университет – ГГТУ, РФ, г. Орехово-Зуево

 

Inclusive approach to teaching children with disabilities in biology classes

 

Nadezhda Andryakova

student, State humanitarian university of technology, Russia, Orekhovo-Zuyevo

Ilya Bekshaev

student, State humanitarian university of technology, Russia, Orekhovo-Zuyevo

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме инклюзивного образования на уроках биологии. Проанализирован уровень заболе­ваемости учеников в общеобразовательных учреждениях за последние годы. Установлена роль учителя биологии при обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья. Сделан акцент на необходимость максимального уделения внимания инклюзивному образованию в нашей стране.

Abstract. The article is devoted to the topical topic of inclusive education in biology lessons. The level of incidence of pupils in general education institutions in recent years has been analyzed. The role of a biology teacher in the teaching of schoolchildren with disabilities is established. The emphasis is on the need for maximum attention to inclusive education in our country.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; учитель биологии; дети с ОВЗ; уроки биологии; школа.

Keywords: inclusive education; biology teacher; children with disabilities; lessons of biology; school.

 

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере отечественного образования связаны с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач ФГОС нового поколения является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от соци­ального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.

Успешная деятельность учителя биологии с инклюзивными детьми зависит от его умения найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, в котором могут одновременно находиться дети с разными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, задержка и комплексные нарушения развития.

Следует понимать, что лицо с ограниченными возможностями здоровья – это человек, имеющий недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нор­мального психического и физического развития. Выделяют 8 категорий лиц с нарушениями в развитии [4]:

1.    Лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2.    Лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3.    Лица с нарушениями речи (дислалия, логопаты, заикание);

4.    Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5.    Лица с задержкой психического развития (ЗПР);

6.    Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7.    Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8.    Лица с множественными нарушениями (сочетание двух или трех нарушений).

Перед каждым учителем, работающим с детьми с ОВЗ, стоит вопрос адаптации рабочей программы по предмету. Здесь главный момент это то, что содержание рабочей программы остается практи­чески без изменений, а тщательной адаптации подвергаются разделы рабочей программы «Характеристика деятельности по формированию УУД» и «Характеристика деятельности по формированию предметных умений и навыков», т. к. данные требования составлены для детей, которые не имеют отклонений в здоровье, а соответственно боль­шинство действий недопустимы для ребенка с ОВЗ [5].

Учебные задания для проверки знаний учеников с ОВЗ разрабатываются на основе ряда условий (рекомендаций):

·      использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

·      акцентировать внимание на хороших оценках;

·      разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

·      проводить оценку переделанных работ;

·      использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

· использовать вербальные поощрения;

· свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем на негативное;

· предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

· разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

· игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

· разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

· осваивать знания об изменениях в поведении, которые пре­дупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ОВЗ.

Дети с нарушением слуха делятся на две категории: глухие и слабослышащие. Обучение логично производить согласно принципам наглядности и индивидуализации. Ни один другой школьный предмет не может сравниться с биологией по наглядности. Соответственно, важный элемент при работе с такими детьми – составление биоло­гического рисунка и работа с микроскопом. При этом важно учитывать темп работы детей с ОВЗ. Самостоятельное выполнение биологических рисунков вызывает затруднение. Рассмотрим данную ситуацию на примере урока «Система энергообеспечения клетки: митохондрии и пластиды». Учитель заранее готовит шаблон рисунка, распечатывает его и выдает ученику с ОВЗ. На шаблоне имеется рисунок и список подписей к рисунку, задача ученика будет состоять в подписи цифровых обозначений к рисунку (рис. 1). Если ребенок справляется без особых усилий, то можно предложить попробовать выполнить аналогичный рисунок в рабочей тетради самостоятельно без помощи контуров шаблона.

 

Примечание: 1 - наружная мембрана митохондрии; 2 - внутренняя мембрана; 3 - криста; 4 - рибосома; 5 - матрикс; 6 - кольцевая нить ДНК.

Рисунок 1. Строение митохондрии

 

Обучение школьников с нарушениями зрения производится согласно принципам дозированных учебных нагрузок, применению оригинальных учебников и наглядных пособий, а также специальных оптических и тифлопедагогических устройств. Ключевой момент – частая сменяемость видов деятельности на уроке (каждые 4-7 минут). Посильную помощь учителю биологии окажут современные специально разработанные программы для школьников с нарушением зрения:

· JAWS for Windows версии 16.0 Pro - обеспечивает воз­можность речевого доступа к самому разнообразному контенту, позволяет выводить информацию на обновляемый брайлевский дисплей;

· Экранный увеличитель MAGic 13.0 Pro с речевой поддержкой – программа экранного увеличения, которая помогает незрячим и слабовидящим людям осваивать компьютер, пользоваться различными офисными приложениями, осуществлять навигацию в сети Интернет;

· NVDA — бесплатная программа экранного доступа для операционных систем семейства Windows, позволяющая незрячим и слабовидящим пользователям работать на компьютере.

Помимо специализированного оборудования разработаны и широко применяются на практике рельефно-графические пособия по биологии для слепых и слабовидящих школьников («Рельефные таблицы» по ботанике, зоологии, анатомии. Авторы: Богданов Н.А., Дорохина Л.Н.). Такая методика способствует формированию предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей. Ученик с ОВЗ может тактильно ознакомиться со строением отдельных частей растения, животного, органа человеческого тела.

Учебные задания разрабатываются в зависимости от степени зрения. Для слабовидящих детей заранее разрабатывается раздаточный материал по теме занятия, выполненный и напечатанный крупным шрифтом, что подразумевает под собой небольшой объем письменной работы (рис. 2). Возможно применение разработанных Рособрнадзором шрифтом Брайля тренировочных заданий для подготовки к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ) для слепых и слабовидящих детей.

 

Рисунок 2. Пример задания для слабовидящих детей

 

Возможны прогулки на свежем воздухе в виде учебных экскурсий в природу: ученик с нарушением зрения располагаются всегда на виду у учителя, чтобы тот, если ученику что-то не видно или не понятно, мог более детально описать этот объект или подвести ученика поближе [1].

Особую группу учеников составляют лица с задержкой психичес­кого развития (ЗПР). Обучающемуся ребенку по программе ЗПР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Для усвоения изучаемого материала детьми с ЗПР некоторые вопросы излагаются ознакомительно, некоторые темы или вопросы из темы исключаются [4]. Важнейший момент – создание ситуации успеха на уроке. Учитель биологии предлагает ученику такие задания, которые предполагают такую ситуацию.

Для облегчения восприятия материала учеником рекомендуется использовать больше красочного наглядного материала и некоторые способы запоминания. Одним из самых эффективных способов запо­минания учебного материала является мнемотехника (от. греч – искусство запоминания). Это совокупность приемов и способов, которые облегчают запоминание информации путем ассоциаций [1]. Например, учитель биологии при изучении темы «Аминокислоты» дает такой ряд: «Володя Ленин, три Тамары лупили Федю и Макара», что соответствует перечню незаменимых аминокислот (валин, лейцин, триптофан, треонин, лизин, фенилаланин, изолейцин, метионин).

Упражнения для проверки знаний должны быть иллюстрирован­ными, содержать короткое и понятное задание (рис. 3). Для удобства проведения линий у каждого рисунка в левом столбике стоит значок в конце, а у определений в правом столбике — в начале.

 

Рисунок 3. Пример задания для проверки знаний учеников с ЗПР

 

Также используются следующие задания для учащихся с замедлен­ным интеллектуальным развитием [6]. При изучении в 5 классе темы: «Живая природа» используется задание-упражнение «Бессмысленные слова» (Таблица 1). Цель: развитие и коррекция концентрации и устой­чивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности, уровня развития логических операций (анализа, обобщения). Обогащение словарного запас. Алгоритм действий таков: из предложенных записанных неправильно, запутанных слов надо составить определенное слово или словосочетание, относящееся к данной теме, записать в правую колонку.

Таблица 1.

Таблица для выполнения задания

Запутанное слово

Разгаданное слово

1

Е П О Т Р Ш Е И Й С

 

2

Р И Ы Б Г

 

3

Я Н Р Е С И Т А

 

4

Ы Т Е Ж И В Н О

 

5

А Б Р И К И Т Е

 

 

Итак, чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, органи­зовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Важной частью образовательного процесса являются уроки проверки знаний. Здесь на помощь учителю приходят традиционные тестовые задания, упражнения с пропущенными в тексте словами, задания на соответствие.

Ребенок с ОВЗ, которому так необходима поддержка извне, полу­чает возможность испытать ситуацию успеха наравне с одноклассниками. Учитель приобретает опыт и разработки, которые потом может исполь­зовать и дорабатывать не один раз [5]. При работе с детьми с ЗПР не стоит забывать о многократном и поэтапном повторении пройденного материала. Задание на повторение даются на каждом этапе урока.

 

Список литературы:
1. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагоги-ческие технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. – Сб. статей: – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – с. 26–28.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Текст].
3. Федеральный справочник. Статистика инклюзивного и специального образования. М.: Общее образование в России, 2016 – с. 162-176.
4. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Текст] – М.: издательский центр Владос, 2011 – 167 с.
5. Коновалова О.В. Адаптация рабочей программы по биологии. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Москва. – 353 с.
6. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ» / Югорск, 2014 – 12 с.