Статья:

Направления развития идей междисциплинарных связей в педагогике

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Казымова Г.С., Аббасова Я.Н. Направления развития идей междисциплинарных связей в педагогике // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 33-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Направления развития идей междисциплинарных связей в педагогике

Казымова Гюнай Салман кызы
доктор философии по психологии, старший педагог, Гянджинский Государственный Университет, Азербайджан, г. Гянджа
Аббасова Ягут Новруз кызы
докторант, Гянджинский Государственный Университет, Азербайджан, г. Гянджа

 

Directions of development of interdisciplinary relations in pedagogics

Gunay Kazimova

PhD in Psychology, head teacher, Ganja State University, Azerbaijan, Ganja

Yagut Abbasova

PhD, Ganja State University, Azerbaijan, Ganja

 

Аннотация. Междисциплинарная связь активно влияет на учебную программу, на строение программ и учебников, на содержание обучения, на выбор методов и форм. Данный принцип осуществляется в тесной взаимосвязи с другими принципами обучения и имеет конструктивную функцию.

Abstract. Interdisciplinary relation actively interferes to an education plan, to the structure of the program and textbooks, to the content of the education, to the selection of methods and forms. This principle is realized in a close mutual relation with other principles of the education and has a constructive function.

 

Ключевые слова: междисциплинарная связь; учебная деятельность; преподавание предмета; ученик; учебный процесс.

Keywords: Interdisciplinary relation; training activity; subject teaching; a student; the learning process. 

 

Мнения Каменского А. Я. об определении естественных связей между природными явлениями в процессе освоения учениками этих явлений, относится ко всем ученикам независимо от их социального происхождения и рода.

В девятнадцатом столетии большинство педагогов, в том числе К.Д. Ушинский к проблемам междисциплинарных связей уделял особое внимание. Он добился обоснования с психологически-педагогической позиции осуществления междисциплинарных связей. К.Д. Ушинский повествует о семи видах различных ассоциативных возможностей: припоминание по противоположности, по сходству, по порядку времени, места, рассудочная связь, связь по сердечному чувству, связь развитая или разумная. По мнению великого педагога, новое представление, сросшееся со старым, укладывается в голове обучающегося «рядом» и образуется новая цепь ассоциаций двух, трех, четырех представлений, связанных между собой общими звеньями. [3]

ХХ века подход к проблемам междисциплинарных связей был неоднозначным. Например, А.С. Макаренко к связям между отдельными дисциплинами относился как к искусственному явлению. Он недостаточно оценивал связь обучения с жизнью. По мнению педагога, междисциплинарная связь в процессе обучения, это остаток исходящая из сущности комплексных программ. [2]

Проблема междисциплинарных связей, начиная с середины ХХ века начала пристально привлекать внимание педагогов. Они, осознав эффективную организацию этих связей как важное средство в повышении качества обучения, обосновали необходимость создания в процессе обучения междисциплинарных связей.

Минчеков и Новиков отмечают в современной педогогической литературе 3 подхода для освоения содержания преподоваемых предметов но основе межпредметных связей:

1.  Межпредметные связи приводятся к освоению последовательности и определению содержания преподаваемого предмета;

2.  Содержание преподаваемого предмета, определяется как производная от межпредметных связей.

3.  Межпредметные связи определяются как производная от содержания преподваемого предмета.

Надо согласиться с Минчековым и Новиковым в том, что подходы 1 и 2 нарушают логику преподаваемого предмета и систему содержания темы школьного учебного плана, фетиширует идею межпредметной связи.

Как бы то ни было, нельзя забывать о положительной роли двух подходов межпредметной связи в деле совершенствования тематической системы учебного процесса.

Более перспективным является третий подход. Однако, в таком случае абсолютное большенство авторов не решают проблему всестороннего изучения преподоваемого материала как предмета обучения межпредметной связи, с помощью объективно необходимых и значимых подходов, для раскрытия заложенных в этом соответствующих идей, вместо этого делаются ограничения в объмах и направлениях, наподобии ограничения, проводимого в предметах межпредметных связей. Естественно, что в таких условиях как в теоретическом, так и в практическом плане, необходим такой подход к проблемам межпредметных связей, который обеспечил бы определение научных критерий, планирование и назначение межпредметных связей. В этом случае важное значение имеет  предусмотрение основных целей, комплексных задач, дедактических объектов. Необходимо предусмотреть такую систему дедактических задач,  которые бы были естественны как с теоретической, так и с практической точек зрения.

 

В настоящее время междисциплинарные связи в основном используют для повышения эффективности учебного процесса. Данная проблема относится ко всему комплексу учебно-воспитательного процесса. Содержание, методы и формы педагогического процесса рассматриваются в органическом единстве. Усовершенствования и новшества в учебных планах, программах и учебниках, их освобождение от чересчур сложных и второстепенных материалов, дает возможность более эффективному осуществлению междисциплинарных и внутридисциплинарных проблем.    

Всесторонний анализ идеи междисциплинарных связей в педагогике дает основание полагать о нижеследующем:

1. Развитие данной идеи тесно связано с проблемой взаимоотношений между объектами, процессами и явлениями реальности; с развитием философических и научных встреч о дифференциации, в частности интеграции   проблем. Обработка рассматриваемой нами проблемы с педагогической точки зрения и решение ее на практике, определяется мировоззрением педагогов, их социальными взглядами, уровнем развития общественных отношений, социальным заказом общества в отношении педагогической науки и школы.

2. Исследование интегративной основы и дидактического объекта выполнения функции создающей системы по объединению знаний и навыков различных направлений, определило уровень развития междисциплинарных связей, находящихся в органическом единстве с методологическими, научными, социальными и педагогическими свойствами. [1]

К.Д. Ушински, Н.М. Казымов, Г.Б. Воробйов, Н.Г. Кулакин и другие исследования, которые, кажется, фактор в том, когда у вас есть уникальная роль в создании междисциплинарного сотрудничества. Время отдельные предметы без учета интеграции приобретенных знаний и информации трудно достичь. Поэтому, когда у вас есть междисциплинарный сосредоточить свое внимание на под руководством преподавателя возрождение знания, полученные в прошлом, или предоставление знаний и информации в соответствии с содержанием предметов, должны быть согласованы признаки сходства и близости новых возможностей в развитии материала.

Таким образом, данная «система» знаний у представителей реакционного, консервативного направления в решении проблем междисциплинарных связей, обычно носит эмпирический и примитивный характер и далек от истинной науки.

 

Список литературы:
1. Аббасов А. Н. Педагогика (сокращенные конспекты и схемы): Учебное пособие для ВУЗ-ов. Баку, Мутарджим, 2008, 80с. 
2. Гасанов А.М., Агаев А.А. Педагогика: Учебное пособие для ВУЗ-ов. Баку: Насир 2007, 496с.
3. История педагогики. / под ред. академика РАО Н.Д.Никандрова. М.: Гардарики, 2007