Статья:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Тастембекова Г.У., Еркибаева М.К. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(81). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Тастембекова Гульнар Уалиахметовна
магистрант, Павлодарский педагогический университет им Әлкей Маргулана, Казахстан, г. Павлодар
Еркибаева Меруерт Куандыковна
доцент, Павлодарский педагогический университет им Әлкей Маргулана, Казахстан, г. Павлодар

 

ACTIVE TEACHING METHODS IN THE STUDY OF CHEMISTRY

 

Gulnar Tastembekova

Master’s student, Pavlodar Pedagogical University named after Alkey Margulan, Republic of Kazakhstan, Pavlodar

Meruert Erkibaeva

 Assistant professor, Pavlodar Pedagogical University named after Alkey Margulan, Republic of Kazakhstan, Pavlodar

 

Аннотация. В данной статье рассматривается применение активных методов обучения в контексте изучения химии. Авторы проводят анализ современных образовательных трендов и обосновывают необходимость внедрения инновационных подходов в процесс обучения химическим дисциплинам. Статья охватывает разнообразные формы активного обучения, включая проблемное обучение, лабораторные занятия, групповые проекты и использование современных интерактивных технологий.

На основе анализа результатов авторы выявляют положительное воздействие активных и интерактивных методов на усвоение химических знаний и развитие критического мышления студентов. Особое внимание уделяется взаимодействию студентов с материалом через практические занятия и виртуальные средства обучения.

Статья предоставляет практические рекомендации для преподавателей и образовательных учреждений, подчеркивая необходимость интеграции активных и интерактивных методов для оптимизации образовательного процесса в химии. В конечном итоге, предоставляемое исследование способствует обсуждению лучших практик в обучении химии и поддерживает стремление к более эффективным и интерактивным методам обучения в данной области

Abstract. This article discusses the use of active teaching methods in the context of chemistry studies. The authors analyze modern educational trends and substantiate the need to introduce innovative approaches in the process of teaching chemical disciplines. The article covers various forms of active learning, including problem-based learning, laboratory classes, group projects and the use of modern interactive technologies.

Based on the analysis of the results of empirical research, the authors identify the positive impact of active and interactive methods on the assimilation of chemical knowledge and the development of critical thinking of students. Special attention is paid to the interaction of students with the material through practical classes and virtual learning tools.

Based on the analysis of the results, the authors identify the positive impact of active and interactive methods on the assimilation of chemical knowledge and the development of critical thinking of students. Special attention is paid to the interaction of students with the material through practical classes and virtual learning tools.

 

Ключевые слова: интерактивные методы обучения; эффективность обучения; обучение химии; усвоение знаний в химии.

Keywords: interactive learning methods; the effectiveness of learning; learning of chemistry; mastering knowledge in chemistry.

 

В современном образовании активные и интерактивные методы обучения становятся всё более важными для успешного усвоения знаний. Особенно это актуально для химического образования, где подобные методы способствуют более глубокому пониманию материала и развитию ключевых навыков.

Эффективность использования активных методов обучения на уроках химии обнаруживается в различных образовательных аспектах, оказывая положительное воздействие на уровень понимания материала, мотивацию учащихся и развитие необходимых навыков. Рассмотрим несколько ключевых моментов эффективности активных методов обучения в контексте уроков химии.

  1. Лучшее усвоение материала: непосредственное использование теоретических знаний на практике позволяет более углублённому пониманию и их лучшему запоминанию.
  2. Стимулирование интереса и мотивации: снижается рутинность уроков, занятия становятся более интересными за счет вовлечения учеников в образовательный процесс, учащиеся осознают значимость своей деятельности и ее результата.
  3. Усиление межпредметных связей: часто работа в группе подразумевает использование знаний не только по химии, но и по биологии, физике и географии. Таким образом, ученик видит целостную картину мира, что позволяет ему систематизировать свои знания.
  4. Развитие критического мышления: дети учатся работать с различными источниками информации, анализировать имеющуюся информацию, критически оценивать возможные варианты решения проблемы, выбирать аргументированные выводы и принимать обоснованные решения.
  5. Повышение уровня учебной самостоятельности: активные методы позволяют формировать и развивать навыки самостоятельной работы, так как в этом случае учащиеся пытаются решать поставленные перед ними задачи, исследуют имеющуюся информацию, составляют план своих действии и прогнозируют возможные результаты, берут на себя ответственность за принятое решение.
  6. Развитие навыков коммуникации: работа в паре, группе, коллективе. Создаются ситуации, при которой ученики для выполнения своих задач должны сотрудничать друг с другом, обмениваться мнениями, помогать друг другу. Все это в совокупности позволяет развивать необходимые коммуникативные навыки.

Рассмотрим несколько видов активных и интерактивных методов, эффективно используемых на уроках химии.

  1. Лабораторные работы предоставляют учащимся возможность на практике  применить свои теоретические знания. Это включает в себя проведение экспериментов, анализ результатов и выводы. Такой метод не только развивает практические навыки, но и укрепляет теоретическую базу. Помимо этого у учеников появляется возможность проверить свои предположения или получить доказательства своих суждений.
  2. Проблемное обучение подразумевает решение реальных химических задач по определению состава неизвестного раствора, требующих тщательного анализа и навыков креативного мышления. Задачи могут быть представлены в форме кейсов, что способствует развитию аналитических и проблемных навыков у учеников. Дополнительное закрепление и проверка возможных вариантов дает возможность оценить уровень и понять значимость имеющихся знаний и навыков.
  3. Применение виртуальных лаборатории и программ моделирования, позволяет учителю визуализировать абстрактные концепции химии. Это содействует лучшему пониманию и создает более увлекательное обучающее окружение.

Все эти методы существенно обогащают образовательный процесс. Они не только способствуют более глубокому усвоению материала, но и развивают навыки, необходимые для успешного обучения не только по химии, но и по другим предметам, так как сформированные и развитые навыки и умения позволяют учащимся стать более осознанными по отношению к процессу обучения и получения знаний.

Преподаватели, интегрирующие эти методы в свою практику работы, активно содействуют формированию компетентных и творческих учеников, которые впоследствии становятся успешными за счет имеющихся у них способностей брать ответственность за решение проблем и решать поставленные перед ними задачи.

Эффективность использования активных методов обучения на уроках химии обнаруживается в различных аспектах, оказывая положительное влияние на уровень понимания материала, мотивацию учащихся и развитие необходимых навыков. Так, групповые проекты и обсуждение позволяют применять теоретические знания на практике. Это позволяет более углубленно изучать химические концепции  и помогает более осознанно их запоминать, так как они сталкиваются с материалом в реальной ситуации. Помимо этого, у учителя появляется возможность более гибко адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности учащихся. Можно предоставлять дополнительные задания и материалы для продвинутых или дополнительную поддержку для тех, кто испытывает затруднения. У учителя появляется больше возможностей для предоставления обратной связи в реальном времени и отслеживания индивидуального прогресса для своевременного изменения в процесс обучения. У каждого ученика появляется возможность проявить себя, что улучшает позитивный климат на уроке.

Если рассмотреть более частный пример, то при изучении темы «Структура Периодической системы» в 8 классе при проведении уроков можно использовать следующие приемы:

  • ролевая игра «Элементы вокруг нас», в которой ученики играют роли химических элементов. Каждый элемент объясняет свои свойства и использование в повседневной жизни. Это способствует лучшему запоминанию информации, у учащихся развиваются навыки работы с дополнительной литературой;
  • экспериментальные опыты, способствующие закреплению теоретических знаний о свойствах элементов и развитию практических навыков с оборудованием и реактивами;
  • создание модели строения атома, чтобы визуализировать расположение элементарных частиц в атоме, закрепить навыки определения количества протонов, нейтронов и электронов, расположения электронов вокруг ядра;
  • дискуссия на тему «Создание новых элементов: необходимость или потраченное время».

Использование на уроках активных методов обучения позволяет выявить множество положительных изменений в процессе развития и обучения учеников. Конечно, возникают определенные трудности с организацией учебного процесса и самих учащихся, так как не всегда и не все могут осознанно подходить к своему обучению, однако, планомерная работа, активное включение приёмов позволяет увидеть положительную тенденцию в поведении учащихся. Однако систематичное включение этих приемов позволяет улучшить показатели академической успеваемости, более осознанно выполняются практические работы, происходит улучшение психологического климата в коллективе. Общий вывод заключается в том, что использование активных методов обучения на уроках химии способствует более эффективному и глубокому усвоению материала, развитию навыков и формирования положительно образовательной атмосферы.

 

Список литературы: 
1. Белякова Н.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: krshk1.narod.ru/uroki/issled.doc (дата обращеня: 18.01.2024).
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: «Высшая школа», 1991. – С. 15–17.
3. Дерябина Н.Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. – 2006. – № 9. –  С. 15–23. 
4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. – учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,  2007. – 352 с.
5. Куандыкова Э.Т., Ермаханов М.Н., Диканбаева А.К., Асылбекова Г.Т., Сабденова У.О., Шаграева Б.Б., Утелбаева А.Б. Инновационные технологии обучения учителей химии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8–1. – С. 80–81. 
6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М., 2012. – С. 23–26.
7. Файзуллина Н.Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода // Химия в школе. – 2003. – № 3. – С. 19–21.