Статья:

Особенности толерантности у учащихся с умственной отсталостью и модель формирования

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Максакова С.И., Афанасьева Ю.А. Особенности толерантности у учащихся с умственной отсталостью и модель формирования // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 8-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности толерантности у учащихся с умственной отсталостью и модель формирования

Максакова Светлана Игоревна
магистрант Московского городского педагогического университета РФ, г. Москва
Афанасьева Юлия Анатольевна
канд. пед. наук, доцент, Московского городского педагогического университета РФ, г. Москва

 

Аннотация. Целью данной статьи является описание экспериментальной работы по исследованию коммуникативной толерантности у учащихся с умственной отсталостью. Предложена педагогическая модель формирования коммуникативной толерантности у подростков с интеллектуальными нарушениями.

 

Ключевые слова: толерантность; коммуникативная толерантность; педагогическая модель формирования коммуникативной толерантности; умственно отсталые подростки.

 

В современных условиях современного поликультурного общества формирование коммуникативной толерантности актуальной задачей.

Понятие «коммуникативная толерантность», предложенное В.Бойко «… характеристика отношений личности к людям, показывают степень переносимости ее неприемлемых и неприятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию отрицательная установка данного типа проявляется как завуалированное или жестокое отношение к окружающим», является центральной идей «отношение индивида к людям».

С целью изучения особенностей толерантности у умственно отсталых подростков нами в 2019 году нами было проведено исследование. Диагностика была составлена комплексно: использовались тесты на уровень сформированности толерантности Г.У.Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е.Хухлаева, Л.А.Шайгерова, М.Шнайдера «Индекс толерантности», «Диагностика коммуникативного контроля», А.Басса, А.Дарки «Уровень агрессивности».

Результаты анкетирования показали, что уровень толерантности у подростков с умственной отсталостью невелик: 0% - высокий уровень, 55% - средний уровень, 45% - низкий уровень.

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость ее формирования. Педагогическая модель формирования коммуникативной толерантности, предложенная нами, была создана на основе структуры толерантности, которая состоит из следующих компонентов:

- познавательный (когнитивный),

- эмоционально-оценочный,

- практический (поведенческий),

 - деятельностный.

Перечисленные выше компоненты толерантности в своих исследованиях выделяли многие авторы: В.Бойко, О.Б. Скрябина, С.Н. Толстикова, Е.А. Калач и другие.

В работе использовался дифференцированный подход к учащимся в овладении и использовании новых знаний, а также учитывались благоприятные условия образовательной среды для формирования толерантности.

Формирование толерантности у умственно отсталых учащихся наиболее благоприятно в условиях инклюзивного образования. При этом обычные дети учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одном классе с детьми, имеющими ограниченные возможности.

В формирующем эксперименте участвовало 10 подростков с умственной отсталостью (по заключению ПМПК – F. 70.0), которые вошли в экспериментальную группу.

Формирующий эксперимент был разделен на этапы: познавательный, эмоционально-оценочный, практический.

На познавательном этапе учащиеся получили знания и представления о толерантности.

На втором этапе - эмоционально-оценочном у учащихся с умственной отсталостью формировались способность к толерантным взаимоотношения к детям с ОВЗ и инвалидам, эмоциональному контролю, способности к рефлексии, эмпатии.

На третьем этапе – практическом – активизировался интерес к проблемам детей с ОВЗ и инвалидам, которая выразилась в продуктивных видах деятельности.

По результатам контрольной диагностики, которая проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, в ЭГ наблюдалась положительная динамика в проявлении толерантности по отношению к детям с ОВЗ и инвалидам, толерантность повысилась: улучшились показатели по всем видам толерантности: этнической, социальной, личностной.

Показатели этнической толерантности, которые показывают отношение к людям различного национальностей повысились: до эксперимента – высокий уровень -0%, средний – 45%, низкий - 55%; после эксперимента: высокий- на 20% (20%), средний -на 15%(70%); низкий-понизился на 35% (10%).

Показатели социальной толерантности, которая определяет отношение к различным социальным группам: психически больным, нищим, преступникам после эксперимента в экспериментальной группе: высокий уровень – повысился с 0% до 20% (на 20%), средний – с 45% до 70% (на 25%), низкий – с 55% понизился до 10% (на 45%).

Показатели личностной толерантности, которые характеризуют индивида по отношению к окружающему повысились: высокий уровень на 20% (0%), средний – на 15% (70%), низкий понизился на 35%(10%).

В контрольной группе по результатам диагностики «Индекс толерантности» на начало эксперимента соответствовал следующим показателям: высокий уровень – 0%, средний – 60%, низкий – 40%, после Эксперимента: высокий уровень -0%, средний -70%, низкий – 30%.

Показатели по всем параметрам также повысились, но незначительно на 10%, т.е. этническая толерантность, социальная, личностная, что говорит о опосредованном влиянии педагогической среды в школе-интернате.

Вывод

В результате апробации программы по формированию толерантного поведения, составленной нами, мы видим, что в экспериментальной группе наметилась положительная динамика в проявлении толерантного отношения у учащихся с интеллектуальными нарушениями к сверстникам – инвалидам.

Дети стали уметь сдерживать свои негативные эмоции. Понимать, что такие проявления раскрывают личность как «примитивную».

Дети стали понимать проблемы людей с ограниченными возможностями, необходимость помощи, в которой они нуждаются.

В классе конфликтные ситуации стали реже, дети научились их регулировать мирным путем, т.к. контроль в отношении эмоционального состояния повысился, что говорит о формировании толерантности на уровне самосознания личности.

Все эти показатели говорят об эффективности данной программы, необходимым условием апробации ее в условиях инклюзивного образования.

В основном же отношение к детям с ОВЗ в классе изменилось, подростки прониклись к ним сочувствием и уважением, уровень коммуникативной толерантности возрос, а значит личность подростков с интеллектуальными нарушениями качественно претерпела изменения с положительной тенденцией благодаря специально созданным условиям. Климат в классе в психологическом аспекте улучшился, а значит и все участники образовательного процесса стали иметь возможность полноценного существования в классе.

 

Список литературы:
1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. – 2-е изд. – М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2003. – С.77-78.
2. Алиева,Э.Ф. Педагогические условия воспитания толерантности посредством этнического игрового материала: автореф. дис. …канд.пед.наук: 13.00.01/Алиева Элина Факировна. - М., 2009. – 19 с.
3. Селевко,Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/Г.К.Селевко.- М., 2004.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко.- М., 1998.
5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т/ Селевко Герман Константинович;-М.- 2006 Т. 1. 816 с.
6. Полуэктова,Н.М., Яковлева,Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности/Н.М.Полуэктова.- Ленинград,1989 97 с.
7. Прыгунов, П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение/ Киев, 2000.
8. Психодиагностика и развитие психологических профессионально-важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Г.С. Човдыровой.- М.: ВНИИ МВД России, 2004. 178 с.
9. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя / под ред. Л.М. Митиной.- Кемерово, 1996. 49 с.
10. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие/ Д.Я.Райгородский. - Самара, 2001-672с.
11. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности./А.А. Реан – СПб, 1996.-с.5
12. Реан, А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности./ А.А. Реан – Ананьевские чтения -97.- 1997.-№2.- С.13-16
13. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка/Л.М.Семенюк. - М., 1996,
14. Солдатова, Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Научно-публицистический вестник – 2003. – №6. – С. 60-69
15. Спицына, О.А. Педагогические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: дис. …канд. психолог . наук: 19.00.07/ Спицына Оксана Владимировна. Казань, 2006. -160 с.
16. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — С. 35-58