Бригадная работа студентов как один из способов взаимного обучения
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Бригадная работа студентов как один из способов взаимного обучения
TEAMWORK OF STUDENTS AS ONE OF THE WAYS OF MUTUAL LEARNING
Ekaterina Loseva
Lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management,
Post-graduate student, Siberian State University of Geosystems and Technologies, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье рассмотрен бригадный метод обучения студентов, а так же его влияние на выполнение задач и освоение учебного материала. Проведен анализ командной работы студентов с учетом последующего выполнения индивидуального задания.
Abstract. The article discusses the brigade method of teaching students, as well as its influence on the performance of tasks and the development of educational material. The analysis of the team work of students is carried out, taking into account the subsequent implementation of an individual task.
Ключевые слова: групповая работа; метод обучения; интеграция в процессе обучения; взаимное обучение.
Keywords: group work; teaching method; integration in the learning process; peer learning.
Групповая форма организации учебного процесса имеет ряд преимуществ, которые касаются «активного» и «глубокого» обучения, а так же формирует навыки совместной работы, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Так же обучение в группе способствует снижению ошибок и более быстрому принятию решения, чем при индивидуальной работе. Однако недостатком такой работы может оказаться «пассивное» и «поверхностное» изучение материала. Существенными недостатками работы в группе являются следующее:
- выполнение узконаправленной задачи при назначении определенной роли в группе;
- увеличение времени работы;
- пассивное обучение при наличии сильного лидера.
Бригадная работа студентов с разным уровнем знаний, умений и навыков ведет к их взаимному обучению: одни учатся быть успешными лидерами, другие получают возможность получить дополнительные знания от более сильных студентов и возможность высказаться, что часто сложно сделать перед большой аудиторией [1].
Специфика изучаемого курса МДК.03.01 Геодезия с основами картографии и картографического черчения у студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальности «Земельно-имущественные отношения» такова, что бригадная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Лабораторные занятия проходят на улице с использованием специального геодезического оборудования. Деление студентов на бригады подразумевает разделение учебной группы из 25 человек на четыре команды (бригады) по 5-6 человек, в каждой из которых выбирается бригадир, а остальные являются исполнителями. Задания, выполняемые каждым студентом в процессе выполнения лабораторной работы: выполнение практического задания в бригаде в полевых условиях, последующее написание контрольной работы по результатам изучения теоретического материала и выполнения лабораторной работы. За студентами ведется наблюдение со стороны преподавателя, за общением студентов внутри бригады и при анализе работы учитывается взаимопомощь при выполнении задания в зависимости от роли (таблица 1).
Таблица 1.
Результаты работы студентов при выполнении лабораторной работы с учетом их роли в бригаде
Студенты НЕ менялись ролями внутри бригады |
Назначаемые роли в бригаде |
Бригадная работа |
Индивидуальная работа |
||
Выполнение практического задания |
Участие в обсуждении, при выполнении работы |
Написание теоретической контрольной работы, оценка |
|||
Бригада А |
Студент 1 |
Бригадир |
+ |
+ |
5 |
Студент 2 |
Счетовод |
+ |
+ |
4 |
|
Студент 3 |
Измеритель |
+ |
– |
3 |
|
Студент 4 |
Реечник 1 |
– |
– |
3 |
|
Студент 5 |
Реечник 2 |
– |
– |
2 |
|
Бригада Б |
Студент 1 |
Бригадир |
+ |
+ |
5 |
Студент 2 |
Счетовод |
+ |
+ |
5 |
|
Студент 3 |
Измеритель |
+ |
– |
4 |
|
Студент 4 |
Реечник 1 |
– |
+ |
3 |
|
Студент 5 |
Реечник 2 |
– |
– |
2 |
|
Студенты менялись ролями внутри бригады |
Назначаемые роли в бригаде |
Бригадная работа |
Индивидуальная работа |
||
Выполнение практического задания |
Участие в обсуждении, при выполнении работы |
Написание теоретической контрольной работы, оценка |
|||
Бригада В |
Студент 1 |
Бригадир Счетовод |
+ |
+ |
5 |
Студент 2 |
Счетовод Реечник 2 |
+ |
+ |
4 |
|
Студент 3 |
Измеритель Реечник 1 |
+ |
+ |
5 |
|
Студент 4 |
Реечник 1 Бригадир |
+ |
+ |
4 |
|
Студент 5 |
Реечник 2 Измеритель |
+ |
– |
3 |
|
Бригада Г |
Студент 1 |
Бригадир Измеритель |
+ |
+ |
5 |
Студент 2 |
Счетовод Реечник 1 |
+ |
+ |
5 |
|
Студент 3 |
Измеритель Реечник 2 |
+ |
+ |
4 |
|
Студент 4 |
Реечник 1 Счетовод |
+ |
+ |
5 |
|
Студент 5 |
Реечник 2 Бригадир |
+ |
+ |
3 |
Работа в бригаде для каждой роли распределялась следующим образом:
- бригадир – ответственный за распределение ролей внутри бригады, контролирует перемещение реечников, заполнение и расчет журнала, передачу результатов измерений на проверку преподавателю, выбирается перед выполнением задания;
- счетовод – вносит значения измерений в журнал, считает результаты измерений по формулам;
- измеритель – выполняет измерения с помощью оборудования (нивелира) на станции;
- реечник – фиксирует рейку на пикетах [3].
В результате исследования были сделаны следующие выводы по работе студентов:
- при смене роли внутри бригады, а так же участии в обсуждении студенты выполняли контрольное индивидуальное задание с большей эффективностью с лучшей оценкой;
- студенты, выполнявшие роль бригадира показывали не только коммуникативные и организаторские способности, но и хорошо запоминали материал, а так же могли объяснить его другим студентам;
- студенты, выполняющие роль счетовода так же успешно справлялись с контрольной работой и участвовали в обсуждении задания, так как напраямую использовали теоретический материал (формулы и правила заполнение журнала);
- те студенты, которые выполняли роль измерителя – справлялись с контрольным заданием чуть хуже и не во всех случаях участвовали в обсуждении, так как выполняли механическую работу (взятие отсчета);
- реечники в большинстве случаев не справлялись с контрольной работой и не участвовали в обсуждении, так как выполняли задания бригадира и не вникали в суть задания.
Таким образом, исследование показало, то студенты, исполнявшие роли бригадиров или непосредственно участвовавшие в процессе измерения и расчетов показали лучшие результаты, в отличие от статичных студентов. При этом если студенты менялись ролями, то их взаимодействие увеличивалось, что приводило к интеграции информации внутри бригады, а значит к лучшему пониманию и выполнению задачи, что подтверждается лучшими результатами письменной работы [2].
Значимость бригадного метода обучения наглядно проявляется в его противопоставлении традиционному подходу к процессу обучения, он позволяет объединить различные методики обучения в единый курс, который обеспечивает наибольшую гибкость учебного процесса. У студентов в процессе выполнения задач есть возможность свободно обмениваться информацией, а так же такая форма обучения максимально приближена к характеру организации их бедующей профессиональной деятельности.