Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНА НА БАЗЕ МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Куприяненко А.А., Коноплёва А.Д., Староверова К.В. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНА НА БАЗЕ МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНА НА БАЗЕ МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Куприяненко Анастасия Алексеевна
бакалавр, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ), РФ, г. Москва
Коноплёва Анастасия Дмитриевна
бакалавр, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ), РФ, г. Москва
Староверова Ксения Владимировна
ассистент, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ), РФ, г. Москва

 

APPLYING STYLE FEATURES ON A BASE MASTER CLASSES FOR PRESCHOOL CHILDREN

 

Anastasia Kupriyanenko

Bachelor, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

Anastasia Konopleva

Bachelor, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

Ksenia Staroverova

Assistant, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье представлен анализ позитивного воздействия мастер-классов с элементами дизайна на детей дошкольного возраста. Изучение материалов на эту тему помогает разобраться, как арт-техники могут оказать влияние на креативное мышление ребенка, какие способности они развивают и как выглядит их структура.

Abstract. This article presents an analysis of the positive impact of master classes with design elements on preschool children. Studying materials on this topic helps to understand how art techniques can affect a child's creative thinking, what abilities they develop and what their structure looks like.

 

Ключевые слова: дизайн; дети; формирование; эксперимент; креатив; дизайн-мышление.

Keywords: design; children; formation; experiment; creative; design thinking.

 

Детский дизайн – это детская проектно-художественная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.

Дизайн – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией. Деятельность эта продуктивная и при этом орудийная, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта [1, c. 9].

Всё чаще в последние годы в дошкольных учреждениях организуются кружки дизайна для детей старшего дошкольного возраста.

Основными целями занятий в таких кружках являются: формирование у детей навыков и умений в дизайнерской деятельности, эстетически развивающей среды с использованием произведений детского дизайна; развитие их творческих способностей, фантазии, воображения и креативного подхода к делу [2, c. 10].

Задачи подобных кружков следующие:

1. Формирование у старших дошкольников умения воплощать свои идеи от наброска, эскиза до готового продукта – детского дизайна (игрушка, одежда, элемент интерьера), с использованием доступных для детей видов декоративно-прикладной деятельности: пластилинографии, технологии тестопластики и папье-маше, квиллинга, модульного оригами, мозаики и др.

2. Формирование элементарных навыков формообразования и пространственного мышления – представления о средствах и законах композиции; основах колористики; приёмах изменения формы (стилизации, трансформации) и др.

3. Воспитание эстетического вкуса, способствование становлению художественной культуры дошкольников.

Формирование у дошкольников творческих способностей, которые выражаются в умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное с возможностью в последующем креативно это преобразовать, происходило во время регулярных занятий кружка, развивающих творческое воображение и мышление воспитанников. Дети должны всегда иметь возможность экспериментировать с различными материалами, использовать нетрадиционные и абсолютно незнакомые для большинства из них технологии при изготовлении поделок, что будет способствовать развитию у них мыслительных процессов: умения логически мыслить, воображать, анализировать, сравнивать, обобщать, преображать или трансформировать.

Обязательным условием формирования творческих способностей является возможность свободного выбора в материалах и техниках, возможность экспериментирования. Поэтому на занятиях дизайнерских кружков необходимо предоставить детям широкий выбор материалов и инструментов и не ограничивать их фантазию готовыми образцами. Ведь, таким образом, без опоры у ребёнка появляется шанс воплотить в жизнь свои самые смелые и нестандартные решения, что только сильнее сможет укрепить его уверенность в себе и побудит к ещё большему проявлению креатива и при решении бытовых задач.

Поэтому в работе просто необходимо наряду с традиционными материалами для детского творчества: пластилина, красок, карандашей, маркеров, мелков, гуаши, природных и бросовых материалов, бумаги и картона, активно использовать и современные материалы: термомозаику, кружева, цветной фетр, витражные и акриловые краски, синельные палочки, готовые формы из пенопласта, гипс, фольгу, самоклеющийся декор и многое другое. Дети также должны научиться работать с различными инструментами: фигурными ножницами, дыроколами и штампами.

Перед началом работы с новым материалом, важно предлагать детям поиграть с ним, покрутить в руках. Подумать: «Какой он?», «Что из него можно сделать?», «Как это можно сделать?», «Как много времени это займёт и можно ли будет в будущем вообще играть со своей поделкой?». И последний вопрос далеко не самый последний по своей важности, поскольку создание поделок, которые в будущем можно применить в своих целях или подарить кому-то из родных для их использования, привлекает детей куда больше, чем, пускай и яркие, но просто стоящие в последствие на полках открытки. Также полезным этапом такого изучения являются беседы: можно дать возможность высказаться каждому ребенку, таким образом, произойдёт обмен идеями и очередной важный этап в процессе обучения.

Эксперименты с красками, учат детей создавать новые цвета и огромное многообразие их сочетаний между собой. Для этого можно использовать наглядные материалы: цветовой круг Иттена или Освальда, схемы, основанные на них, цветовые модели «Гармоничные сочетания».

Например, прежде чем приступить к лепке дети имеют возможность поэкспериментировать с тестом: позамешивать его, поделить на части, равные или различные, сформировать шары, колбаски, косы и любые другие фигуры, формы. А дальше, рассматривая, что получились, обсудить поодиночке или все вместе, что на что похоже. Занимаясь пластилинографией, ребята учатся не только создавать композицию, но и экспериментировать с цветом, формой и фактурой. Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полу объёмные. Регулярная работа с пластилином позволит детям создавать с каждым разом всё более и более сложные композиции с помощью разнообразных комплексных приёмов и техник работы с данным, смежными и дополнительными материалами. Также, работая с терракотовой массой, пластилином или глиной, можно предложить детям вспомнить, как работалось с тестом, чем похожи все эти материалы и чем друг от друга отличаются, будь то тактильные ощущения, цвет, скорость застывания и возможность повторного использования. Благодаря технике «Квиллинг» (искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги) и «Модульное оригами» дети познакомятся со свойствами и видами бумаги, научатся создавать и украшать игрушки для себя и друзей, познакомятся с основами композиции и симметрии. Техника витража же позволит дошкольникам создавать и сочетать яркие дизайны прозрачных украшений для окон, зеркал, мебели и предметов декора. Экспериментируя с таким количеством различных техник, ученики научатся комбинировать в одной работе несколько техник, подбирая наиболее подходящие для определенных частей работы.

Поощрение детей пробовать новые вещи и идеи является решающим фактором в их интеллектуальном, физическом и эмоциональном росте. Все, что дети испытывают и исследуют о себе, влияет на их дальнейшее развитие. Различные виды декоративно-прикладного искусства − это способы для детей стимулировать движение, развивать мелкую моторику, контроль и координацию. Когда дети манипулируют инструментами и исследуют конструирование и сборку, они неосознанно вовлечены в физическое взаимодействие с миром. Они используют органы чувств, чтобы узнавать об окружающей среде и устанавливать связь с вещами, которые они уже знают. Например, рисуя или раскрашивая бумагу, дети узнают, как держать кисть и управлять ею, и определяют свои предпочтения в использовании правой (или левой) руки. Дети младшего возраста могут использовать различные виды искусства и инструменты для выражения своих мыслей, которыми они еще не способны поделиться устно. Таким образом, искусство творчества может помочь детям выразить свои чувства, поместив их на конкретное произведение искусства. Такие мероприятия также позволяют детям гордиться своими достижениями и осваивать окружающую среду, когда они что-то мастерят. Кроме того, дети обретают уверенность в своих способностях и повышают самооценку. На базовом уровне они развивают концентрацию и способности измерять и сортировать предметы. Чтобы разобраться в окружающем мире, дети задают себе несколько основных вопросов и участвуют в мероприятиях, способствующих пониманию некоторых базовых концепций. Когда дети становятся старше, они учатся развивать критическое мышление и умение решать проблемы. В этом отношении творческая учебная программа для дошкольного учреждения учит маленьких учащихся рассматривать альтернативы, анализировать их и решать, как их применить в соответствующем контексте. Находясь вместе в творческой среде, дети учатся делиться и взаимодействовать друг с другом. Это базовые аспекты социального обучения. Пение, танцы и драматическая игра подразумевают развитие необходимых социальных навыков, таких как общение, симпатия и уважение.

Если задаться вопросом. нужно ли детям дизайн-мышление, важно ли развивать их креативность и учить решать проблемы с творческим подходом, то можно согласиться с преподавателями курсов дизайна для детей дошкольного возраста и детскими психологами, считающими, что такие навыки необходимы в нашем постоянно меняющемся с невероятной скоростью мире. Умение пересмотреть привычные взгляды на разные вещи, быстро принять решение и найти выход из ситуации в школе или дома – огромное преимущество, от которого не отказались бы и многие взрослые.

Затрагивая тему дизайн-мышления – на самом базовом уровне дизайн-мышление – это метод, основанный на решении проблемы. Это творческий процесс, в котором человек учится сопереживать и понимать потребности потребителей, выявлять и определять проблемы, проводить мозговой штурм идей и, наконец, проверять эти идеи с использованием прототипов для обучения и поиска наилучшего решения.

Данное определение можно объяснить на простом примере. Например, если попросить ребенка спроектировать автомобиль, он, вероятно, воодушевится настолько, что придумает самые необычные автомобили из всех когда-либо существовавших и это не станет для него проблемой. Но что, если немного изменить задачу и попросить его спроектировать устройство для перевозки людей из одного места в другое? Его решения будут весьма ограничены и, в целом, с большой вероятностью неосуществимы [3, с. 10].

Когда ребенок начинает думать о решениях реальной проблемы, а не переделывать существующее решение – это инновация в лучшем виде и, следовательно, очень мощная, и слишком сложная для детского мышления.

«Дизайн-мышление» было популяризировано Дэвидом Келли, основателем дизайнерской фирмы IDEO и Стэнфордской школы дизайна, и он сформулировал это простым утверждением: «Дизайн-мышление опирается на естественную – и поддающуюся обучению – человеческую способность быть интуитивным, распознавать шаблоны и создавать идеи, которые являются эмоционально значимыми, а также функциональными» [4, с. 10].

Дизайн-мышление – это не предмет или класс. Это скорее методология решения проблем инновационными и творческими способами, которые можно применять где угодно. Важно отметить, что дизайн-мышление связано как с «поиском проблем», так и с «решением проблем».

Эта структура настолько успешна, что независимо от того, какую проблему можно пытаться решить, она всегда будет держать потребности человека, потребителя в своей основе, которые формируют решение проблемы. Следовательно, не будет ошибкой сказать, что эта мощная структура может быть очень эффективной для родителей в воспитании творцов на всю жизнь.

В процессе обучения дизайн-мышлению дети узнают его основные принципы:

Сопереживание: на занятиях дети научатся понимать ценности и запросы целевой аудитории, смотреть на мир глазами потребителей, мыслить иначе, противостоять или обходить существующие схемы.  

Фокусировка: анализ информации, определение приоритетов и сосредоточение внимания на подлинных потребностях будут являться основными инструментами.

Коммуникационный процесс: дети будут генерировать идеи путем мозгового штурма, в ходе которого они будут учиться работать в команде, поддерживать, развивать идеи друг друга и сотрудничать.

Прототипирование: на занятиях дошкольники при помощи преподавателей будут создавать прототипы продуктов, связанных с поставленными перед ними задачами.

Тестирование: каждый прототип ребята смогут проверить на практике: получить обратную связь от реальных людей (своих родителей и воспитателей) и обработать результаты.

Презентация: дети будут учиться представлять и защищать собственные решения и продукты, рассказывать истории создания проектов и делиться опытом.

После прохождения курса ребенок:

  • научится творчески интерпретировать и переоценивать привычные вещи и проблемы;
  • продемонстрирует индивидуальность, творческие способности, свои сильные и слабые стороны;
  • получит возможность развивать самостоятельные мышление и принятие решений.

Преподавать искусство и дизайн в дошкольных учреждениях является отправной точкой в становлении творческого пути ребенка. Именно в этом раннем возрасте дети больше всего узнают о себе и своем окружении. Творчество помогает детям в дошкольном возрасте приобрести множество навыков. Дети смогут улучшить свои навыки мелкой моторики, создавая что-либо с помощью кисти, цветных карандашей или коллажей. Навыки мелкой моторики помогут им научиться писать, улучшить зрительно-моторную координацию и понимание восприятия. Искусство и дизайн могут помочь эффективно общаться и выражать себя и свои чувства без слов. Искусство может помочь многим детям, которым трудно обсуждать эмоции или вопросы, которые у них могут возникнуть. Вот почему искусство используется во многих детских терапиях. Искусство может помочь детям ценить своих сверстников и чувства других людей. Это может позволить им развить эмпатию и общаться. В первые пять лет жизни детей их мозг развивается быстрее, чем в любом другом возрасте. Обучение через искусство и игру очень важно, поскольку помогает детям стать независимыми мыслителями и решать проблемы [5, с. 10].

Замотивировать детей к творчеству можно, потратив время и организовав для малышей ремесленные проекты или задания по рисованию вместе с ними. Родителям важно периодически выделить время для себя и своих детей, обсуждать, что такого им хотелось бы создать. Для большего восприятия творческого процесса необходимо позволять детям создать беспорядок в рамках оговорённого, конечно же, и экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, чтобы помочь ему научиться тому, что ему нравится больше всего. Важно поощрять детей за нестандартный подход, старания и веселье и ни в коем случае не ругать и не повышать голос – это отторгает в малышах любую идейность и стремления. Нужно стараться мотивировать детей решать свои проблемы и отвечать на свои вопросы самостоятельно, при этом не переусердствовать. Нужно дать понять, что им всегда помогут при столкновении с чем-то недоступным для их понимания. При поощрении воображения у детей развиваются способности мыслить нестандартно, придумывать собственные идеи.

Проанализировав вышесказанное, можно сказать, что в современных условиях развитого информационного общества, вопросы индивидуального художественного развития личности ребенка, его позитивная творческая социализация, защита и сохранение развития особенно важны. Чтобы достичь этой цели, учителя дошкольного образования выбирают для себя наиболее подходящую технологию, с целью развить в детях творческие способности.

 

Список литературы:
1. Капустина Е.А. Детский дизайн, как средство формирования творческих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://доу85мурманск.рф/data/documents/Detskiy-dizaynkak-sredstvotvo-formirovaniya-tv-sposobnostey-detey.pdf (дата обращения: 20.06.23).
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду / Учебно-методический комплект – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011.
3. Анамика Сингла. Дизайн-мышление для детей / Анамика Сингла, 9 апреля 2020 г. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://uxdesign.cc/design-thinking-for-kids-52b5c7351ba4(дата обращения: 21.06.23).
4. Онлайн школа CODDY, Дизайн-мышление [Электронный ресурс]. −  Режим доступа: https://coddyschool.com/en/courses/dizain-myshlenie/ ( дата обращения: 21.06.23).
5. Учебная программа Twinkl, Преимущества искусства и дизайна в дошкольном [Электронный ресурс]. −   Режим доступа: https://www.twinkl.com/blog/the-benefits-of-art-and-design-in-preschool (дата обращения: 22.06.23).