Статья:

Формирование отзывчивости дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Рустамова Н.Ю., Фесенко Т.Н., Петрова Г.П. Формирование отзывчивости дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 33-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование отзывчивости дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

Рустамова Наталья Юрьевна
воспитатель средней группы 03 МАДОУ «Детский сад № 47» РФ, г. Стерлитамак
Фесенко Тамара Николаевна
воспитатель подготовительной группы МАДОУ "Детский сад № 47", РФ, г. Стерлитамак
Петрова Галина Павловна
воспитатель старшей логопедической группы МАДОУ "Детский сад № 47", РФ, г. Стерлитамак

 

«Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, потому что все упущения в духовной жизни ребенка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно совместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте.
Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный, умозрительный характер»

Смольянинов И.Ф.

 

Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, личностями. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – присуще только творчески развитому человеку.

Если наличие изобразительных способностей благоприятно сказывается на детском творчестве, то, что же такое способность к изображению? Ее ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие этих задатков через игры, упражнения. Задача педагогов и родителей уделять много времени любованию природными явлениями и произведениями искусства, помогать овладевать способами изображения разнообразными предметами. Не все воспитанники в будущем станут живописцами, но они приобретут уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий мир.

Художественно-эстетическое воспитание заключается не только в понимании прекрасного, но и в умении творить его своими руками. Чистый лист бумаги и краски побуждают воспитанников к активной творческой деятельности. Наша цель – поддерживать интерес к творчеству, и так как детям трудно воспроизвести на бумаге те или иные предметы из окружающей их действительности, или эмоцио­нальное состояние какого-либо персонажа, мы используем для этого нетрадиционные техники рисования.

Чтобы ребенок был свободен в творчестве, ему необходимо предоставить разнообразные материалы. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с художественным воспитанием, но и с сенсорным (знакомство с предметами, их свойствами, качествами), трудовым (готовят и убирают свои рабочие места), умственным (владение мыслительными операциями, анализом, синтезом, сравнением, обобщением), нравственным (наблюдательность, активность, чувство товарищества, взаимопомощь), эстетическим (умение видеть красоту окружающего мира).

В каждом цикле изобразительной деятельности предусмотрена совместная работа воспитанников, что положительно влияет на развитие общения, необходимость самостоятельно распределять между собой действия, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для дости­жения хорошего результата.

Успешная работа возможна только там, где создана соот­ветствующая развивающая среда. В нашей группе центр изодеятельности уже есть, мы его дополнили материалами для нетрадиционного рисования:

·      Трафареты

·      Штампы, печатки

·      Ватные палочки

·      Клубки шерстяных ниток

·      Кусочки ткани, различной по фактуре

·      Зубные щетки

·      Поролон

·      Комочки бумаги и др.

Подобрана художественная литература (стихи, потешки), сборник физкультминуток и пальчиковых игр, предметные картинки, репродукции картин известных художников, иллюстрации из сказок.

Для отработки технологических навыков используются разнообраз­ные направления нетрадиционной техники рисования с воспитанниками:

·      Рисование ладошками и пальчиками

·      Рисование штампами, печатками

·      Кляксография

·      Монотипия

·      Отпечатки листьев

·      Набрызг

·      Граттаж

·      Рисование манной крупой

·      Ниткография и др.

Последовательность ознакомления и применения на практике различных приемов и техник зависит от сложности исполнения, особенностей материала.

Целостное и всестороннее развитие способностей и дарований воспитанников осуществляется на основе становления художественных навыков и умений, их творческой самореализации.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Оно несет в себе элементы психотерапии: успокаивает, отвлекает, занимает. Использование нетради­ционных техник рисования на практике обеспечивает гармоничное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение. А еще нетрадиционное рисование – это своего рода экспериментирование на бумаге. Как с помощью разных предметов можно что-то нарисовать? И ведь получается, и это очень увлекает детей, радует, они все больше и больше хотят рисовать, использовать необычные предметы и восторгаться от полученных результатов. И эта главная цель нашей работы: дети получают огромное удовольствие, рисунок вызывает бурю эмоций, которыми они делятся.

В работе с воспитанниками для формирования эмоциональной отзывчивости мы проводили образовательную деятельность, разраба­тывали конспекты мероприятий, разработали картотеку творческих игр.

В работе с педагогами готовили консультации, анкетирование, разработали картотеку нетрадиционных техник рисования.

При работе с родителями мы проводили анкетирование, консуль­тации, приобщали родителей к совместному с детьми творчеству, проводили выставки творческих работ.

Чтобы сформировать у воспитанников чувство отзывчивости, нужно было создать необходимые условия, для этого на протяжении всего учебного года нами были созданы: различные картотеки, уголок изодеятельности с материалами для нетрадиционного рисования и многое другое, о чем было написано выше.

Таким образом, в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования у воспитанников сформировалась эмоциональная отзывчивость, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту окружающего мира и отражать все в своих работах.

Подводя итог проделанной работы, хочется не останавливаться на достигнутом, а стремиться прививать воспитанникам новые знания и умения.

 

Список литературы:
1. Дубровская Н.В. Яркие ладошки /Н.В. Дубровская. – СПб.: Детство – Пресс, 2006 г. 
2. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2010 г. – 49 с.
3. Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники Планирование. Конспекты занятий / Р.Г. Казакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007 г.
4. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров / М.В. Кудейко. – «Содействие», 2007 г. – 52 с.
5. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия /О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 158 с.