Статья:

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Сидорова О.В., Демина Г.Н., Кириллова Е.С. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сидорова Ольга Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области структурное подразделение детский сад "Берёзка" , РФ, пос. Кинельский
Демина Галина Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области структурное подразделение детский сад "Берёзка" , РФ, пос. Кинельский
Кириллова Екатерина Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области структурное подразделение детский сад "Берёзка" , РФ, пос. Кинельский

 

В дошкольном образовании широко используется понятие «виртуальные экскурсии». В работах, посвященных данному вопросу, виртуальные экскурсии рассматривают как инновационную, организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Виртуальные экскурсии относятся к сравнительно новым формам работы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи детей является одним из компонентов речевого развития в структуре образовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года.

В соответствии с федеральным государственным стандартом одной из областей развития детей является речевое развитие, включающее в себя:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря детей;

- развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Достижение указанных аспектов возможно лишь посредством применения различных форм, методов, приемов и средств речевого развития детей дошкольного возраста. Особого внимания заслуживает применение информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют:

- обеспечить сокращение времени на формирование и развитие языковых и речевых навыков;

- содействовать развитию памяти, концентрации внимания, которые необходимые для успешной деятельности детей дошкольного возраста;

- оказать влияние на развитие высших психических функций, таких как память, внимание, словесно-логическое мышление и др.

Обеспечить развитие образной, богатой синонимами, дополнениями, описаниями связную речь детей дошкольного возраста помогает одно из информационно-коммуникативных средств – виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии являются инновационным средством работы по развитию связной речи, интересной как для педагогов дошкольных образовательных учреждений, так и для детей дошкольного возраста.

В образовательных целях виртуальные экскурсии могут быть альтернативой путешествиям в города и страны, посещению экспозиций ботанических садов и парков, музеев и т.д. В настоящее время существует больше количество разработанных экскурсий и туров в сети Интернет, их количество и качество постоянно растет. Кроме того, педагог может самостоятельно создавать виртуальные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual», что означает похожий, неотличимый.  Виртуальные экскурсии – понятие новое, в методическом плане представляет собой инновационное средство обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п.

На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Виртуальная экскурсия может сопровождаться дополнительными аудио файлами.

Проведение занятий в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Практически на каждом занятии с детьми дошкольного возраста может быть применена данная форма обучения.

Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. В работе с детьми дошкольного возраста они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Использование их в развитии связной речи детей дошкольного возраста позволяет обеспечить:

- уточнение и обогащение активного словаря детей;

- расширение представлений об окружающем мире;

- развитие любознательности и наблюдательности .

В научных исследованиях приводятся различные классификации виртуальных экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:

- обзорные (содержат элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой);

- тематические (включают экскурсии, раскрывающие определенные темы);

- биографические (подразумевают экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей).

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Работа с применением такого средства развития связной речи начинается с выбора темы (тема, может определяется совместно с детьми дошкольного возраста). Определяется цель и задачи виртуальной экскурсии, затем происходит подбор литературы, фото и видеоматериала (могут быть привлечены родители детей дошкольного возраста).

Далее, совместно с детьми дошкольного возраста, на основе полученного материала подробно изучаются экскурсионные объекты, составляются маршруты, выбираются экскурсоводы. Одним из обязательных условий при планировании виртуальной экскурсии является организация показа объектов в логической последовательности. Прежде чем начать просмотр экскурсии с детьми дошкольного возраста проводится вступительная беседа, затем происходит постепенный переход к просмотру экскурсии.

Значительную роль в активизации связной речи детей дошкольного возраста в процессе виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Заканчивается виртуальная экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог дошкольной образовательной организации совместно с детьми дошкольного возраста обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, происходит обмен впечатлениями.

Так, в работе над виртуальной экскурсией можно выделить три этапа:

- 1 этап (выбор темы, определение цели, выбор литературы, взаимодействие с родителями, изучение экскурсионных объектов, выбор экскурсовода (воспитатель, логопед);

- 2 этап (вступительная беседа, просмотр экскурсии);

- 3 этап (итоговая беседа, систематизация увиденного и услышанного).

Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:

- использование технологий создания мультимедийных презентаций Power Point;

- применение инструментов построения электронных сайтов (создание графических карт, гиперссылок);

- использование географических информационных систем (Yandex, Google (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.) и др.);

- 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта);

- использование видео-роликов;

- использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).

При создании собственной виртуальной экскурсии самыми простыми способами являются использование мультимедийных презентаций Power Point и видео, в связи с тем, что в настоящее время, большинство педагогов владеют данными формами работы.

Для создания виртуальной экскурсии с применением инструментов построения электронных сайтов выход в информационно-коммуникационную сеть Интернет, с целью поиска конструктора сайтов.

При использовании географических информационных систем также необходим доступ в информационно-коммуникационную сеть Интернет на хорошей скорости.

Способ 3D-моделирования является самым сложным с точки зрения организации процесса, в связи с тем, что не каждое дошкольное образовательное учреждение имеет в своем распоряжении программное обеспечение для 3D-моделирования.

Применение панорамных композиций также сопряжено с трудностями, так как для организации процесса необходимо специальное оборудование для создания панорам.

Таким образом, самостоятельное создание педагогом виртуальных экскурсий представляет собой трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые могут быть применены для проведения виртуальных экскурсий.

Большую популярность приобретает проект «GoogleArts&Culture». (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

 На данном информационном ресурсе представлены материалы по нескольким направлениям: искусство, история, чудеса света.

Следующим полезным ресурсом уместно считать «Каталог музеев», на котором представлен широкий перечень всевозможных музеев со всего мира с краткой информацией о каждом из представленных на сайте музеев.

Огромным педагогическим потенциалом обладает портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ» − это мультимедийный фонд достижений культуры Российской Федерации, включающий возможность просмотра театральных спектаклей как для взрослых, так и для детей, художественных, анимационных и документальных фильмов, проведения виртуальных экскурсий по ведущим музеям страны.

Виртуальные экскурсии могут осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах работы.

Виртуальная экскурсия как средство развития связной речи детей дошкольного возраста выступает в качестве схемы для последующего составления рассказа.

Работа по развитию связной речи с использованием виртуальных экскурсий позволяет обеспечить:

- совершенствование связной речи детей дошкольного возраста;

- повышение речевой активности, содержательности и связности речи, обогащение ее лексической стороны, при составлении высказываний;

- укрепление взаимоотношений между педагогом детьми дошкольного возраста, их родителями (родители становятся частью общеобразовательного процесса).

- снижение напряженности, тревожности у детей дошкольного возраста, обладающих невысоким уровнем активности (могут быть привлечены к экскурсии в качестве экскурсовода);

- создание обстановки в группе, в которой дети дошкольного возраста могут выражать собственные эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

Таким образом, виртуальная экскурсия является инновационным средством развития связной речи детей дошкольного возраста. Нами было выявлено, что в педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.д.

Вместе с тем, было выявлено, что процесс создания виртуальной экскурсии, способствующей развитию речи, включает в себя несколько этапов, среди которых: этап, связанный с выбором базовых характеристик виртуальной экскурсии; этап, предполагающий вступительную беседу и основной процесс виртуальной экскурсии; заключительный этап, в рамках которого происходит анализ экскурсии, беседа.

Теоретический анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что развитие связной речи детей дошкольного возраста представляет собой сложный и многоплановый аспект в воспитании. Развитие связной речи детей дошкольного возраста должно происходить во всех видах педагогической деятельности, на протяжении педагогического процесса. Необходимо отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста любой возрастной группы требует от педагога масштабных усилий и профессионализма. Вместе с тем, знание закономерностей речевого развития детей дошкольного возраста является необходимым для того, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Кроме того, было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально-смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать название рассказу, соблюдать логическую последовательность повествования, владеют навыками синтаксического оформления фразы. Однако в высказывании нормально развивающихся дошкольников встречаются отдельные случаи нарушения связности высказывания, неправильного лексико-грамматического оформления фразы, недостаточной ее информативности. Эти факты лишний раз доказывают, что связная речь является наиболее сложным видом речевой деятельности, подтверждают необходимость  специальной систематической работы над контекстной монологической речью.

В качестве одного из средств развития связной речи нами были определены виртуальные экскурсии, под которыми понимается специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.д.

 

Список литературы:
1. Бесова, М. А. Экскурсии для дошкольников: учебное пособие / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мозырь : Белый ветер, 2017. – 235 с.
2. Вербицкий, А. А. Экскурсии в ДОУ: Методология и практика: учебник / А.А. Вербицкий. - Новосибирск, 2019. - 145 с.
3. Греков, В.А. Экскурсии как средство формирования знаний о природе: учебник для студентов / В.А. Греков. – Москва: Учитель, 2017. – 203 с.
4. Шварева, Н. В. Организация экскурсий в дошкольном возрасте: учебник для педагогов ДОУ / Н. В. Шварева – Санкт-Петербург: ООО Детство-Пресс, 2019. – 96 с.
5. Шолохов, В.Н. Организация и проведение экскурсий: методика для воспитателей ДОУ. – Москва: Профизат, 2017. – 238 с.
6. Якимова, Н. А. Виртуальные экскурсии для детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов / Н. А. Якимова. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 285 с. 51