Патриотическое воспитание дошкольников
Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Патриотическое воспитание дошкольников
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям,
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Патриотическое воспитание одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» пытались дать известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм, как преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Г. Бакланов писал, что это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство [2, с. 60].
Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патриотизм - это ощущение непрерывной связи окружающего мира и желание преумножать и сохранять богатство своей малой Родины [1, с. 30].
Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.
Основы патриотизма начинают закладываться прежде всего в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. И от того, как будет сформирована патриотическая личность, зависит будущее нашей страны. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться в разных направлениях [5, с. 89].
Первое направление духовно-образовательное:
- Тематические занятия («День защитников Отечества», «Символы России», «Наши космонавты» и т. д.);
- Беседы («Богатыри земли русской», «Путешествие в прошлое России»);
- Чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций.
Второе направление – воспитательно-образовательный процесс:
- Развлечение («Башкирский сувенир», «Я здоровье берегу», «Ваши права, дети!», «Путешествие в страну дорожных знаков»);
- Народные праздники («Осенины», «Новый год», «Масленица»);
- Игровая деятельность: сюжетно-ролевые, развивающие, настольно-печатные, подвижные игры.
Третье направление – культурно-познавательное:
- Экскурсии к памятным местам;
- Посещение краеведческого музея, художественных выставок;
- Целевые прогулки.
Четвертое – нравственно-трудовое направление:
- Продуктивная деятельность;
- Участие в городских конкурсах;
- Труд в центре природы и на участке [4, с.74].
Для реализации этих направлений в детском саду имеется богатый методический и дидактический материал, в группах оборудованы тематические стенды, мини-музеи.
Многолетний опыт работы детского сада показал, что без взаимодействия с родителями любая система воспитания будет несовершенна. Привлекая семьи к постоянному сотрудничеству, позволяет сочетать интересы педагогического процесса. Родители принимают активное участие в нравственно-патриотическом воспитании детей, нужно только найти формы работы, позволяющие заложить хорошую основу гармоничного развития ребенка, расширять его кругозор, сформировать эстетический вкус.
В нашем детском саду в группах созданы мини-музеи. Это не просто организация экспозиций и выставка, а проведение многообразных видов деятельности:
- исследовательская;
- проектная;
- встречи с интересными людьми;
- сбор материала;
- проведение тематических досугов и праздников.
Назначение мини-музея в детском саду – патриотическое воспитание дошкольников, чтобы взрастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, интерес к истории и культуре своей Родины.
Проектирование работы по ознакомлению с родным краем позволяет планомерно накапливать знания о природе, развитии и культуре своей малой Родины. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном крае. Темы повторяются в каждой возрастной группе, но изменяются по содержанию, объем познавательного материала, его сложность. Для воспитанников средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. В процессе художественно-эстетического воспитания дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью.
Детей старших групп можно увлечь совместным созданием тематического лэпбука, что поможет формированию у них правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.
Для родителей можно устроить выставки работ их детей, так же можно практиковать семейные походы в музей, картинную галерею, с последующим фотоотчетом о проведенной экскурсии. Таким образом ребенок лучше усваивает материал, запоминает все, что увидел.
Работа с родителями требует особого такта и терпения, так как в некоторых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными и длинные статьи родителям читать некогда, поэтому чаще всего материал выпускаем в форме буклетов.
Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В результате проведенной работы по проектированию будущей образовательной деятельности положительно можно оценить работу воспитателей детского сада по решению задач патриотического воспитания, возрождению и укреплению семейных традиций, воспитанию будущего поколения нашей великой Родины.