Игра, как средство развития познавательных способностей у детей в группах раннего возраста
Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Игра, как средство развития познавательных способностей у детей в группах раннего возраста
Хочу вам представить свой обобщённый творческий педагогический опыт работы. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и в который призваны изменить» А.М. Горький.
Раннее детство – это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становление ребёнка как личности. Именно в раннем детстве во многом определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка являются: овладение телом (т. е прямохождение), овладение речью, развитие предметной деятельности.
Изучив основы психологии, физиологии детей раннего возраста я поняла, что прямохождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации; речевое общение позволяет ребёнку усвоить знания, формировать необходимые умения и навыки, быстрее приобщаться к человеческой культуре; предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения.
Каждый из этих факторов незаменимы, а все они вместе взятые достаточны для разностороннего полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Понимая, что если ребёнок не получит всех этих компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. Всё это говорит о том, что в этом возрасте у ребёнка надо развивать познавательные способности. Развитие памяти, восприятия, воображения, мышления, речи – это всё, что необходимо для полноценного развития малыша. Работая над данной проблемой, я пришла к выводу, что через игру можно легко развивать познавательные способности у детей в группах раннего возраста.
О роли игры в жизни ребёнка писали великие педагоги прошлого: Ж. – Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчеркнул неповторимую специфику детской игры. Действительно игра – основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является как методом и формой обучения, так и средством всестороннего развития личности ребёнка. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, овладения детьми новыми форматами мышления. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонь пытливости и любознательности» – писал В.А. Сухомлинский. «Маленькие дети играют…как птица поёт. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место – отмечала Н.К. Крупская – игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».
Изучив работы Т.М. Бондаренко, В.В. Гербовой, пособия для родителей и педагогов, журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание» и другие вывод один, что необходимо развивать познавательные способности детей раннего дошкольного возраста через игру. Что игра обеспечивает развитие основных сторон жизни ребёнка: восприятие, воображение, памяти, речи, мышление. Но если игра не организованна целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему, она может привести к нежелательным последствиям. У ребёнка могут быть серьёзные проблемы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Поэтому перед собой я поставила следующие задачи: совершенствовать восприятие детей, умение использовать зрение, слух, осязание; развивать наглядно – действенное и формировать наглядно – образное мышление; помогать ребёнку развивать внимание, речь, память; формировать предпосылки сюжетно- ролевой игры.
На основе поставленных задач мною был составлен перспективный план, разработаны карточки занятий, проведена диагностика детей, изготовлен дидактический и наглядный материал. Основной упор делала на то, чтобы игра способствовала развитию познавательных способностей у детей. Для достижения задач, были созданы игровые зоны, в которых легко могут развиваться познавательные способности детей. Это уголок сенсорного развития, уголки для сюжетно – ролевых игр, такие как «Больница», «Парикмахерская», «Кухня», «Прачечная» и другие.
Наблюдая за детьми во время игр, было видно в этом возрасте необходимо общение детей с взрослыми. Поэтому я старалась, как можно ближе быть к детям. На всех занятиях использовала игры, которые способствуют развитию воображения, восприятия, памяти, речи, мышления. Изучив много литературы, стало ясно, что сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей у детей.
Дети раннего возраста ещё не могут играть в коллективные игры. Придя впервые в ясли, дети играют каждый сам по себе. На начальном этапе своей работы я учила детей играть рядом, делиться игрушками, не мешать друг другу. Обучая играм, брала на себя ведущую роль. Вводила и обыгрывала игровые уголки постепенно. С развитием воображения сюжетно-ролевые игры становились всё разнообразнее. Дети узнавали, что можно: кормить куклу – на кухне, умывать куклу под краном, уложить спать – на кровать, «постирав» и «высушив» бельё его нужно погладить, «Больница» – чтобы лечить, там есть врач и т. д.
Дети узнали, что каждый уголок имеет своё предназначение. В этих уголках дети постепенно вступали в общение друг с другом, и ведущую роль брал на себя более активный ребёнок. Наблюдая за детьми, было видно, что у детей хорошо развито воображение. Ребёнок может представить палочку лошадкой, а себя всадником, скачущим верхом. В представлении ребёнка одна и та же игрушка может иметь много функциональных назначений. Кубик может быть строительным материалом, и транспортным средством, и мебелью, и даже солдатом или лошадкой.
Раннее детство – период благоприятный для развития слухового, осязательного и зрительного восприятия. Для развития этих качеств в группе имеются озвученные игрушки (колокольчик, бубен, дудочка, петушок). Мною были проведены специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит», «Послушай, кто там кричит?», «Что звучит» и т. д.
Для развития осязательного восприятия проводила игры: «Узнай на вкус, что это?», использовала при этом овощи (морковь, свёклу), фрукты (яблоко, грушу, банан, апельсин), при этом угадывали не только «Что это?», но и угадывали на вкус кислое, или сладкое (лимон, апельсин). Много времени уделяла зрительному восприятию. Помогала им проводить обследование предметов, выделяла их цвет, величину, форму. При этом использовала дидактические игры «Ёжик», «Большие, маленькие», «Матрёшки», «Собери бусы».
Большая работа проведена по различию цвета. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Зная о том, что, начиная работу в определение цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения, я обращала внимание детей, на два цвета, они вплотную прилегают друг другу, поэтому ребёнку не сложно обнаружить их одинаковость ли не одинаковость. Для этого были использованы мною дидактические игры «Спрячь мышку», «Лото», «Найди палочку», «Круг и квадрат» и т. д. При этом ребёнок может ещё не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или, что они розовые. Когда малыш научился определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения и приложения я начинала постепенно учить детей выбору по образцу (к настоящему восприятию цвета). Это в игре «Найди такую же варежку», «Игра с цветными палочками», «Подбери блюдце по цвету к чашке», «Прокати шарик с лоточка» и другими.
Полученные знания, дети закрепляли в повседневной жизни, для этого можно обратить внимание на цвет одежды: - Арина, какого цвета у тебя юбка? - Вика, кто сегодня пришёл в чёрной юбке? и т. д.
Цвет предмета в групповой комнате: - Диана, какого цвета горшочек у этого цветка? - Арина, какого цвета круг на твоём стуле? и т. д.
На прогулке: - Софья, какого цвета одуванчик, трава, листья? и т. д.
Я старалась, чтобы все эти умения приходили к ребёнку не с помощью наставлений, а в результате постоянных упражнений.
Память ребёнка раннего возраста связана с его активным восприятием – узнаванием. Память носит непроизвольный характер. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитие всех видов познания. В результате практических действий ребёнка, его восприятие, мышления, воображения, возникает представление о действиях, свойствах предмета и т. д. Формирование полноценного восприятия будет неполным, если детей не познакомить более подробно с песком и водой. У нас в групповой комнате расположен комплекс для игр с водой и песком «Песок – вода». Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки и другое. Перед играми с водой и песком детям одевались непромокаемые фартуки. Также игры с водой и песком проводились летом, на участке. Здесь ребёнок может сам провести исследования. Он смотрит, что уточка (игрушка из пластика) плавает – она лёгкая, а камень тонет в воде – значит он тяжёлый. Этот вид деятельности интересен малышам, он вызывает о познавательный интерес и много положительных эмоций.
Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение, каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материал для узнавания, понимания и называние каких‑либо предметов, действий и сюжетов. В своей работе я использовала: картинки с изображением животных и людей; сюжетные картинки с изображением действий; изображение персонажей известных сказок и т. д.
Наблюдая за детьми, стало ясно, что речь становится средством мышления, воображения, овладением собственным поведением и т. д. В процессе развития речи ребёнка развивается и его мышление. Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно – действенный характер. Сначала, когда ребёнок находится на стадии наглядно – действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения. Затем появляются образы этих предметов, и возникает способность оперировать ими. Наконец, образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребёнка не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом. Это знаменует собой переход от наглядно-действенного, к наглядно-образному мышлению.
Для определения успешности своей работы, я использовала диагностику, которая показала, что на начало года высокий уровень развития познавательных способностей имели 0 % детей, средний 48,1 %, низкий 51,9 %. А в конце года высокий 81,5 %, средний 18,5 %, низкий 0 %. Поставленные задачи мною были выполнены. Таким образом, игра, является средством развития познавательных способностей у детей в группах раннего возраста. Игра отражает окружающую ребёнка действительность, всё это радует малыша, доставляет ему удовольствие и в то же время, как указывал М. Горький, представляет путь к познанию мира. Играя, ребёнок получает знания о предметах их свойствах, и игре развивается внимание, воображение, мышление.
Очень важную роль играет работа с родителями. Были проведены собрания на тему «Задачи содержания воспитательной работы с детьми в группах раннего возраста», «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста», и т. д, консультации для родителей на тему: «От развивающей игровой среды – гармоничным детско-родительским отношениям», «Игры развивающие мышление», «Игры и задания развивающие практические и орудийные действия». В процессе общения у родителей возникали вопросы, я с удовольствием на них отвечала. Предлагала почитать методическую литературу, рекомендовала поиграть с детьми дома: конструктор «Лего», рассматривать иллюстрации в книгах, при этом разговаривать и отвечать на его вопросы. Предлагала родителям изготовить игры своими руками: «Разноцветные бусы», «Большие и маленькие», «Квадрат и круг» и т. д. Совместная работа с родителями оказала положительное влияние на развитие детей.
Работая постоянно в этой возрастной группе, могу сказать, что игра, способствует развитию познавательных способностей у детей в группах раннего возраста.