К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ ПАТРИОТИЗМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ ПАТРИОТИЗМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ON THE ISSUE OF THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF PATRIOTISM AT THE PRESENT STAGE OF SOCIAL DEVELOPMENT
Tatiana Anikina
Candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor, SBVEI KR “Kaluga regional musical college named after S. I. Taneev”, Russia, Kalyga
Аннотация. В статье рассматривается проблема зарождения и становления патриотизма в России, а также раскрывается сущность понятия патриотизм с философской и педагогической точек зрения.
Abstract. The article is considered to the issue of the emergence and formation of patriotism in Russia, and also reveals the essence of the concept of patriotism from a philosophical and pedagogical point of view.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, Российская Федерация.
Keywords: patriotic education, patriotism, Russian Federation.
В периоды глубоких социальных перемен, происходящих в истории развития народов и стран, возрастает значимость такого нравственного качества, как патриотизм. В современной России патриотизм становится одним из значимых качеств, востребованных обществом и государством. Президент Российской Федерации В.В. Путин провозгласил патриотизм «национальной идеей», способной консолидировать российский народ для решения задач укрепления национальной безопасности страны, противостояния глобальным вызовам [7]. В правительственных нормативно-правовых документах подчеркивается, что общество и государство заинтересованы в профессионалах, которые ориентированы на развитие российских духовных ценностей, обладают высоким патриотическим сознанием, готовы к мирному созиданию и выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
«С 2000-х гг. в России наблюдается планомерный рост внимания государства и общества к вопросам формирования патриотизма и развития патриотической культуры населения. Последовательное принятие сначала профильных государственных программ, а затем и профильного федерального проекта позволило в значительной мере компенсировать возникшие на заре новой российской государственности антипатриотические настроения и изменить отношение к самому понятию патриотизма, получившему в 90-ее гг. XX в. негативную эмоциональную окраску. На сегодняшний день патриотическое воспитание выступает приоритетной областью внутренней политики государства и осознанной потребностью общества в консолидации вокруг национальной идеи и национальных интересов» [5, c. 9].
Деятельность существующей образовательной системы направлена на достижение целей и решение стратегических задач национального проекта «Образование». С 1 января 2021 года стартовала реализация проекта «Патриотическое воспитание», направленного на развитие процесса воспитания патриотизма среди граждан Российской Федерации, основанного на российских духовно-нравственных ценностях, исторических и национально-культурных традициях.
Проблема патриотического воспитания подрастающих поколений волновала многих деятелей образования и просвещения. Исследованию сущности патриотизма посвящены работы отечественных классиков культуры и просвещения, таких как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Ф. Прокопович, А.Н. Радищев, Г.С. Сковорода, В.С. Сухомлинский, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский и других. Эта проблема находится в центре внимания современных ученых-педагогов И.А. Агаповой, С.Т. Алиевой, А.А .Аронова, М.П. Бузского, А.К. Быкова, Т.Е. Вежевич, А.Н. Вырщикова, И.Н. Глазуновой, Н.К. Григорьева, Р.К. Гусейнова, Г.А. Куманева, М.Б. Кусмарцева, И.С. Марьенко, А.И. Огнева, В.В. Пионтковского, С.Н. Смирнова, Ю.Б. Соколовской и других исследователей, которые дали обоснование различных аспектов патриотического воспитания конца XX и начала XXI веков.
В настоящее время программа патриотического воспитания и патриотические мероприятия реализуются в соответствии с Федеральным проектом Министерства просвещения «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021–2024 гг. [13].
Но одновременно с ростом социальной значимости патриотизма мы наблюдаем значительное падение нравственности и духовности. Целью нашей статьи является проблема теоретического анализа содержания и сущности патриотизма в современных условиях.
Сущность и структура патриотизма исследуется в современной литературе представителями различных наук: философами, историками, социологами, педагогами. Существует большое количество его определений и трактовок. Так, в "Педагогическом словаре" указано, что патриотизм – это «любовь к своей Родине, своему народу» [6, c. 86]. В данном определении акцентируется внимание на эмоционально-чувственном компоненте патриотизма.
Полнее раскрывается данное понятие в "Философском словаре" "Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь и преданность отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины" [14, с. 309], и в "Словаре по этике", рассматривающем патриотизм как чувство, деятельность и нравственный принцип.
Обратившись к философской литературе по данной проблеме, отметим исследование Н.И. Губанова "Отечество и патриотизм", в котором патриотизм определяется как единство чувств, идей и действий: "В нем (патриотизме) различают духовное содержание – патриотические чувства и идеи – и, проникнутые этими чувствами и идеями, действия, поступки людей. Подлинный патриотизм есть глубочайшая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам" [2, с. 8]. В разработку понятия патриотизм определенный вклад внесли философы А.Г. Агаев, А.А. Ермичев, В.В. Макаров, П.М. Рогачев, А.Н. Свердлин, Н.И. Шишов. Наиболее интересным, на наш взгляд, является определение, данное А.А. Ермичевым: "Патриотизм в его конкретной разновидности порожден обстоятельствами внутри страны, внутри нации и государства, имеющих свою историю и, таким образом, он сопряжен с историческим прошлым и исторической памятью. Его нельзя рассматривать вне сложной системы духовного мира личности" [3, с. 4].
Следует подчеркнуть, что в философской литературе указывается на необходимость учета специфики воспитания патриотизма, предполагающей формирование одних его компонентов на эмоционально-психологической основе, а других – на рационально-идеологической. А.В. Русецкий пишет: "Представляя сложное структурное образование, патриотизм, в конечном счете, как бы подразделяется на две подсистемы – эмоционально-психологическую и рационально-идеологическую. Если первая формируется в основном стихийно, в повседневной практической деятельности людей под влиянием общественной психологии, то вторая – это результат ... воспитательной работы" [9, с. 43-44]. Эту же точку зрения высказывают П.М. Рогачев и А.Н. Свердлин. Они указывают на единство эмоционального и интеллектуального компонентов патриотизма.
Ученые-педагоги, раскрывая структуру патриотизма, придерживались различных точек зрения. Одни (И.Т. Огородников, П.М. Якобсон) считали его чувством, другие (Н.И. Болдырев, Ф.Ф. Королев) – моральным принципом, третьи (Ю.К. Бабанский, И.С. Марьенко, А.Д. Солдатенков) – качеством личности. По определению Т.А. Ильиной, патриотизм выступает и как чувство, и как нравственный принцип, и как качество личности.
Исходя из характеристик данных компонентов, можно предположить, что патриотические чувства включают устойчивое отношение-переживание к таким объектам, как родной край, город, страна; в основе патриотизма как социально-нравственного принципа лежит интеллектуальная его сторона; в патриотизме как нравственном качестве личности выступают в единстве эмоционально-чувственный, интеллектуальный и деятельностный компоненты – при ведущей роли последнего.
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотизм на уровне бытия – сложное интегративное качество личности, включающее эмоционально-чувственный, интеллектуальный и деятельностный компоненты. А отсюда следует, и в этом мы согласны с исследователем Н.П. Сулимовой, что процесс формирования патриотизма включает в себя комплекс знаний о Родине, чувство любви к ней и активную деятельность, направленную на ее процветание.
Патриотизм – общечеловеческое понятие. Его истоки зародились еще при первобытно-общинном строе и были основаны на общности происхождения и кровных связях между членами своего рода, общности языка, обычаев, общинном укладе жизни с общей собственностью на орудия производства, а также необходимости защиты своей свободы и территории, суровой борьбой со стихией. Патриотическая идея пронизывает такие памятники Киевской Руси, как "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве". Эти произведения учат любить свою землю с "открытыми глазами", не только быть храбрым, но и прощать обиды и уважать другие народы. Именно в древних памятниках письменности сформировалось представление о единстве человечества и его истории, сочетающееся с глубочайшим патриотизмом, лишенным национальной исключительности. Высшим достижением педагогической мысли Киевской Руси является "Поучение детям" В. Мономаха, в котором большое место уделено формированию у молодежи чувства любви к отчизне и готовности к ее защите от врагов.
Уставы братских школ ХУI-ХУII веков свидетельствуют о патриотическом и гуманистическом направлении в воспитании детей в данных учебных заведениях. Интересные мысли о пользе и необходимости образования для блага отчизны содержатся в "Духовном регламенте архиепископа, ученого-педагога – ректора Киево-Могилянской коллегии Ф. Прокоповича. Хорошим образованием он считал лишь то, которое может принести пользу отчизне и называл его "коренем", "семенами", "основой" жизни.
Идея патриотизма, связанного с понятием свободы, пронизывала работы Г.С. Сковороды, русских революционеров-демократов А.Н. Радищева и H.A. Чаадаева. Пламенный патриот, педагог, философ-мыслитель, поэт ХVIII века Г.С. Сковорода требовал воспитания в каждом человеке высоких патриотических чувств, подчеркивая, что любовь и преданность Родине должна проявляться в честном служении ей в избранной области. Исходными и определяющими в системе его педагогических воззрений являются идеи патриотизма, демократизма, гуманизма и народности, а главной целью воспитания он считал формирование подлинного патриота Отечества – борца против насилия и деспотизма.
Революционно-демократическое обоснование сущности патриотизма дано А.Н. Радищевым в работе "Беседа о том, что есть сын Отечества". "Не все, рожденные в отечестве, достойны величественного наименования сына отечества (патриота). Нельзя называть сынами отечества людей, терзающих ближних своих, отнимающих у них последние крохи, Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человека, не согласен наименовать вышеперечисленных людей сынами отечества" [8, с. 217-218]. Вместе с тем А.Н. Радищев имел смелость заявить, что люди, пребывающие в рабстве и примирившиеся с ним, тоже не могут считаться сынами отечества. Только люди, восставшие за свою свободу и человеческое достоинство, могут считаться истинными людьми и настоящими патриотами. Свой общий вывод он сформулировал так: "Истинный человек и сын отечества суть одно и то же" [8, с. 220].
Заботой об общем благе, преодолении личного и группового эгоизма проникнуты работы крупнейших русских писателей и философов Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Д.Н. Толстого и других. Для нашего исследования большой интерес представляет мысль Н.А. Бердяева об эмоциональной ценности патриотизма: "В патриотизме эмоциональная жизнь более непосредственна и природна, и она есть, прежде всего, обнаружение любви к своей Родине, своей земле, своему народу. Патриотизм есть бесспорно эмоциональная ценность. Полное отсутствие его ненормальное, дефектное состояние" [1, с. 316], но "любовь к своему народу должна быть творческою любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам" [1, с. 99].
В трудах В.С. Соловьева указывается на необходимость проявления истинного патриотизма, включающего деятельностную практическую любовь к Родине. Патриотизм, по мнению философа, требует, чтобы мы любили свой народ, а истинная любовь "сочувствует действительным потребностям, сострадает действительным бедствиям" тех, кого мы любим. Одновременно с этим он призывал любить не все свое, а только хорошее. Нравственный долг требует от народа прежде всего, чтобы он отвлекался от национального эгоизма, преодолел свою природную ограниченность, вышел из своего обособления. Национальную вражду В.С. Соловьев сравнивал с существовавшим некогда каннибализмом. Отвечая на вопрос, "В чем же состоит настоящий, или истинный патриотизм?", философ приходит к выводу: "Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как народность не существует вне отдельных людей) и эта связь сделалась уже нравственною, внутреннею, а не физическою только, то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную" [10, с. 378].
Педагогическая отечественная мысль в лице К.Д. Ушинского внесла свой вклад в развитие патриотического воспитания. Патриотическое чувство, по мнению К.Д. Ушинского, является самым высоким, наиболее сильным чувством человека, "общественным цементом". Патриотизм, по мысли педагога, проявляется в подчинении личных интересов интересам отечества и народа, в общественной деятельности на благо народа и Родины. Выражением патриотизма К.Д. Ушинский считал и "те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю" [12, с. 320]. Главную задачу школы он видел в воспитании любви и преданности своему народу.
Значительную роль в разработке проблем патриотизма и патриотического воспитания сыграли педагоги и деятели просвещения А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
Фундаментальными трудами, посвященными воспитанию патриотизма, являются книги В.А. Сухомлинcкого "Воспитание советского патриотизма у школьников", "Родина в сердце", "Рождение гражданина". Целью всей воспитательной работы он считал формирование патриотизма и гражданственности у подрастающих поколений. Патриотизм, по мнению педагога, затрагивает все стороны личности человека – его сознание, чувства, волю. "Воспитание гражданина-патриота – это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков" [11, с. 16].
В наши дни особенно актуально звучат слова академика Д.С. Лихачева о необходимости "содействовать воспитанию деятельного, творческого патриотизма. Не патриотизма, удовлетворяющегося достигнутым, а патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений" [4, с. 4]. Отвечая на вопрос: "Что такое патриотизм?", – он говорит о том, что сегодня наши представления о нем должны основываться на духовном достоинстве нации: воротами же нации, по его мнению, является искусство. "Любовь к Родине – это не нечто отвлеченное, это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей" [4, с.101].
Таким образом, понятие патриотизм мы определяем как способность и потребность личности в воспроизводстве социально-культурного опыта данной общности (народности, национальности) в системе развития общечеловеческой культуры. Одновременно с этим следует отметить, что патриотизм – это сложное интегративное нравственное качество личности, которое включает в себя эмоционально-чувственный, интеллектуальный и деятельностный компоненты.
В своей статье мы лишь наметили основные ориентиры в понимании и современном прочтении такой сложной категории как патриотизм. Более глубокое рассмотрение данной проблемы требует дальнейшего детального изучения.