Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Литюк К.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Литюк Кристина Владимировна
учитель, МБОУ «СШ № 2 г. Снежное», РФ, г. Снежное

 

В связи с модернизацией всех сфер современного общества происходят изменения и в системе образования, в том числе, и школьного, совершенствование которого является одним из важнейших направлений деятельности образовательных организаций [4]. Развитие и успешность деятельности организации, ее социальный статус непосредственно зависят от организации управления, качеств руководителя, его профессиональной компетентности. Становится актуальной проблема разработки современных подходов к управлению, эффективных инновационных технологий управления и их оценки, нормативно-правового аспекта деятельности, создания современных моделей управления развитием системы общего образования и каждой отдельной образовательной организации.

Управление школой на сегодняшний день – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль [6].

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и педагогов  творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в трудовом коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебно-воспитательной работе.

Проблема управленческой деятельности руководителей образовательных организаций представлена в трудах таких ученых, как В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Е. И. Рогов, Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова [2]. В своих работах исследователи раскрывают теорию управления образованием на региональном и муниципальном уровнях.

Цель статьи − определить оптимальные подходы к организации управления современной образовательной организацией.

Реалии настоящего показывают, насколько современному руководителю необходимы знания по теории и практике управления. Это требует новой профессиональной компетентности. Модернизация образования поставила на повестку дня специальную подготовку руководящих кадров к управлению изменениями.

Согласно новым социальным задачам, растут требования к содержанию и характеру управленческой деятельности руководителей школ, качеству и эффективности учебно-воспитательного процесса. Руководитель должен обладать деловыми и личностными качествами, которые помогут ему успешно решать проблемы любой сложности и в любом подразделении школы. Чтобы быть эффективным, управление образовательной организацией должно опираться на современные научные подходы, перспективный педагогический опыт. Современная наука предлагает подходы управления, основанные на теории управления человеческими ресурсами.

Первый подход управления образовательной организацией, который нужно рассмотреть − это системный, утверждающий субъект-объектную парадигму управленческой деятельности. Системный подход − это совокупность методологических принципов и положений, которые позволяют всесторонне рассматривать систему как одно целое с согласованным функционированием всех ее элементов. Системный подход базируется на основных принципах − конечной цели, единства, связности, модульного построения, иерархии, функциональности, развития, децентрализации, неопределенности [3]. В методологическом отношении системный подход базируется на идеях целостности, целеустремленности, организованности объектов управления, их внутренней активности и динамизме.

Стоит отметить, что понятия «система», «элемент», «управление», «структура» и другие стали философскими категориями [3]. В социологии предметом науки стала социальная система, в экономике − экономическая система производства, региона, государства и т.д. Педагогические системы являются разновидностью социальных систем. Каждая социальная система функционирует в соответствии с целью, характеризуется иерархическим строением и наличием управления. Целью педагогической системы является обучение, воспитание, развитие, социализация личности. Каждая педагогическая система имеет иерархическое строение: индивидуальная педагогическая система, система ученического коллектива, совокупности коллективов всей образовательной организации.  

На данном этапе развития общества, первое место занимает социализация личности. Социализация личности ученика, которого мы, как педагоги, вместе с родителями и общественностью должны подготовить к самостоятельной жизни. Так и социализация личности учителя, которого путем организации самообразования, методической работы в образовательной организации мы готовим к изменениям в современном образовании, которые продиктованы трансформациям в обществе (глобализация, компьютеризация, необходимость внедрения новых подходов к обучению).

Второй подход опирается на личностно-ориентированные управленческие технологии, определяющие субъект-субъектную парадигму управления. В основе такого подхода лежит идея персонализации, которая опирается на общемировоззренческую установку [7]. С идеей персонализации тесно связано применение в управлении образовательной организации гуманистического подхода, который приобрел особую популярность в отечественной педагогической теории в последние 10-15 лет. Он возник как альтернатива существующему взамен командно-административному подходу в управлении образовательной  организацией.

В рамках гуманистического подхода в иерархической структуре системы принципов, которые выступают основой функционирования образовательной отрасли, основополагающим является принцип гуманизации, предусматривающий признание человека, личности как ценности, ради которой осуществляется развитие общества [1].

Теоретическую базу персонализированного подхода в управлении педагогическим коллективом составляет совокупность исходных теоретических положений о личности и практические методические средства, способствующие ее пониманию как целостности, изучению, созданию условий для ее саморазвития, самоактуализации.

Сегодня в условиях идеологической свободы идеи настоящего гуманизма вновь влияют на развитие педагогической науки в целом и в теории управления образовательной организацией в частности [8]. Но, к сожалению, эти идеи так и остаются в теоретической плоскости, а в жизни руководители школ больше ориентированы на дела, чем на человека, ради которого эти дела планируются и осуществляются. А потому и учителя больше ориентированы на дела чем на личность ученика, его индивидуальное развитие. Большинство руководителей школ не используют в процессе управления коллективом личностного подхода, не имеют опыта использования управленческих технологий, направленных на развитие личности педагога, раскрытие его внутренних возможностей.

Однако социализация личности учителя в образовательной организации может помочь в раскрытии его внутренних возможностей, но, к сожалению, действительно, как многие руководители не владеют управленческими технологиями в этом направлении, так и многие учителя не желают воспринимать изменения и заниматься самосовершенствованием, самообразованием, а попытки руководства учебного заведения раскрыть внутренние возможности воспринимают довольно неоднозначно, а иногда даже враждебно. Это одна из проблем, которую, должна решить правильная организация управления современной образовательной организацией.

Сегодня современная образовательная организация существует в условиях рыночных отношений. Руководитель должен владеть технологиями менеджмента и маркетинга в образовании, чтобы не остаться в стороне от реалий современной жизни. Он лидер-менеджер, который управляет педагогической системой образовательной организации, ее развитием, организует и стимулирует профессиональную деятельность педагогических работников, способствует формированию культуры организации, организует и обеспечивает их деятельность, изучает спрос на образовательные услуги, организует и обеспечивает их качество [5].

Современные условия требуют привлечения к управленческим процессам широкой общественности, родителей, общественных организаций. Поэтому одним из главных направлений обновления управленческой деятельности является приобретение знаний и умений по управлению школой как социальной системой. Руководитель в таком измерении становится социальным лидером, который должен единолично принимать управленческие решения.

Применение современного комплекса знаний и умений теории управления, в частности в рыночных условиях, осуществление инновационной деятельности становится основой обновления образовательного процесса, реформирования образовательной отрасли и повышения статуса руководителя школы. Обновление процесса управления должно опережать процессы развития современной образовательной организации.

Отсюда следует, что изменения в обществе происходят каждый день, и руководитель образовательной организации должен следить за ними, чтобы направить работу своего коллектива для решения задач, которые ставит каждый день современная жизнь. Поэтому руководитель образовательной организации должен быть менеджером, который, изучив все подходы в управлении образовательной организацией, умеет соединить их между собой, чтобы получить мощный инструмент внутришкольного управления, как того требует современная образовательная организация. Без разумной организации работы современной образовательной организации не возможно его полноценное функционирование.

 

Список литературы:
1. Амерханова Н. Э. Гуманизация образовательного процесса / Н. Э. Амерханова, О. В. Матвеева // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. – Казань : Бук, 2015. — С. 11-14. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. зав. / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Изд. Центр «Академия», 2010. – 318 с.
2. Барабаш Н. Н. Менеджмент: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.Н. Барабаш. – Чебоксары : Единение, 2019. – 182 с.
3. Жариков О. Н. Системный подход к управлению: учеб. пособие для вузов / О. Н. Жариков. –  Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.
4. Кроер Е. В. Развитие профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования / Е. В. Кроер // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – №3. – С. 72-77.
5. Патрахина Т. Н. Менеджмент в образовании: учеб. пособ. / Т. Н. Патрахина.  –  Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 123 с.
6. Симачкова Т. С. Проблема управления качеством образования начальной школы / Т. С. Симачкова // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). –С. 212-214. 
7. Синягин Ю.В. Личностно-ориентированный подход в управлении: мировой опыт / Ю.В.  Синягин, Н.Ю. Синягина, Ю. К. Алдошина // Образование личности. – 2017. –  №1. –  С.47-56.
8. Шабурова А. В. Современные подходы к управлению человеческими ресурсами / А. В. Шабурова // Теория и практика общественного развития. – 2016. – №2. – С. 47–48.