Статья:

Развитие у дошкольника ценностного отношения к природе

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Якутина Е.Ю. Развитие у дошкольника ценностного отношения к природе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 37-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие у дошкольника ценностного отношения к природе

Якутина Екатерина Юрьевна
воспитатель д/с № 66, магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе в развитии ребенка. Когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий компоненты должны являться основой в воспитании ценностного отношения в развитии ребенка.

 

Ключевые слова: воспитание; ценности; ценностное отношение; природа; экологическое сознание.

 

Человек живет как природное и общественное существо благодаря различным связям и отношениям, которые устанавливаются между людьми и окружающей их средой. К природе человек относится с любовью, наполняющей его жизнь высшим и духовным смыслом. Педагоги ставят перед собой главные задачи: формирование у ребенка ценностного отношения к природе, экологического сознания, направлен­ного на сближение человека и природы.

Ребенок должен научиться понимать жизненно важную ценность природы, осознавать свое место и роль в ней, беречь и охранять природу.

М.Г. Казанцева, Л.П. Разбегаева, Н.А. Щуркова в воспитании у детей ценностных отношений опираются на концептуальные подходы. В своих работах они определили, цели, принципы, содержание и методические условия, необходимые для развития у ребенка экологической культуры.

Для педагогики важно значение общенаучных определений, к которым относится и понятие «ценность». При взаимодействии субъекта с некоторыми внешними факторами, предметами и явлениями, в процессе переживания и осознания субъектом их значимости формируются ценности.

Система ценностей принимается обществом и регулирует поступки человека. Положительное отношение личности к данной системе определяется в педагогике как ценностные отношения. В развитии ребенка важной частью является эмоциональная сторона, поэтому главное, чтобы отношение личности было именно положительным.

В.П. Тугаринов отмечает: «Ценности – предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» [10, c. 138].

П. Менцер считает: «ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением» [10, c. 145].

По определению С.И. Маслова, «ценность – положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества. Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям» [8, c. 81].

При изучении природы и взаимодействия с ней педагогу необходимо создать благоприятный положительный эмоциональный фон для развития у ребенка ценностного отношения к природе. Экологическую культуру необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста, так как они наиболее хорошо воспринимают получаемую информацию.

Взаимодействуя с природой, ребенок развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему его миру, может выделять себя из окружающей среды. В начале обучения педагог должен проанализировать отношения ребенка к природе. Например, на прогулке педагог может увидеть, бережно ли ребенок относится к природе, как с ней взаимодействует? В процессе обучения, у педагога предоставляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Г. Риккерт ввел, а М. Вебер отмечают: «Системы ориентации ценности личности являются важным элементом ценностных отношений в обществе» [10, c. 156].

Психологический словарь дает следующее определение: «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокуп­ностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного» [8, c. 90].

Взаимоотношение детей с природой не должно быть только теоретическим. Педагогу важно на практике познакомить детей с окружающим миром, научить пониманию и уважительному отношению к природе, воспитывать чувство ответственности к происходящему.

Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

Дети часто склонны к повторению и подражанию, поэтому то, как сам педагог относится к окружающему его миру, является главным критерием успешности в выполнении задач по бережному отношению к природе. Так как отношение педагога к природе будет для ребенка идеальным.

Педагогу необходимо поставить в основу воспитания общую систему, компонентами которой являются человек и природа, показать и доказать детям, что в основе этой системы должны находиться демократические отношения и не может быть главенствующего элемента.

Чувство Родины, природы родного края начинается у ребенка в довольно раннем возрасте – с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство природы родного края начинается с восхищения тем, что ребенок видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, однако, они пропускаются через его детское восприятие и влияют на становление личности.

Основной задачей педагога является отбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Привлекающие внимание детей эпизоды бывают яркими, образными, конкретными, вызывают интерес. Прежде чем приступить в работе по воспитанию ценностно-смыслового отношения к природе родного края педагогу необходимо определиться, что целесообразнее показать и рассказать детям, выделяя особенности данной местности или данного края, так как любой край, область и даже небольшая деревня уникальны. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Чтобы ощутить единство с природой, воспитать через природу любовь к родному краю, необходимо первым делом уметь видеть природу. Этого можно достичь, постоянно общаясь с окружающей природой, ощущая себя частью целого, взаимодействуя с этим целым. Только при постоянном общении с природой можно достичь гармонии педагогических взаимодействий.

Являющееся важной составляющей аксиологического опыта личности ценностное отношение к природе родного края должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования. В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Известные педагоги такие, как К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский, говорили об идее первичности эмоциональной связи ребенка с окружающей его природой. Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и другие идею развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей старшего дошкольного возраста также считают важной.

Н.Ф. Виноградова и Т. Филиппова отмечают: «Для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окру­жающими их природными объектами – основа доброжелатель­ного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой» [3, c. 60].

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в своих исследова­ниях отмечают: «Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка» [8, c. 87]. Таким образом, эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.

Многие исследователи считают, что изучать проблему ценностного отношения к миру природы необходимо с воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Нравственно-эстетическое воспитание, развитие духовного мира человека, формирование моральных ценностей к окружающему миру, миру природы влияет на становление нового мировоззрения. Наши предки жили в гармонии с природой, умели наслаждаться красотой окружающего мира, переносили ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Этому необходимо учить детей с детства.

Общие задачи воспитания и социализации ребенка классифици­руются по различным направлениям и взаимосвязаны с другими. Эти направления раскрывают различные стороны духовно-нравственного развития гражданина Российской Федерации.

Ребенок должен принять базовую систему национальных ценностей, на которой основываются принципы воспитания и успешного вхождения в общество ребенка. Одним из главных направлений является экологи­ческое воспитание детей, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде [2, с. 17].

Таким образом, для воспитания ценностного отношения в развитии ребенка необходимо основываться на когнитивном, эмоционально-оценочном, мотивационно-поведенческом компонентах. Говоря о воспитании ценностного отношения к природе нужно помнить о том, что ребенок должен не только получать теоретические знания об окру­жающем мире, но и непосредственно на практике взаимодействовать с природой.

 

Список литературы:
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной [Текст] / Н.В. Алешина. - М., 2011.-14 с.
2. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 64–75. 
3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева. – Минск, 2016. – 297с.
4. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – N 5. – С. 45-69.
5. Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников [Текст]: учебное пособие / Т.А. Котлякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 64 с.
6. Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания [Текст] / Н.Д. Никадров // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2012. - С. 15-33.
7. Платохина Н.А. Концепция ценностно-смыслового развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Платохина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. – N 10. - с. 81-91.  - 0,4 п.л.
8. Сбитнева Е.С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.С. Сбитнева // Молодой ученый. – 2016. — № 26. — С. 692-694.
9. Серебряковак Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. - Академия, 2015. – 208 с.
10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.