Статья:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Наджарян А.Г., Хубаев Г.Т. Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 31-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья

Наджарян Анна Герасимовна
канд. пед. наук, доцент, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, г. Владикавказ
Хубаев Георгий Тенгизович
магистрант, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, г. Владикавказ

 

Psychological and pedagogical support of the family of children with disabilities

 

Anna Najarian

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, North Ossetian state pedagogical Institute, Russia, Vladikavkaz

Georgy Khubaev

master's student, North Ossetian state pedagogical Institute, Russia, Vladikavkaz

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, с кото­рыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дается характеристика психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения этих семей, организации ранней коррекции развития ребенка-инвалида. Также в работе рассматриваются направления, этапы и формы работы с семьями.

Abstract. This article discusses the problems faced by families raising a child with disabilities. The characteristic of psychological, medical and pedagogical support and maintenance of these families, the organization of early correction of development of the disabled child is given. Also in the work the directions, stages and forms of work with families are considered.

 

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья; проблемы семей; воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья; психолого- медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи; организация ранней коррекции развития ребенка-инвалида; направления; этапы и формы работы с семьей.

Keywords: child with disabilities; problems of families raising a child with disabilities; psychological; medical and pedagogical support and support of the family; the organization of early correction of the development of a disabled child; directions; stages and forms of work with the family.

 

На сегодняшний день наблюдается тенденция увелечения числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практический опыт работы с детьми с ОВЗ доказывает, что помощь такому ребенку будет эффективна, если она базируется на личных, человеческих отношениях, а это возможно лишь в семье. Сама семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, сталкивается с некоторомы проблемами [1, с. 277]:

Первая проблема- «Социальная изоляция». Она связана с эмоцио­нальной депривацией, нехваткой положительных контактов, окружение, которое сможет понять проблемы семьи.

Появление в семьи особенного ребенка меняется весь уклад жизни членов этой семьи. Их отличет малообщительность и тщательный выбор контактов. Семья намного ограничивает круг знакомых и даже родственников из-за присущих особенностей состояния и развития появившегося ребёнка с ОВЗ, а также по причине личностных установок самих родителей, к которым относится: страх, стыда и др. Нередко подобные реакции становятся результатом некорректного отношения окружающих (знакомых и незнакомых) к ребёнку и членам его семьи.

Некоторые мамы после рождения ребёнка с особыми потребнос­тями, вынуждены поменять вид своей профессиональной деятельности или же вообще уйти с работы. Последствия этих действий приводят к тому, что женщина лишается собственного заработка, изменяется ее социальное положение, и она становится зависимой от своего мужа и семьи.

Всё это является мощным стрессогенным фактором для членов данной категории семьи и, собственно, затрудряет оптимальное развитие ребёнка с ОВЗ.

Второй проблемой становится построение ясной жизненной перспективы.

Главной особенностью семей, воспитувающих детей с ОВЗ явля­ется предвидение хронической природы кризиса и тревога связваная с неопределённой жизненной перспективой. Заглядывая вперед, члены семьи не видят в будущем надежды на облегчение проблем: на замену независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им приходят отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Многолетний стресс таких родителей может привести к проблем в психическом здоровье.

Думая о будущем семьи, родители должны решить, как им жить в сложившейся нестандартной жизненой ситуации. Всем членам семьи нужно адаптироваться к условиям неопределённого будущего. Для этого необходимо вступать открыто в контакты, обсуждать сложив­шиеся проблемы и даже переступать через свои интересы, если того требует ситуация.

У родителей может сформироваться мнение: что взросление ребёнка может быть опасным, поэтому у них может появиться: неосознанное стремление к длительному удержанию ребёнка в детском состоянии; сверхконтролирующее поведение в отношении ребёнка; чувство принятия его взросления.

Данное мнение не верное, ведь многие взрослые люди, имеющие лишь физические нарушения, могут самостоятельно жить, если созданы необходимые условия: наличие помощника, переоборудованное жилье, специальное оборудование или средство передвижения. Эти люди способны сами планировать свое будущее и даже активно участвовать в борьбе за максимально нормализованную жизнь.

Для человека с ОВЗ, который не может достичь истинной незави­симости, предоставляются возможности, зависящие от места проживания и материального состояния его семьи, речь идет о институционализации т. е помещение особенного взрослого в специализированный интернат, а также о различных форм совместного проживания.

Многие родители особенных детей начинают переживать о будущем своего ребёнка, как только понимают, что с ним что-то не так. Несмотря на это в период младенчества и детства родители начинают смотреть в будущее с надеждой, или просто стараются не размышлять об на эту тему. Большинство таких родителей начинают жить «одним днём», и это длиться до того, пока ребенк с ОВЗ не достигнет среднего подросткового возраста.

Третья проблема, касающаяся недостатка знаний и навыков, заключается непросвещенности родителей в сфере взимодействия в ребенком с ОВЗ.

Родители часто испытывают дефицит знаний о закономерностях развития детей, как без нарушений в здоровье, так и детей с отклоне­ниями. Им нехватает информации о том, как рационально организовать взаимодействие с ребёнком. Также они нуждаются в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия. Как пример можно привести стиль воспитания в семье с ребенком с ОВЗ. Чаще всего родители выбирают гиперопекающий стиль воспитания, характрери­зуется тем, что родители не могут ни в чем отказать ребёнку, не испытывая при этом чувства вины. К тому же они испытывают трудности при может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё вышесказанное ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.

Следующая проблема, с которой сталкиваются родители детей с ОВЗ - это постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка.

Стресс, испытываемый родителями может сильно понизить уровень энергии человека, привести к снижению когнитивных способностей, частыми неудачам, снижению иммунитета и множеству разнообразных.

Для избавлений от некоторых симптомов стресса родителям необходимо иметь знания об особенностях своего состояния, а также способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, с которыми они могут познакомиться с помощью группы поддержки.

Основная цель в работе с семейными группами - это психолого- медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, и конечно также организация ранней коррекции развития особенного ребенка-инвалида [6].

Задачи:

  1. По отношению к ребенку:
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • помощь в преодолении трудностей в развитии: компенсирующее обучение умениям и навыкам поведения;
  • максимально возможная адаптация ребенка к социальной и образовательной среде.
  1. По отношению к родителям:
  • психосоциальная помощь (помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспо­мощности по отношению к своему ребенку);
  • посредничество между семьей и другими службами;
  • помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка с целью выбора образования и условий существования;
  • стимулирование самостоятельности и развитие способности в общении.

Работа осуществляется по нескольким направлениям.

Диагностическое направление. После чего разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.

Коррекционное направление. Целью данного направления является оказание помощи детям с проблемами, и психолого-педагогической помощи их родителям.

Консультативное направление. Консультации предоставляются через систему индивидуальных консультаций.

Образовательное направление. В рамках данного направления проводятся семинары, круглые столы, мастер-классы, лекции для родителей, публикуются доклады средствах массовой информации (статьи в местных газетах, передачи на местном телевидении), издаются буклеты и брошюры для родителей и педагогов-психологов.

Работа в семейных группах осуществляется поэтапно.

На подготовительном этапе происходит знакомство педагога-психолога с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия.

Знакомство с родителями ребенка начинается с педагогического изучения семьи. Оно проводится в первые две недели посещения ребенком семейной группы.

Формы работы включают:

  • беседу
  • анкетирование
  • наблюдение за игрой матери и ребенка
  • диагностику уровня развития ребенка.

Данные формы работы позволяют выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье, выработать правильное отношение к особенностям развития своего ребенка, научиться делать самооценку своих педагогических умений, настроиться на сотрудничество со специалистами.

На этапе обсуждения индивидуального маршрута развития ребенка проводится изучение анамнестических данные о развитии ребенка, результаты его диагностического обследования, анализируются беседы с родителями и анкетные данные. Контролируется игра родителей с ребенком. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляется индивидуальная программа обучения и воспитания. Специалистами Межрегионального открытого социального института разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы, которые ранее уже протестировали в семейных группах. Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» представляет собой систему коррекционно-развивающих упражнений, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспе­чение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

Основная часть индивидуальной коррекционно-развивающей работы направлена на реализацию программ и включение родителей в образовательный процесс [7].

На даном этапе у родителей складывается положительное отно­шение к общению и взаимодействию с ребенком, активная позиция по отношению к его воспитанию в семье. Родителей обучают методам адекватного взаимодействия со своим ребенком, разрабатывают методы организации групповых игр с несколькими детьми (2‑3 ребенка).

Применяются следующие формы работы:

  1. Наблюдение за ребенком во время занятий. Данная форма работы с родителями может использоваться в период всего пребывания ребенка в группе.
  2. Кратковременное включение родителей в ход занятия. На этом этапе происходит включение родителей в проведение игр. Педагог-психолог знакомит их с приемами игрового взаимодействия с ребенком, акцентирует внимание на значимости вербальной инструкции.
  3. Партнерское участие родителя в проведении занятия с ребенком. На заключительном этапе вновь планируется проведение беседы и анкетирования, наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, диагностика уровня развития ребенка.

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий ребенок получает опыт общения с другими детьми, осваиват навыки сенсорно-моторной и игровой деятельности, обогащает пассивный и активный словарный запас.

Родители начинают уделять больше внимания уделять вопросам воспитания, развития и обучения ребенка, повышается уровень их психолого- педагогической компетентности, появляется интерес и жела­ние общаться со специалистами, стремление получать индивидуальные консультации.

 

Список литературы:
1. Брускова Е.С. Семья без родителей [Текст] / Е.С. Брускова. - М.: Мысль, 2013. - 277 с.
2. Лебедева С. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка [Текст] / Л. Светлана. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 156 с.
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
4. Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Парадигма, 2013. - 172 с.
5. Фромм А. «Азбука для родителей», или «Как помочь ребенку в трудной ситуации» [Текст] / А. Фромм. - Екаеринбург: АкраМедия, 2014. - 308 с.