Статья:

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Варнавский С.Н. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

Варнавский Сергей Николаевич
аспирант, Международный инновационный университет, РФ, г. Сочи

 

DIAGNOSIS OF PROBLEMS IN THE SYSTEM OF MILITARY-POLITICAL WORK IN THE UNIT

 

Sergey Varnavsky

Graduate student, International Innovation University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы системы военно-политической работы в подразделении, а также пути их решения. Приведены основные направления военно-политической работы, а также их содержание.

Abstract. This article discusses the main problems of the military-political work system in the unit, as well as ways to solve them. The main directions of military-political work, as well as the content, are given.

 

Ключевые слова: военно-политическая работа; педагогические проблемы; Вооруженные Силы; культурно-досуговая работа; военно-политическая подготовка; подразделение.

Keywords: military-political work; pedagogical problems; Armed Forces; cultural and leisure work; military-political training; division.

 

В 2018 году в Вооруженных Силах был введен новый вид военно-профессиональной деятельности, а именно военно-политическая работа, что привело к необходимости создания определенной учебно-научной базы для разработки современного подхода к ее осуществлению. Возникшие в связи с этим задачи, в первую очередь организационного плана, были направлены на определение теоретических основ педагогической, психологической и правовой деятельности. В настоящее время проблемы по созданию теоретической базы практически решены. Также мы видим, что система военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет много отличий по сравнению с ее прежней системой в плане взаимодействия с личным составом, а именно:

  • расширенные полномочия органов военно-политической работы;
  • увеличение направлений военно-политической работы;
  • введение нового предмета боевой подготовки – военно-политическая работа, а также понятия «морально-политическое и психологическое состояние».

В настоящее время военно-политическая работа опирается на следующие нормативно-правовые документы [3; 4].

1. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 456 «О заместителе Министра обороны Российской Федерации – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации» [4];

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом» [5];

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2018 г. «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации» [1];

4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [2].

Задачей военно-политических органов, которые были созданы, является формирование и развитие гражданских качеств, патриотизма, а также должного уровня правопорядка и воинской дисциплины [5].

Поэтому создаваемая система военно-политической работы направлена решать современные вызовы безопасности государства, строящиеся на принципах отечественной военной классики, науке побеждать. Одной из главных задач, которые стоят перед Вооруженными Силами является то, чтобы каждый военнослужащий осознал свою причастность, как к внешним, так и к внутренним делам государства.

Основные методологические подходы по реализации военно-политической работы с военнослужащими по призыву являются следующие:

- деятельностный;

- компетентностный.

Военно-политическая работа основывается на научных и педагогических знаниях, а также необходимости развития и формирования теоретических и практических аспектов. В современных условиях достаточно важны научные и педагогические наработки для того, чтобы развивать теорию и практику военно-политической работы. Это связано с тем, что в армии, как и в государстве постсоветского периода, шел активный отказ от идеологии, что привело к отрицанию обществом воспитания в государстве и армии. Также проводимые реформы воспитательных органов в армии привели к нивелированию достижений в отечественной военно-педагогической науке. Из проведенного анализа, нормативно-правовых, а также руководящих документов, которые были разработаны в период 2018-2023 гг. Министерством обороны Российской Федерации в вопросах организации военно-политической работы видим ряд значительных расхождений, касающихся в первую очередь воспитательной работы личного состава.

Так в приказе Министра обороны РФ № 95 от 22 февраля 2019 г «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» включены такие виды воспитания как нравственное, воинское, правовое, эстетическое, а также государственно-патриотическое. Но в приказе МО РФ от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» вышеуказанные виды воспитания отсутствуют, что является недопустимым, поскольку в армии должно быть все четко и ясно, отсутствовать двойное толкование. Следовательно, необходимо привести руководящие документы к должному виду. Из анализа литературы мы видим, что многие военные ученые изучали и исследовали проблемы различных видов воинской деятельности. Такие виды практики войск как: боевая подготовка, эксплуатация военной техники, обеспечение безопасности военной службы и подобные им – военный ученый Р.В. Маркитан относит к повседневной [6].

Одним из главных вопросов, которые требуют решения – это определить статус военно-политической работы в системе военного и научного знания. В армии военно-политическая работа рассматривается в качестве новой системы работы с военнослужащими [1]. Поэтому необходимо провести анализ такого понятия как военно-политическая работа, определить её место в системе военного и научного знания. Согласно приказа Министра обороны РФ от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» военно-политическая работа представляет собой перечень культурно-досуговых, агитационных, воспитательных, социальных, военно-патриотических и других педагогических мероприятий, что составляет систему военно-политической работы, и направлены на развитие, а также формирование у военнослужащих гражданских, нравственных, патриотических и иных профессиональных качеств личности, для качественного выполнения своих должностных обязанностей и воинского долга по защите Родины [4]. Основные направления военно-политической работы показаны в таблице 1. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что военно-политическую работу можно отнести к теории воинского воспитания и обучения. В заключении хочется отметить, что одной из главных проблем в системе военно-политической работы является достаточное отсутствие в подразделениях квалифицированных кадров по организации военно-политической работы.

Таблица 1.

Основные направления военно-политической работы

Направления военно-политической работы

 

Содержание

 

Педагогические проблемы

 

Пути решения проблемы

Военно-политическая подготовка (ВПП).

 

Проводится согласно плана ВПП на календарный год. Темы занятий утверждаются на уровне Министра обороны. Формы занятий в рамках ВПП следующие: лекция, семинар, беседа. По данной подготовке проводятся контрольные занятия и зачеты.

Военнослужащие имеют различный уровень подготовки, возраст, образование. Это, несомненно, влияет на восприятие и усвоение материала. В тематике лекций мало уделяется внимание послевоенному времени (после 1945 года).

При подготовке и проведении занятий необходимо, учебный материал был наглядным, по возможности доступно излагался.

Добавить в план ВПП несколько новых тем.

Культурно-досуговая работа

В рамках культурно-досуговой работы проводятся следующие основные мероприятия:

1. Проведение концертов художественной самодеятельности.

2. Посещение музеев, культурно-шефская работа.

3. Просмотр художественных фильмов.

4. Организация взаимодействия с организациями и деятелями культуры и искусства в интересах обеспечения культурно-художественного обслуживания личного состава и др.

 Культурно-досуговая работа проводится в выходные и праздничные дни, что не позволяет уделить достаточно времени, например подготовке к концертам художественной самодеятельности. Просмотр фильмов осуществляется согласно утвержденного перечня.

Добавить в один из будних дней проведение культурно-досуговой работы, например в среду (по одному часу)

Что касаемо просмотра фильмов необходимо расширить перечень фильмов, учитывая специфику нового поколения молодежи.

Работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

Данное направление ВПР включает в себя следующие мероприятия:

 1. Сплочение воинских коллективов и предупреждение уставных правил взаимоотношений.

2. Проведение правового часа (один раз в неделю по одному часу). Представляет собой занятия в форме лекций, посвященные различным вопросам из УК РФ, а также безопасности дорожного движения.

Тематика занятий по правовому часу ограничивается малым количеством тем.

Необходимо дополнить темы в рамках правового часа.

Психологическая работа

Психологическая работа включает в себя:

1. Изучение индивидуальных особенностей молодого пополнения.

2. Проведение комплексного психологического обследования личного состава.

3. Профилактическая работа с военнослужащими, имеющими признаки отклоняющегося поведения.

4. индивидуальное психологическое сопровождение военнослужащих групп динамического наблюдения.

Часто в воинских частях отсутствует штатный психолог, а командиры и начальники подразделений не имеют должной подготовки для выявления психологических отклонений у военнослужащих.

Необходима должная подготовка командиров подразделений в вопросе психологической работе с личным составом.

 

Список литературы:
1. Приказ министра обороны Российской Федерации от 16.10.2018 № 585 «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mil.ru/files/Prikaz_803ot28.12.2021.pdf (дата обращения: 07.12.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 / Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г., № 32 (часть II), ст. 5313. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43414 (дата обращения: 17.12.2023).
4. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 456 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43416 (дата обращения: 18.12.2023).
5. Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2018 № 454 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43414 (дата обращения: 19.12.2023).
6. Управление повседневной деятельностью частей и соединений РВСН: учебник / под ред. Р.В. Маркитана. – Балашиха: ВА РВСН им. Петра Великого, 2018. – 492 с.