Статья:

Проект создания языковой среды «LINGUA LAND» как элемент внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Крисковец Т.Н., Меркулова Л.В. Проект создания языковой среды «LINGUA LAND» как элемент внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 15-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проект создания языковой среды «LINGUA LAND» как элемент внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя

Крисковец Татьяна Николаевна
д-р пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург
Меркулова Людмила Валерьевна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург

 

THE LANGUAGE PROJECT "LINGUA LAND" AS AN ELEMENT OF AN INTERNAL INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF THE TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY

 

Tatyana Kriskovets

DPhil, senior lecturer, associate professor of chair «Pedagogics of high school», Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

Lyudmila Merkulova

рhd in pedagogics, senior lecturer, associate professor of chair «Pedagogics of high school», Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя в рамках формирования национальной системы учительского роста. Авторы показывают специфику реализации проекта создания языковой среды «LINGUA LAND» в образовательной организации, приводит характеристику ее составляющих. Раскрываются этапы повышения качества языкового образования. Доказывается необходимость сочетания результативной и процессуальной составляющих в системе внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя.

Abstract: The article examines the features of the internal independent assessment of the quality of the teacher's professional activity within the process of the formation of the national system of teacher growth. The authors show the specifics of the implementation of the language project "LINGUA LAND" in the educational organization, give the characteristics of its components. The stages of improving the quality of language education are revealed. The necessity of combining the effective and procedural components in the system of internal independent assessment of the quality of the teacher's professional activity is proved.

 

Ключевые слова: Профессиональная деятельность; многоуровневость, образовательный проект, внутренняя независимая оценка, языковое образование.

Keywords: Professional activity; multi-level, educational project, internal independent evaluation, language education.

 

Проблема качества, особенно качества образования, на протяжении достаточно долгого периода времени является достаточно острой. Говорить о качестве достаточно сложно. Говорить о качестве в сфере образования сложнее вдвойне. Действительно, как измерить это соотношение цели и результата, если цели постоянно меняются, темп их изменений неуклонно растет вместе с темпом общественной жизни. А результат в области педагогики достаточно проблематично измерить, в связи с тем, что мы имеем дело не с продуктами производства, а с Личностью, со всей ее сложностью внутренних и внешних связей.

Но не говорить о качестве нельзя. Мы несем ответственность за степень готовности выпускника к самостоятельной жизни. Образование это в том числе и владение современными формами общения, подготовка к жизни в быстро меняющемся мире, развитие способности постоянно осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.

Сегодня, в условиях введения модели национальной системы учительского роста, встает проблема диагностики качества профессиональной деятельности и поиск эффективных путей профессионального сопровождения учителя. В большинстве случаев оценка качества профессиональной деятельности основывается на наиболее значимых результатах   - победах в конкурсах исследовательских работ, результатах обучающихся в ЕГЭ и ОГЭ. Такое отсутствие внимания к процессной стороне профессиональной деятельности преподавателя демотивирующим образом влияет на его профессиональное карьерное развитие. В этой связи, на наш взгляд заслуживает внимания опыт реализации проекта создания языковой среды «LINGUA LAND» как возможного элемента внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя.

Проект создания языковой среды «LINGUA LAND» направлен на создание языковой среды, обусловливающей формирование личности, принимающей тесную взаимосвязь и многообразие культурных социумов, способной к поступательному обновлению лингвистических и культурных знаний, к использованию коммуникативных и учебных стратегий. Разработчиками и исполнителями проекта создания языковой среды «LINGUA LAND», выступили коллектив преподаватели иностранных языков Оренбургского президентского кадетского училища и кадеты 5-11 классов.

Практика показывает, что реализация данного проекта вносит значительный вклад с точки зрения повышения как качества языкового  образования, так и качества профессиональной деятельности педагога. Попробуем представить качество языкового образования совокупностью следующих категорий.

Качество языковой среды. Нужно сказать,  что качество языковой среды является специфическим параметром языкового образования. Мы не можем обеспечить естественную языковую среду. В условиях закрытого образовательного учреждения достаточно сложно инициировать иноязычное общение  со сверстниками. Практика показала, что количества часов, отводимых согласно образовательной программе на предмет «Иностранный язык» недостаточно для того, чтобы побудить ребят общаться друг с другом на языке. Находясь в отдалении от носителей языка и реальной языковой среды, кадеты воспринимали дисциплину «иностранный язык» как, безусловно, необходимую, но несколько далекую от повседневной реальности. Преподавательским коллективом были выделены проблемы иноязычного образования, стоящие перед обучающимися:

- недостаточные умения преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией общения;

- неспособность понять и достичь связности в значимых коммуникативных моделях, использовать определенную стратегию для конструирования текста;

- боязнь вступать в разговор;

- неспособность компенсировать различными средствами недостаточность знания языка;

- отсутствие речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.

Это побудило коллектив преподавателей иностранных языков Оренбургского президентского кадетского училища к поиску новой формы развития речевой компетенции, представляющий собой некий сплав урочной и внеурочной деятельности. Ими была поставлена цель - создание искусственной языковой среды. Так в 2014 году зародился проект создания языковой среды «LINGUA LAND», поначалу использующий только внутренние ресурсы.

За прошедшее время проект стал мультиязычным, масштабным (как по формам работы, так и по направлениям) событием как жизни училища так и образовательного сообщества преподавателей иностранного языка г.Оренбурга.

Механизм создания языковой среды изучаемого языка базируется на идеях коммуникативности; вариативности; креативности; языковой аутентичности.

Коммуникативность как  центральная установка заключается в использовании всех трех способов общения: интерактивного (взаимодействие между участниками проекта происходит на основе какой-либо деятельности), перцептивного (восприятие друг друга как личностей), информационного (участники проекта обмениваются информацией, представляющей для них интерес); обеспечивается коммуникативная мотивация, побуждающая участников проекта вступать в общение друг с другом.

Идея вариативности находит реализацию в многоуровневости этапов проекта, использовании различных технологий, смене видов деятельности.

Идея креативности реализуется в четырех основных аспектах: креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда.

Основным из критериев аутентичности считается ориентация на создание иллюзии приобщения к естественной языковой среде.

Сегодня в проекте «LINGUA LAND» идет реализация шести направлений:

Ведущие направления проекта подобраны таким образом, что обучающиеся сами приходят к пониманию своего места в проекте, наиболее значимых для себя действий.

В основу реализации направления  TERRA «Lingua-Акция» положена игра как наиболее эффективная форма организации деятельности. Летняя языковая практика по иностранным языкам, драматизация, организация клубной деятельности, -  способствуют расширению кругозора кадет, развитию речевой компетенции, социальной терпимости, речевого такта и социокультурной вежливости.

Создание условий общения, приближенных к реальным, аутентичным, вызывающим интерес к иноязычной культуре и менталитету, является задачей реализации направления  TERRA «Lingua-Дизайн». Оформление кабинетов иностранных языков, тематическое оформление столовой «Кухни народов мира», жилых корпусов – способствуют созданию иноязычной, по возможности аутентичной, образовательной среды учебного процесса, направленной на помощь обучающимся в ощущении атмосферы другой страны, познании ее культуры, ценностей, традиций.

TERRA «Lingua-Продукт» направлена на развитие творческих способностей личности  по  созданию  нового  продукта, формирование субъекта своей деятельности. Что касается реального продукта проектной деятельности обучающихся (изделие, макет, модель, стенд, спектакль, исследовательская работа, словарь, справочник и т. д.), это лишь один из результатов, не менее важным становится развитие самооценки, ответственности за результаты коллективного труда, формирование навыков самостоятельного учебного труда.

Эффективным средством стимулирования личностных достижений и обучающихся является направление TERRA «Lingua-Конкурс». Целенаправленная и систематическая конкурсная деятельность способствует формированию личностных достижений обучающихся, развитию ориентации на успех.

TERRA «Lingua-Информация». Ее реализация способствует развитию информационной компетентности как основы активной жизненной позиции, принятия решений и выполнения социально ответственных действий.

TERRA «Lingua-Интеграция». Интеграция учебных дисциплин  предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Вопрос качества содержания долгое время оставался проблематичным. Изначально пять часов в неделю, выделяемых согласно учебному плану на иностранный язык, использовались преподавателями для расширения базовой программы «Spotlight» за счет включения дополнительного лексико-грамматического материала. В последствии была признана неэффективность такого подхода. В данное время осуществлен переход на трехчасовую базовую программу первого иностранного языка. Помимо этого, преподавателями училища был разработан авторский курс «Практиким устной речи», выстраиваемый по особой программе, включающий реализацию военной составляющей. Задача данного курса – развитие коммуникативных навыков, умения выразить свою точку зрения в различных ситуациях, устанавливать контакты и поддерживать коммуникацию различных уровней. Введение курса «Практиким устной речи» в учебный за счет компонента образовательной организации позволило создать базис реализации проекта «LINGUA LAND».

Качество процесса оценивается использованием в процессе реализации проекта «LINGUA LAND» современных образовательных технологий, соответствующих форм и методов работы. Использование в процессе реализации проекта технологий игровой деятельности, проектной технологии, технологии развития критического мышления, организации самостоятельной работы, коммуникативно-ориентированных (диалоговых) технологий и многих других позволяет включать обучающихся в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе данных технологий в процессе реализации проекта «LINGUA LAND» становится возможным проектирование различных видов заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих уровень развития обучающегося, его личностные интересы, особенности и склонности к различным видам деятельности, что способствует становлению познавательного интереса как одного из самых ценных мотивов учения.

Качество оценки результата заключается в сочетании процедур формирующего и констатирующего оценивания, а также внутреннего и независимого внешнего оценивания, к которой относится тестирование, проводимое лингвистическим центром военного университета, внешние экзамены на уровень владения языком и государственная аттестация.

Вышеизложенные составляющие привели к изменениям качества профессиональной деятельности преподавателя. С точки зрения преподавателя оно достигается с помощью регулярнодействующей платформы самообразования, мониторинга результативности профессиональной деятельности, перехода на эффективный социальный контракт. Реализация проект создания языковой среды «LINGUA LAND» дает возможность образовательной организации дополнить результативную оценку деятельности учителя процессной, что способствует повышению уровня объективности внутренней независимой оценки качества профессиональной деятельности учителя

Подобный комплексный подход к созданию речевой образовательной среды способствует системному развитию профессиональной компетенции преподавателя, расширяет степень использования преподавателем вариативных профессиональных информационных потоков, приводит к доминированию командных способов работы и профессиональному взаимообогащению,  внедрению интерактивных технологий во все сферы деятельности педагога, предполагает в конечном счете достижение высоких профессиональных результатов.

 

Список литературы:
1. Kriskovets T.N., Merculova L.V. The role of the scientific communication in the development of postgraduates’ professional career strategy / В книге: Innovations in education ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 121-134.
2. Айгунова O.A., Вачкова С.Н., Реморенко И.М., Семенов А.Л., Тимонова E.H. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). С. 8-23. 
3. Лаврентьева И.В. , Цвелюх.  И.П. Образовательные запросы педагогов в условиях введения профессионального стандарта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 3. С 52-65
4. Меркулова Л.В. Оценка готовности учителя к профессиональной деятельности в персональной образовательной среде // Вестник Оренбургского государственного университета 2016 № 8 (196) С 33-40