Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ: ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Азиева А.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ: ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ: ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ

Азиева Асель Бекбулатовна
магистр наук в области прикладной аналитики данных, Astana IT University, Казахстан, г. Астана

 

THE USE OF TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESSES: IMPACT ON STUDENTS’ MOTIVATION

 

Assel Aziyeva

Master of Science in applied data analytics, Astana IT University, Kazakhstan, Astana

 

Abstract. The main purpose of this case study was to investigate whether there is a relationship between the use of technology in lectures and students' motivation to learn. For reasoning, we took where NU students used a combination of lessons using technology, traditional textbooks, and pencil methods. Data were collected through both quantitative surveys and qualitative observations, including student feedback. Analysis of the collected data indicates a positive correlation between the use of technology in classrooms and students' increased motivation and enthusiasm for learning.

Аннотация. Основная цель этого практического исследования заключалась в том, чтобы выяснить, существует ли связь между использованием технологий на лекциях и мотивацией учащихся к обучению. В исследовании принимали участие студенты Назарбаев Университета (НУ), в процессе которого использовалось сочетание уроков с использованием технологий, традиционных учебников и карандашно-бумажных методов. Данные были собраны посредством как количественных опросов, так и качественных наблюдений, включая отзывы студентов. Анализ собранных данных указывает на положительную корреляцию между использованием технологий в аудиториях и повышенной мотивацией и энтузиазмом учащихся к обучению.

 

Ключевые слова: технологии; мотивация; студенты; образование; интеграция.

Keywords: technologies; motivation; students; education; integration.    

 

Введение

Технологии играют все более важную роль в образовании, согласуясь с университетскими инициативами по подготовке учащихся к глобальному участию, гражданской ответственности и активному обучению в XXI веке. Государственные стандарты, такие как Основные стандарты обучения Казахстана, подчеркивают роль технологий как учебного ресурса. Министерство образования и науки Республики Казахстан уделяет приоритетное внимание интеграции технологий в качестве цели, стремясь углубить обучение и расширить возможности учащихся в мире, управляемом технологиями.

Оценка эффективности технологий в классе традиционно опиралась на неофициальные данные с небольшой эмпирической поддержкой повышения мотивации. Министерство образования и науки Республики Казахстан, в частности касательно НУ стремится достичь своих технологических целей, предоставляя студентам ноутбуки, а так же другие технологические вспомогательные средства. Профессоров поощряют и поддерживают в интеграции технологий в уроки посредством профессионального развития, учебных сообществ, целей SMART и специальных должностей для интеграции технологий.

В разных классах с техническим уклоном студенты сталкиваются с сочетанием традиционного и технологического обучения с постоянным упором на эффективную интеграцию технологий. Исследование сосредоточено на оценке того, как технологии влияют на мотивацию учащихся, стремясь определить, служат ли они положительным мотивационным инструментом в классе.

Литературный обзор

Изучение факторов, повышающих мотивацию учащихся в образовании, является постоянной работой, в которой участвуют исследователи, преподаватели и заинтересованные стороны. С ростом доступности технологий, онлайн-обучения и цифровых инструментов начали появляться исследования, касающиеся корреляции между технологиями и мотивацией учащихся к обучению.

Технологии в аудитории могут проявляться в различных формах, как это определили Хью К. и Браш Т. [5, с. 240], включая вычислительные устройства, карманные компьютеры, программное обеспечение и Интернет, используемые в образовательных целях. Это определение охватывает инструменты Web 2.0, цифровые устройства, отличные от ноутбуков, и различные программы, используемые в школьных округах. Хотя исследование Хью К. и Браша Т. выдвигает на первый план основные препятствия на пути интеграции технологий, такие как ресурсы, знания, институты, отношения, убеждения, оценки и культуру, оно также подчеркивает необходимость стратегий для эффективной интеграции технологий.

Кроме того, Ойгара Дж. и Кенгве Дж. [4, с. 20] обнаружили, что учащиеся, которые использовали ноутбуки для участия в уроках, считали, что эти кликеры дают им возможность учиться и мотивируют их участвовать на лекциях. Насыщенная технологиями среда показала, что учащиеся, которые учатся с помощью технологий, более вовлечены и инвестируют в свое обучение. Такая среда способствует синергии, сотрудничеству и динамичному практическому обучению, что приводит к повышению мотивации к обучению [3, с. 171].

Кроме того, учебные заведения, реализующие инициативы по использованию ноутбуков 1:1, сообщили о повышении мотивации обучения учащихся за счет интеграции технологий [2, с. 140]. Независимо от профиля учащихся, в том числе традиционного, из группы риска или с высокими достижениями, технологии положительно повлияли на процесс обучения. Чтобы максимизировать эти преимущества, учебным заведениям необходимо разработать политику и практику, которые будут способствовать плавной интеграции технологий и минимизировать потенциальные недостатки.

Чампа К. [6, с. 85] провел комплексное исследование обучения в эпоху мобильных технологий и обнаружил, что тщательная интеграция технологий в планы уроков положительно влияет как на внутренние, так и на внешние мотиваторы обучения. Задачи, поставленные перед учащимися, должны быть содержательными, учитывать интересы учащихся, подчеркивать мастерство и фокусироваться на обучении, чтобы эффективно мотивировать учащихся.

Несмотря на положительные результаты, не все исследования подтверждают поддержку технологий и мотивации обучения. Гранито М. и Чернобильский Э. [1] наблюдали на лекциях, что не все студенты мотивированы учиться с использованием технологий. Было обнаружено, что студенты, которые решили использовать технологии для проектов, показали лучшие результаты, чем те, кто был вынужден их использовать, что подчеркивает необходимость вдумчивой, целенаправленной интеграции технологий.

Методы

Сбор данных для этого практического исследовательского проекта проводился на лекциях разных аудиторий, где основное внимание уделялось техническим составляющим и соответствовало основным стандартам социальных исследований Казахстана. В аудитории было от 19 до 35 студентов в каждой секции. За одним исключением, все студенты посещали лекции, а один студент специального образования обучался отдельно. Из 100 учащихся семь получили услуги специального образования, а семь получили поддержку или мониторинг английского языка.

Основная цель этого практического исследования заключалась в оценке влияния интеграции технологий на мотивацию студентов к обучению. Были использованы различные методы сбора данных, включая формальные и неформальные вопросы всей аудитории, опросы, распространяемые среди всех учащихся, неформальные интервью и качественные данные наблюдений, собираемые еженедельно. В исследовании использовался смешанный метод, позволяющий объединить как качественные, так и количественные данные.

Использование обоих типов данных было направлено на уменьшение предвзятости исследователей и обеспечение гибкости в сборе данных. Исследование продолжалось два месяца с августа по начало октября 2023 года, что совпало с раздачей ноутбуков, а также других технических принадлежностей студентам в начале учебного года.

Данные наблюдения, собранные в течение этого периода, включали в себя реакцию учащихся на использование технологий, их поведение при выполнении заданий и общее использование ими технологий в течение дня. Были заданы короткие неформальные вопросы, чтобы оценить предпочтения учащихся в отношении использования технологий в процессе обучения.

В период сбора данных было проведено четыре опроса, целью которых было предоставление количественных данных, подтверждающих качественные наблюдения. Эти опросы оценивали уровень мотивации студентов и их восприятие различных стратегий обучения.

Сочетание опросов, наблюдений и вопросов позволило получить ценную информацию о том, как технологии влияют на мотивацию учащихся к обучению. Этот смешанный подход позволил провести комплексный анализ данных, который включал в себя технологические и традиционные методы обучения в классе. Уроки, основанные на технологиях, включали занятия на компьютере, тогда как традиционные методы включали чтение учебников и занятия с использованием бумажных материалов.

Анализ данных

Результаты проведённой работы показали значительный уровень предвзятости исследователей во время сбора данных. Цели Министерства образования и науки Республики Казахстан, поддержка со стороны администраторов и позитивное отношение исследователя к интеграции технологий сильно повлияли на исследование. Для устранения этой предвзятости использовались опросы, наблюдения, а также качественные и количественные методы сбора данных.

Количественный анализ данных был проведен посредством четырех опросов, выявивших высокий первоначальный уровень мотивации среди студентов и их позитивное восприятие технологий. Первоначальный опрос мотивации показал, что 92 % студентов нравилось узнавать что-то новое, 84 % находили обучение увлекательным, а 98 % считали, что технологии могут помочь им освоить новые навыки.

Углубленный анализ данных показал, что многие студенты уже имели высокий уровень мотивации и ценили технологии в своем учебном опыте. Опросы допускали открытые ответы, которые часто показывали, что технологии играют значительную роль в их предпочтениях.

Последующие опросы, проведенные после оценок модулей и глав образовательных программ, также подчеркнули роль технологий в мотивации студентов. Например, после прохождения модуля «Черчение разреза двигателя» 57 из 97 учащихся назвали использование технологий одним из самых эффективных аспектов. Аналогичным образом, в другом опросе 54 из 98 студентов оценили технологии как наиболее важный аспект главы изучаемой программы. Результаты показали, что технологии существенно повлияли на учебный опыт более половины студентов.

Второе исследование мотивации показало изменения в уровне мотивации студентов. Например, согласие студентов с утверждением «Мне нравится узнавать что-то новое» выросло с 92 % до 100 %. Данные свидетельствуют о том, что технологии сыграли решающую роль в положительном изменении уровня мотивации студентов, подтверждая как качественные, так и количественные результаты.

Также был проведен качественный анализ данных для оценки влияния технологий на мотивацию студентов. Наблюдения, неформальные беседы и открытые вопросы дали ценную информацию.

Наблюдения показали, что студенты положительно реагировали на использование компьютеров в образовательных целях, проявляя энтузиазм, когда им предлагали открыть ноутбук. Примером того, как технологии повышают мотивацию, был случай, когда учащиеся использовали свои ноутбуки для ответов на вопросы в Google. (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

 Это не только облегчило индивидуальные ответы, но и способствовало совместным дискуссиям среди студентов, способствуя чувству вовлеченности и мотивации.

Неформальные интервью со студентами показали, что они предпочитают использовать компьютеры для выполнения заданий. Ответы включали ускорение работы, улучшение разборчивости и более эффективный опыт. Некоторые студенты оценили возможность выбора между использованием компьютеров и бумаги для выполнения заданий.

Разработка сайта «Давай я поищу в google за тебя» (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)"Let Me Google That For You"(LMGTFY) (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

была инициирована на основе вопросов студентов и желания исследовать и находить ответы. Учащиеся ценят использование компьютеров для того, чтобы задавать вопросы и проводить исследования, часто предпочитая делать это, даже когда им предоставляется возможность выполнять другую работу.

Открытые вопросы в опросах по мотивации еще раз подчеркнули роль технологий в получении радости от новых открытий и вовлеченности учащихся. Студенты назвали различные причины, связанные с технологиями, например, использование Kahoot! для обзорных викторин, просмотра текущих событий на CNN, работы в группах с Google Slides. (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

Обсуждение

Проблемы с данными

Были предприняты усилия для обеспечения надежности и достоверности собранных данных. В попытке обеспечить достоверность и надежность исследования, было использовано несколько методов сбора данных. Достоверность количественных опросов может быть поставлена под сомнение, поскольку другие факторы, помимо технологий, могут быть оценены как положительное увеличение ответов студентов на утверждения. Однако благодаря многочисленным измерениям данных, включая качественные наблюдения, обоснованность утверждений все же может быть оправдана. Благодаря содержательным наблюдениям стало очевидно, что учащиеся ценят технологии и используют их как инструмент для стимулирования обучения. Они улучшили свой собственный опыт обучения за счет использования технологий, хотя их об этом не просили и не требовали. Поскольку некоторые студенты делали это самостоятельно, в других аудиториях  были внесены изменения, которые способствовали цифровому диалогу и дискуссиям. Наблюдения определили, что это было положительное изменение, которое не только улучшило обучение, но и повысило готовность учащихся участвовать и заниматься изучаемой темой или  разрабатываемой концепцией.

Надежность некоторых вопросов опроса также может быть подвергнута сомнению, особенно открытые вопросы, в которых учащимся задается вопрос, что им нравится в модуле или главе учебника или образовательной программы , или вопросы, в которых спрашивается о стратегиях преподавания, которые помогут им учиться. Новая информация, полученная студентами, может заставить их изменить свой ответ в зависимости от того, что они делали в последний раз в классе. Кроме того, различная интерпретация студентами вопросов может изменить результаты опроса, если он будет задан повторно.

Однако качественная надежность исследования остается высокой. Методы и приемы, используемые для сбора качественных данных, скорее всего, дадут согласованные данные, если их использовать в течение более длительного периода времени. Качественные методы наблюдения и неформальные дискуссии проводились таким образом, чтобы аналогичные данные могли последовательно собираться другими группами людей или отдельными лицами в течение определенного периода времени.

Заключение

Результаты, полученные на основе собранных данных, показывают, что тщательная и последовательная интеграция технологий в аудиториях может оказать положительное влияние на мотивацию учащихся к обучению. Как количественные, так и качественные данные свидетельствуют о том, что технологии значимы и ценны для обучения студентов.

Предлагается, чтобы в целях вовлечения учащихся и повышения их мотивации к обучению внедрение технологий должно осуществляться еженедельно. Когда студентов просили написать о том, что им больше всего нравилось на уроке, это редко касалось рабочих листов или чтения книг. Вместо этого студенты решили писать о занятиях, проектах, презентациях и беседах, которые происходили в цифровом мире. Последовательная интеграция технологий порождает ожидания того, что технологии будут использоваться для стимулирования и содействия обучению. Чрезмерное использование может привести к самоуспокоенности в отношении технологий и скуке. Ценность, которую технологии могут привнести в обучение, проявляется в её сознательном применении, основывающуюся на интегративном подходе.

Сочетание качественного и количественного анализа данных продемонстрировало значительные изменения в мотивации студентов, подчеркнув сильную и важную роль, которую технологии играют в повышении мотивации студентов к обучению.

 

Список литературы:
1. Гранито М., Чернобильский Э., Влияние технологий на мотивацию сту-дента и сохранение знаний // Ежегодная конференция Северо-восточной ассо-циации исследований в области образования. – 2012.
2. Кенгве Дж., Шнеллерт Г. и Миллс К. Инициатива по созданию ноутбу-ков: влияние на интеграцию учебных технологий и обучение учащихся // Об-разование и информационные технологии. – 2012. – №17. – С.137–146.
3. Ли, С.К., Поу, Дж.В.К., Вонг, Э.М.Л., и Фунг, А.К.В. Расширение воз-можностей обучения студентов с помощью планшетных ПК: практический пример // Образование и информационные технологии: официальный журнал технического комитета ИФИП по образованию. – 2010. – №15. – С.171–180. 
4. Ойгара Дж. и Кенгве Дж. Восприятие учащимися кликеров как учебного инструмента, способствующего активному обучению // Образование и инфор-мационные технологии: официальный журнал технического комитета ИФИП по образованию. – 2013. – № 18. – С.15–28. 
5. Хью К. и Браш Т. Интеграция технологий в преподавание и обучение K-12: текущие пробелы в знаниях и рекомендации для будущих исследований // Образовательные технологические исследования и разработки. – 2007. – №55. – С. 223–252.
6. Чампа, К. Обучение в мобильную эпоху: исследование студенческой мо-тивации // Журнал компьютерного обучения. – 2014. – №30. – С.82-96.