Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Харчева Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Харчева Дарья Александровна
студент 1 курса физико-математического факультета Государственного университета Просвещения, РФ, г. Москва

 

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN TEACHING MATHEMATICS USING AN INTEGRATED APPROACH

 

Daria Kharcheva

1st year student of Physics and mathematics faculty of State University of the Enlightenment, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся при обучении математике с использованием интегрированного подхода. Анализируется теоретическая основа УУД, их значение в образовательном процессе, а также способы интеграции математики с другими предметами. Описаны методы и приемы, способствующие развитию УУД через проектную и исследовательскую деятельность. Приведены примеры успешных практик и уроков, демонстрирующих эффективность интеграции. В заключении представлены рекомендации для педагогов и перспективы дальнейших исследований в данной области. 

Abstract. The article discusses the formation of universal learning actions (ULA) for students when teaching mathematics using an integrated approach. The theoretical basis of UUD, their importance in the educational process, as well as ways to integrate mathematics with other subjects are analyzed. Methods and techniques that contribute to the development of UUD through project and research activities are described. Examples of successful practices and lessons are provided that demonstrate the effectiveness of integration. In conclusion, recommendations for teachers and prospects for further research in this area are presented.

 

Ключевые слова: интегрированный подход, математика, методы обучения, проектная деятельность, универсальные учебные действия

Keywords: integrated approach, mathematics, teaching methods, project activities, universal learning activities

 

Образование в современном мире требует от учащихся не только усвоения знаний, но и формирования навыков, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся обществе. Универсальные учебные действия (УУД) играют ключевую роль в этом процессе, поскольку они позволяют ученикам развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к сотрудничеству. В частности, математика, как фундаментальная дисциплина, предоставляет широкие возможности для формирования УУД, особенно в контексте интегрированного подхода. Интеграция математики с другими предметами способствует более глубокому осмыслению учебного материала и помогает учащимся применять математические знания в реальных ситуациях. В данной статье мы рассмотрим теоретические основы УУД, проанализируем методы их формирования при обучении математике и поделимся успешными практиками применения интегрированного подхода.

Универсальные учебные действия представляют собой обобщенные способы деятельности, которые могут быть использованы учащимися в различных учебных и жизненных ситуациях [2]. Они включают в себя когнитивные, регулятивные, коммуникационные и личностные действия. Когнитивные УУД направлены на развитие мышления и познавательной активности учащихся, включая умения анализировать, обобщать и делать выводы. Регулятивные УУД помогают организовать учебный процесс, включая планирование, контроль и оценку своей деятельности. Коммуникационные УУД способствуют эффективному взаимодействию с окружающими, а личностные УУД формируют мотивацию, самооценку и эмоциональную устойчивость.

УУД играют ключевую роль в современном образовательном процессе, поскольку они обеспечивают переход от традиционного запоминания знаний к активному их использованию. Формирование УУД способствует развитию критического мышления и навыков, необходимых для самостоятельного обучения. В условиях быстро меняющегося мира, где информация становится доступной, но требует анализа и интерпретации, УУД помогают учащимся адаптироваться к новым условиям. Они являются неотъемлемой частью компетентностного подхода, который акцентирует внимание на способности применять знания на практике.

В контексте обучения математике связь УУД с предметными знаниями является особенно значимой. Математика требует не только усвоения формул и понятий, но и умения применять их для решения практических задач. Формирование УУД в математике включает в себя развитие навыков работы с информацией, анализа данных и критического мышления. Например, при решении математических задач учащиеся учатся планировать свои действия, выбирать подходящие методы и проверять результаты. Интеграция УУД в уроки математики позволяет не только углубить понимание предмета, но и развивает способность к саморегуляции и сотрудничеству, что является крайне важным в образовательном процессе.

Интегрированный подход в обучении представляет собой методику, которая объединяет знания и навыки из различных учебных предметов для создания целостного образовательного опыта. Этот подход направлен на преодоление разрозненности знаний, позволяя учащимся видеть взаимосвязи между различными областями и применять полученные знания в более широком контексте. Интеграция дисциплин способствует развитию системного мышления, что особенно актуально в условиях междисциплинарных задач, встречающихся в реальной жизни.

Интеграция математики с другими предметами может принимать различные формы. Например, в уроках естествознания учащиеся могут использовать математические модели для анализа экологических данных, таких как изменение температуры или уровень загрязнения [5]. В рамках уроков истории можно рассмотреть численные данные, связанные с демографическими изменениями, используя графики и диаграммы, что позволяет учащимся лучше понять развитие общества. Кроме того, на уроках искусства можно исследовать понятия симметрии и пропорции, соединяя математические знания с практическими навыками рисования. Эти примеры показывают, как математика может обогащать другие предметы и наоборот.

Интегрированный подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, он способствует более глубокому пониманию учебного материала, так как учащиеся видят, как знания из разных областей взаимосвязаны. Во-вторых, такой подход повышает мотивацию учащихся, поскольку позволяет им применять знания в практических ситуациях, что делает обучение более значимым. В-третьих, интеграция дисциплин способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем.

Однако у интегрированного подхода есть и свои недостатки. Одним из них является сложность планирования уроков, так как требуется тщательно продумать, как объединить различные предметы и темы. Также существует риск, что в процессе интеграции некоторые важные аспекты отдельных предметов могут быть упущены. Наконец, не все учителя могут быть готовы к внедрению интегрированных методов, что может привести к неравномерному качеству обучения. Таким образом, несмотря на свои преимущества, интегрированный подход требует внимательного и грамотного применения.

Формирование УУД в процессе обучения математике можно осуществлять с помощью различных методов и приемов. Во-первых, активные методы обучения, такие как дискуссии, групповые проекты и ролевые игры, способствуют развитию коммуникационных и регулятивных УУД. Во-вторых, использование проблемного обучения помогает учащимся развивать критическое мышление и умение анализировать информацию. Например, решение нестандартных задач требует от студентов разработки собственного алгоритма действий и поиска оптимальных решений. В-третьих, интеграция технологий, таких как образовательные программы и онлайн-ресурсы, позволяет учащимся самостоятельно находить и обрабатывать информацию, что способствует развитию когнитивных УУД.

Проектная и исследовательская деятельность играют важную роль в формировании УУД. Эти виды деятельности позволяют учащимся самостоятельно ставить цели, планировать свои действия, проводить исследования и представлять результаты [4]. Например, в рамках проектной работы учащиеся могут исследовать применение математики в разных сферах жизни, таких как экономика, экология или искусство. Это не только развивает их предметные знания, но и формирует навыки работы в команде, критического мышления и самооценки. Исследовательская деятельность также может включать анализ данных, что помогает учащимся применять математические методы в реальных ситуациях.

Для развития универсальных учебных действий в математике можно использовать разнообразные задачи и упражнения. Например, задания на создание и анализ графиков позволяют учащимся развивать навыки работы с информацией и визуализации данных. Упражнения, требующие совместного решения задач в группах, способствуют развитию коммуникационных УУД, так как учащиеся учатся аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других.

В качестве примера также можно привести задачи на нахождение оптимального решения, такие как распределение ресурсов или планирование бюджета, которые развивают регулятивные УУД и способствуют принятию обоснованных решений. Также можно предложить учащимся исследовать математические закономерности в реальной жизни, например, изучить, как геометрические фигуры могут быть использованы в архитектуре или дизайне, что способствует интеграции предметных знаний и формированию целостного восприятия математики.

Интегрированный подход в обучении может быть реализован через различные уроки, где математика соединяется с другими дисциплинами [3]. Например, на уроке биологии можно провести исследование роста растений, где учащиеся будут собирать данные о высоте растений и строить графики, анализируя, как различные условия влияют на рост. В этом уроке они применяют математические навыки для обработки и визуализации данных, что способствует формированию когнитивных УУД.

Другой пример – урок искусства, на котором учащиеся изучают геометрические фигуры и симметрию. Они могут создать свои произведения искусства, используя математические концепции, что помогает лучше понять связи между математикой и искусством. В таком контексте учащиеся развивают как предметные знания, так и навыки работы в команде и креативности.

Анализ успешных практик показывает, что интегрированный подход способствует не только углублению знаний, но и развитию универсальных учебных действий. В одной из школ проводился проект, в рамках которого учащиеся исследовали влияние математики на музыку. Они изучали ритмы, интервалы и пропорции, а затем создавали свои музыкальные композиции. Этот проект не только обогатил их знания о математических концепциях, но и развил навыки сотрудничества и креативного мышления.

Также успешным примером является проект «Экология и математика», в рамках которого учащиеся собирали данные о загрязнении окружающей среды, анализировали их и представляли результаты в форме графиков и диаграмм. Такой подход не только повысил уровень мотивации, но и помог учащимся осознать практическое применение математических знаний в реальных проблемах.

Интеграция математики и других предметов оказывает положительное влияние на формирование универсальных учебных действий. Во-первых, учащиеся становятся более мотивированными и заинтересованными в учебном процессе, так как видят практическое применение своих знаний [1]. Во-вторых, интегрированный подход способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем, так как ребята учатся применять математику в различных контекстах. В-третьих, такой подход улучшает коммуникационные и регулятивные УУД, поскольку учащиеся часто работают в группах, обсуждая и анализируя информацию.

Таким образом, практическое применение интегрированного подхода в обучении математике не только углубляет предметные знания, но и способствует всестороннему развитию учащихся, подготавливая их к успешной деятельности в современном мире.

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике с использованием интегрированного подхода представляет собой эффективный способ подготовки обучающихся к современным вызовам. Интеграция математических знаний с другими предметами не только углубляет понимание учебного материала, но и развивает навыки, необходимые для решения комплексных задач. Успешные примеры практического применения интегрированного подхода демонстрируют его положительное влияние на обучение и развитие УУД. Важно, чтобы учителя продолжали экспериментировать с методами и приемами, создавая условия для активного и осмысленного обучения. Дальнейшие исследования в этой области помогут выявить новые подходы и стратегии, способствующие эффективному формированию УУД у учащихся.

 

Список литературы:
1. Богданова, Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М. Педагогика инклюзивного образования. – М.: Инфра-М, 2016. – 304 c.
2. Гнеденко, Б.В. Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. Серия "Психология, педагогика, технология обучения: математика" / Б.В. Гнеденко, Д.Б. Гнеденко. – М.: КомКнига, 2006. - 160 c.
3. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017. – 80 c.
4. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика: Проблемы и методы. Душевное развитие. Умственное утомление. / Э. Клапаред. – М.: ЛКИ, 2007. – 168 c.
5. Протасова, Е.Ю. Интеркультурная педагогика младшего возраста: Учебник / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. – М.: Форум, 2011. – 400 c.