Воспитание гражданских качеств у несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Воспитание гражданских качеств у несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема
Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать актуальность воспитания гражданских качеств у несовершеннолетних в современных условиях, выделены цели, содержание и формы организации деятельности по формированию гражданских качеств у несовершеннолетних.
Ключевые слова: гражданское воспитание; патриотическое воспитание; образовательный процесс; толерантность; социальная активность.
Важнейшим условием развития общества является гражданское воспитание подрастающего поколения, так как оно способствует укреплению целостности и единства нашей многонациональной страны. Однако в настоящее время ценностные ориентации подрастающего поколения сильно изменились. В сознании молодых людей стали укрепляться эгоцентризм, цинизм, безнравственность. В молодежной среде стало популярным ощущение неполноценности статуса россиянина, закрепилось мнение, что современной России гордится нечем. Такая ситуация приводит к тому, что подростки не правильно определяют для себя понятия «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «Родина», «отчизна», «родной край». В этой серьезной ситуации необходимо постепенное формирование нового гражданского общества, в котором каждый человек будет являться настоящим гражданином и патриотом.
В истории педагогической мысли проблеме гражданского воспитания были посвящены труды Белинского В.Г., Добролюбова Н.А., дальнейшее развитие эти идеи получили в работах известных педагогов Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., которые отмечали, что молодежь обязана служить Отечеству, заложив основы гражданского воспитания в советской школе. На сегодняшний день отмечается возрастание интереса к проблеме гражданского воспитания несовершеннолетних в связи с обострением актуальности ее исследования.
Понятия «патриотизм» и «гражданственность» тесно связаны между собой, поскольку оба характеризуют форму связи личности с обществом и государством. Однако они не являются тождественными. Северина О.А. в своей работе определяет оба этих понятия следующим образом. Гражданственность – это позиция субъекта, которая характеризуется сознательным и активным выполнением гражданских обязанностей и гражданского долга, разумным использованием своих гражданских прав, точным соблюдением законов. Патриотизм – это моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям. Также патриотизм предполагает уважительное отношение к другим народам и их культуре.
Анализируя различные точки зрения относительно определения и содержания исследуемой проблемы, можно определить гражданско– патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность, в процессе которой подрастающее поколение получает политические и правовые знания об обществе и государстве, у них формируются социальные умения, патриотическое сознание и гражданские качества.
Гражданское воспитание, как и все другие виды воспитания, безусловно, начинается в семье. Однако педагогический коллектив образовательного учреждения играет далеко не последнюю роль в воспитании гражданских качеств среди несовершеннолетних.
Целями гражданского воспитания должны являться:
- формирование гражданского сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа, воспитание любви к родному языку, культуре своего народа;
- формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, развитие мотивов служения Отечеству;
- создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта гражданско- патриотического поведения и деятельности;
- уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, культурам, формирование веротерпимости, внимательного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, формирование нетерпимости ко всем формам проявления национализма, шовинизма.
В контексте рассматриваемой проблемы следует рассмотреть гражданские качества и определить их суть и содержание. Так, можно выделить следующие гражданские качества, формирование которых является одной из приоритетных задач в образовательном процессе подрастающего поколения:
- толерантность – означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека, принятие иной культуры, менталитета представителей других национальностей;
- любовь к Родине – это привязанность к месту, где родился человек, к государству, в котором он живет. Это уважительное отношение к своему языку, культуре, интерес к историческому прошлому, передача этих знаний окружающим; сохранение и трансляция традиций родного народа, чувство гордости за свою страну, охрана природы родного края и т. п.;
- ответственность – способность заранее рассчитывать последствия своих поступков, готовность отвечать за свои действия, принимать последствия выбора. Ответственность – это готовность человека к выполнению своих обязательств перед обществом и самим собой;
- социальная активность личности - включенность человека в систему социальных отношений, его участие во всех направлениях социальной деятельности, то есть это осознаваемое целенаправленное взаимодействие личности и социума. Социально активный человек участвует в общественных мероприятиях, он интересуется событиями, которые происходят в обществе, государстве, тем самым способствуя развитию общества;
- коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинить личные интересы общественным. Также это осознание себя частью коллектива, готовность к действиям в пользу группы. Человек, обладающий чувством коллективизма, умеет работать в команде, приходить к компромиссу с другими людьми.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Значит, можно утверждать, что формирование гражданских качеств является главной целью гражданского воспитания. Если у человека постепенно развиваются одно качество за другим, то у него также формируются патриотизм и гражданственность.
Эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Формами организации деятельности по формированию гражданских качеств среди несовершеннолетних могут являться следующие:
- участие в работе поисковых движений, занимающихся организацией добровольной и безвозмездной деятельности по увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной войны защитников Отечества, восстановлению исторических событий;
- проведение общественно-полезных занятий и воспитательных мероприятий, посвященных теме гражданского и патриотического воспитания с использованием методов формирования гражданского сознания и чувств;
- посещение музеев и тематических выставок;
- социальное проектирование, творческие и исследовательские работы;
- деловые и ролевые игры;
- составление портфолио, которое представляет возможность несовершеннолетним найти свое место и роль активного гражданина в жизни общества;
- краеведческая работа (туризм, полевая работа, сбор материала для краеведческого музея, экологическая работа и т. п.) и другие.
Таким образом, содержание гражданского воспитания и процесс формирования гражданских качеств представляют собой систематическую и целенаправленную работу по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия, развитие гражданских качеств. Также здесь важна инициатива самих подростков, их стремление к самовоспитанию и саморазвитию.