Статья:

Воспитание гражданских качеств у несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Степанишин Р.В. Воспитание гражданских качеств у несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 103-106.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание гражданских качеств у несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема

Степанишин Руслан Владимирович
воспитатель учебного курса, Санкт-Петербургское суворовское военное училище – СПбСВУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать актуаль­ность воспитания гражданских качеств у несовершеннолетних в современных условиях, выделены цели, содержание и формы организации деятельности по формированию гражданских качеств у несовершеннолетних.

 

Ключевые слова: гражданское воспитание; патриотическое воспитание; образовательный процесс; толерантность; социальная активность.

 

Важнейшим условием развития общества является гражданское воспитание подрастающего поколения, так как оно способствует укреп­лению целостности и единства нашей многонациональной страны. Однако в настоящее время ценностные ориентации подрастающего поколения сильно изменились. В сознании молодых людей стали укреп­ляться эгоцентризм, цинизм, безнравственность. В молодежной среде стало популярным ощущение неполноценности статуса россиянина, закрепилось мнение, что современной России гордится нечем. Такая ситуация приводит к тому, что подростки не правильно определяют для себя понятия «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «Родина», «отчизна», «родной край». В этой серьезной ситуации необходимо постепенное формирование нового гражданского общества, в котором каждый человек будет являться настоящим гражданином и патриотом.

В истории педагогической мысли проблеме гражданского воспи­тания были посвящены труды Белинского В.Г., Добролюбова Н.А., дальнейшее развитие эти идеи получили в работах известных педагогов Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., которые отмечали, что молодежь обязана служить Отечеству, заложив основы гражданского воспитания в советской школе. На сегодняшний день отмечается возрастание интереса к проблеме гражданского воспитания несовершеннолетних в связи с обострением актуальности ее исследования.

Понятия «патриотизм» и «гражданственность» тесно связаны между собой, поскольку оба характеризуют форму связи личности с обществом и государством. Однако они не являются тождественными. Северина О.А. в своей работе определяет оба этих понятия следующим образом. Гражданственность – это позиция субъекта, которая характеризуется сознательным и активным выполнением гражданских обязанностей и гражданского долга, разумным использованием своих гражданских прав, точным соблюдением законов. Патриотизм – это моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям. Также патриотизм предполагает уважительное отношение к другим народам и их культуре.

Анализируя различные точки зрения относительно определения и содержания исследуемой проблемы, можно определить гражданско– патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность, в процессе которой подрастающее поколение получает политические и правовые знания об обществе и государстве, у них формируются социальные умения, патриотическое сознание и граж­данские качества.

Гражданское воспитание, как и все другие виды воспитания, безусловно, начинается в семье. Однако педагогический коллектив образовательного учреждения играет далеко не последнюю роль в воспитании гражданских качеств среди несовершеннолетних.

Целями гражданского воспитания должны являться:

  • формирование гражданского сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа, воспитание любви к родному языку, культуре своего народа;
  • формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, развитие мотивов служения Отечеству;
  • создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта гражданско- патриотического поведения и деятельности;
  • уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, культурам, формирование веро­терпимости, внимательного отношения к национальной и конфес­сиональной принадлежности человека, формирование нетерпимости ко всем формам проявления национализма, шовинизма.

В контексте рассматриваемой проблемы следует рассмотреть гражданские качества и определить их суть и содержание. Так, можно выделить следующие гражданские качества, формирование которых является одной из приоритетных задач в образовательном процессе подрастающего поколения:

  • толерантность – означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого чело­века, принятие иной культуры, менталитета представителей других национальностей;
  • любовь к Родине – это привязанность к месту, где родился человек, к государству, в котором он живет. Это уважительное отно­шение к своему языку, культуре, интерес к историческому прошлому, передача этих знаний окружающим; сохранение и трансляция традиций родного народа, чувство гордости за свою страну, охрана природы родного края и т. п.;
  • ответственность – способность заранее рассчитывать послед­ствия своих поступков, готовность отвечать за свои действия, принимать последствия выбора. Ответственность – это готовность человека к выполнению своих обязательств перед обществом и самим собой;
  • социальная активность личности - включенность человека в систему социальных отношений, его участие во всех направлениях социальной деятельности, то есть это осознаваемое целенаправленное взаимодействие личности и социума. Социально активный человек участвует в общественных мероприятиях, он интересуется событиями, которые происходят в обществе, государстве, тем самым способствуя развитию общества;
  • коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинить личные интересы общественным. Также это осознание себя частью коллектива, готовность к действиям в пользу группы. Человек, обладающий чувством коллективизма, умеет работать в команде, приходить к компромиссу с другими людьми.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Значит, можно утверждать, что формирование гражданских качеств является главной целью гражданского воспитания. Если у человека постепенно развиваются одно качество за другим, то у него также формируются патриотизм и гражданственность.

Эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Формами организации деятельности по формированию гражданских качеств среди несовершеннолетних могут являться следующие:

  • участие в работе поисковых движений, занимающихся органи­зацией добровольной и безвозмездной деятельности по увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной войны защитников Отечества, восстановлению исторических событий;
  • проведение общественно-полезных занятий и воспитательных мероприятий, посвященных теме гражданского и патриотического воспи­тания с использованием методов формирования гражданского сознания и чувств;
  • посещение музеев и тематических выставок;
  • социальное проектирование, творческие и исследовательские работы;
  • деловые и ролевые игры;
  • составление портфолио, которое представляет возможность несовершеннолетним найти свое место и роль активного гражданина в жизни общества;
  • краеведческая работа (туризм, полевая работа, сбор материала для краеведческого музея, экологическая работа и т. п.) и другие.

Таким образом, содержание гражданского воспитания и процесс формирования гражданских качеств представляют собой системати­ческую и целенаправленную работу по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия, развитие гражданских качеств. Также здесь важна инициатива самих подростков, их стремление к самовоспитанию и саморазвитию.

 

Список литературы:
1. Сапожникова Т.Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности / Т.Н. Сапожникова, М.И. Рожков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012 – № 1.
2. Северина О.А. Гражданско–правовое воспитание школьников. 8–11 классы. Методические рекомендации. Разработки мероприятий. Диагностика. Методическое пособие / О.А. Северина. – М: Глобус, 2010. 
3. Яшкова Т.В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности / Т.В. Яшкова // Педагогика. – 2009. – № 10.