Особенности вовлеченности студентов в туристскую деятельность в условиях модернизации образования
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности вовлеченности студентов в туристскую деятельность в условиях модернизации образования
Features of student involvement in tourism activities in the context of modernization of education
Aleksandr Chunin
Senior lecturer, Murmansk arctic state university, Russia, Murmansk
Аннотация. Современная система образования требует новых подходов к ведению образовательной деятельности в университете. В статье рассматриваются ведущие типы вовлеченности и мотивы участия студентов в туристской деятельности.
Abstract. The modern system of education requires new approaches to the conduct of educational activities at the university. In the article the leading types of involvement and motives of student’s participation in tourism activities are considered.
Ключевые слова: вовлеченность; туристская деятельность; тип вовлеченности; мотивация.
Keywords: involvement; tourist activity; type of involvement; motivation.
Модернизация образовательной среды, запущенная в нашей стране с момента утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, является неким ответом на тот застой, который наблюдался в сфере обучения. Активная интеграция в мировое образовательное пространство принесла фундаментальные сдвиги не только на уровне министерства образования и администраций образовательных организаций, но и на личностном уровне каждого обучающегося. Подготовка конкурентоспособного специалиста на рынке труда как результат деятельности образовательного учреждения есть некий поворот в сторону требований работодателя. И этот поворот привел к тому, что в образовательную среду активно внедрились концепты, принятые в производственной среде. Одним из таких концептов является вовлеченность.
Вовлечение студентов является двусторонним процессом. С одной стороны студент, который должен получить багаж опыта посредством включения в различные виды деятельности. С другой стороны – образовательное учреждение, которое обязано предоставить условия для вовлечения в учебный процесс. Обязательными слагаемыми данного процесса являются параметрические характеристики вуза, сам процесс обучения и результат, который выражается через образовательные результаты студента и общие показатели вуза, которых он смог добиться к окончанию в нем студента. Построенный подобным образом алгоритм применим практически к любому виду деятельности, в том числе и туристско- краеведческой.
В основе нашего исследования лежит концептуальная схема вовлеченности населения в занятия спортом, разработанная Кеньоном и развитая Эдвардсом. Согласно этой схеме выделяются такие основные способы занятий спортом как первичное и вторичное участие, каждому из которых соответствуют строго определенные роли [ 3,214].
При переложении данной концепции на основу туристской деятельности мы получим некоторые отличия. Так, например, сложно определить косвенное вторичное участие, так как туристский маршрут проходят все участники, в том числе и руководитель группы. Решающую роль в этих случаях будет играть должности, которые принимают на себя участники группы (заместитель руководителя, штурман, завхоз, медицинский инструктор и т.д.).
Данная концепция позволяет достаточно четко рассмотреть степень задействованности студента в туристской деятельности и определить личностную значимость данной деятельности для индивида с учетом современного уровня развития сферы обучения в вузе.
С целью определения преобладающего типа вовлеченности и ведущих мотивов занятий туристской деятельностью в Мурманской арктическом государственном университете в 2017 году было организовано исследование.
Целевую группу исследования составили студенты 1-4 курсов факультетов и институтов МАГУ. Метод исследования - анкетирование. Результаты исследований были сопоставлены с результатами исследования 2009 года. Всего в исследовании приняли участие более 300 студентов. Выборку составили 300 человек.
Опыт участия в туристских мероприятиях имеют 66,6% из числа респондентов. Прирост участников подобных мероприятий составляет 24,6% по сравнению с 2009 годом. Следует отметить, что прирост участников мероприятий туристской направленности является атипичным для региональных образовательных учреждений. Согласно данным Министерства образования и науки Мурманской области и Совета по туризму количество объединений, работающих по туристско- краеведческому направлению и количество занимающихся в них в 2015- 2017 году снизилось [1;3].
При анализе ответов на определение наиболее предпочтительной роли можно сделать ряд заключений (см. Таблицу 1). Современные студенты в большей мере готовы брать на себя руководящие роли (руководитель, гид) при организации и проведении туристских мероприятий и в меньшей степени принимать участие в качестве простого потребителя (роль «участник»).
Таблица 1.
Предпочтительная роль участия студентов МАГУ в туристских мероприятиях в 2009 и 2017 годах
Предпочтительная роль |
Участник |
Заместитель руководителя |
Менеджер группы |
Руководитель |
Гид |
2009 |
74% |
12% |
6% |
4% |
4% |
2017 |
73,3% |
6,6% |
- |
13,3% |
6,8% |
Проведя сравнение данных об участии и ролевых предпочтениях обучающихся можно определить преобладающие типы вовлеченности (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Типы вовлеченности студентов в туристскую деятельность студентов МАГУ в 2009 и 2017 годах
Тип вовлеченности |
2009 |
2017 |
||
Прямое участие |
Косвенное участие |
Прямое участие |
Косвенное участие |
|
Первичное участие |
63,6% |
22,7% |
66,8% |
0,1% |
Вторичное участие |
13,6% |
0,1% |
33,1% |
- |
Исходя из полученных результатов можно сделать заключение: современные студенты более ориентированы на прямое участие в туристских мероприятиях, чем студенты в 2009 году. Косвенное участие в любой форме сегодняшними обучающимися не рассматривается как актуальное.
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что современные студенты МАГУ более активно вовлечены в туристскую деятельность и актуальные типы вовлеченности характеризуют большую осознанность и практикоориентированность участия студентов в подобных мероприятиях.
Однако, данные умозаключения будут неполными без определения ведущих мотивов участия в туристских мероприятиях (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Рейтинг мотивов участия студентов МАГУ в туристских мероприятиях в 2009 и 2017 годах
Мотив деятельности |
Рейтинг |
|
2009 |
2017 |
|
Укрепление здоровья |
1 |
2 |
Улучшение телосложения |
4 |
3 |
Снятие усталости |
7 |
7 |
Активизация умственной деятельности |
8 |
8 |
Приобретение новых знакомств |
3 |
6 |
Повышение своего престижа |
9 |
9 |
Приобретение профессионально значимых знаний, умений, навыков |
5 |
1 |
Совершенствование личностных качеств |
2 |
5 |
Совершенствование физических способностей |
6 |
4 |
Анализ полученных данных говорит на о том, что современные студенты рассматривают туристские мероприятия через призму профессионально- прикладной направленности. Их ведущие мотивы, так или иначе, находят отражение в их профессиональных компетенциях, которые должны быть сформированы у обучающихся к моменту окончания вуза. Поход ими рассматривается в большей степени как инструмент, с помощью которого можно поднять свой профессиональный потенциал и, в меньшей степени, как форма организации досуга или рекреационной деятельности.
Однако, приведенные заключения требуют дополнительных исследований по выявлению степени вовлеченности и мотивации педагогических работников к участию в подобной деятельности, определению факторов, мешающих участию в туристских мероприятиях.