Статья:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Герасимов А.В. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Герасимов Антон Владимирович
аспирант, ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти
Дыбина Ольга Витальевна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

METHODS OF CONDUCTING CLASSES WITH THE USE OF AUGMENTED REALITY TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

Anton Gerasimov

Graduate student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Togliatti State University, Russia, Tolyatti

Olga Dybina

Scientific adviser, Dr. ped. sciences, professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Togliatti State University, Russia, Tolyatti

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме использования технологий дополненной реальности (AR) в работе с детьми дошкольного возраста. Автор рассматривает возможности и преимущества применения AR в образовательном процессе детского сада. Особое внимание уделяется разработке методики организации занятий с использованием приложений дополненной реальности. Предложен поэтапный подход к созданию занятий с AR: от анализа образовательных стандартов и программ до подбора конкретных приложений и разработки сценариев. Даны методические рекомендации по проведению занятий с применением дополненной реальности. По мнению автора, AR-технологии соответствуют современным тенденциям цифровизации образования и их внедрение в дошкольных учреждениях перспективно для повышения качества обучения детей.

Abstract. The article is devoted to the actual topic of using augmented reality (AR) technologies in work with preschool children. The author considers the possibilities and advantages of using AR in the educational process of kindergarten. Particular attention is paid to the development of methods for organizing lessons using augmented reality applications. A step-by-step approach to creating lessons with AR is proposed: from the analysis of educational standards and programs to the selection of specific applications and the development of scenarios. Methodological recommendations for conducting classes with the use of augmented reality are given. In the author's opinion, AR-technologies correspond to modern trends of digitalization of education and their introduction in preschool institutions is promising for improving the quality of children's education.

 

Ключевые слова: педагогика; подготовка к школе; дополненная реальность; методика.

Keywords: pedagogy; school preparation; augmented reality; methodology.

 

Стремительное развитие цифровых технологий открывает новые возможности для совершенствования и повышения качества образования. Одним из самых перспективных направлений применения цифровых технологий в образовании являются технологии дополненной реальности.

Дополненная реальность позволяет вносить в реальный мир цифровые данные в режиме реального времени. Это открывает широкие возможности для визуализации учебной информации, моделирования объектов и процессов, создания виртуальных интерактивных моделей.

Использование технологий дополненной реальности в работе с дошкольниками способствует повышению мотивации детей к обучению, активизации познавательной деятельности, развитию наглядно-образного мышления. Для детей дошкольного возраста особенно важна игровая форма обучения, возможность увидеть и "потрогать" изучаемые объекты, что как раз и дает дополненная реальность.

Однако внедрение технологий дополненной реальности в дошкольных образовательных учреждениях сопряжено с рядом методических трудностей. Требуется разработка специальных методик проведения занятий, учитывающих возрастные особенности детей и специфику использования технологий дополненной реальности в образовательном процессе.

Данная статья посвящена разработке методики использования технологий дополненной реальности в работе с детьми дошкольного возраста, а также анализу результатов ее апробации в условиях ДОУ.

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — это технология, которая позволяет в режиме реального времени дополнять изображение реального мира цифровыми данными в виде текста, графики, аудио и видео. В отличие от виртуальной реальности, при использовании AR пользователь продолжает видеть реальный мир, на который накладывается дополнительная информация с помощью специальных устройств – планшетов или смартфонов [4].

Технологии дополненной реальности открывают большие возможности для визуализации и наглядного моделирования различных объектов и процессов. С помощью AR можно создавать трехмерные модели предметов, животных, исторических событий, устройств и механизмов. AR позволяет совершать интерактивные виртуальные путешествия, когда пользователь как бы погружается в дополненную реальность и может взаимодействовать с виртуальными объектами.

В образовании технологии дополненной реальности открывают новые возможности для повышения наглядности и интерактивности обучения. Использование AR существенно улучшает восприятие учебной информации за счет ярких визуальных образов. Особенно эффективно применение дополненной реальности при работе с детьми дошкольного возраста. Для них AR – возможность увидеть сказочных героев, животных, растения как объемные модели, ощутить себя участником увлекательного путешествия, что способствует лучшему усвоению материала на основе наглядно-образного мышления. Кроме того, занятия с использованием AR проходят в игровой форме, что повышает мотивацию дошкольников к обучению [2].

Однако для того, чтобы эффективно использовать технологии дополненной реальности в работе с детьми дошкольного возраста, требуется разработка специальной методики проведения занятий. Такая методика должна учитывать психолого-возрастные особенности детей 3-7 лет, дидактические принципы применения AR, а также меры безопасности при работе с электронными устройствами. В данной статье предпринята попытка разработать методику использования технологий дополненной реальности в образовательном процессе ДОУ и проанализировать результаты ее апробации.

Разработка методики проведения занятий с применением AR-технологий включает следующие этапы:

  • анализ ФГОС дошкольного образования и примерных образовательных программ на предмет возможности интеграции технологий дополненной реальности в образовательный процесс;
  • изучение психолого-педагогической литературы по использованию технологий дополненной реальности в работе с детьми дошкольного возраста;
  • определение дидактических принципов и методических подходов к разработке занятий с AR в ДОУ;
  • разработка структуры занятия с использованием дополненной реальности;
  • подбор AR-приложений и определение последовательности их использования в соответствии с задачами занятия;
  • разработка конспектов занятий с применением технологий дополненной реальности по разным образовательным областям [1].

В рамках данной статьи предлагается следующая методика проведения занятий с детьми:

  • Этап 1. Подготовка к занятию. На данном этапе педагог выбирает тему занятия в соответствии с календарно-тематическим планом (например, "Животные Арктики"). Затем подбираются 2-3 AR-приложения, соответствующие теме занятия и возрасту детей (например, интерактивная 3D-модель белого медведя, виртуальная экскурсия на Северный полюс). Далее педагогом разрабатывается сценарий занятия с описанием этапов работы с каждым AR-приложением и подготавливается раздаточный материал (карточки, стикеры) для закрепления материала, а также проверяется работа техники, устанавливаются необходимые AR-приложения.
  • Этап 2. Проведение занятия. На данном этапе осуществляется непосредственная реализация разработанного сценария занятия. Во вводной части педагог знакомит детей с правилами работы с планшетами, демонстрирует возможности AR на примере простого приложения. В основной части происходит поочерёдное использование подготовленных AR-приложений по теме занятия, педагог задаёт наводящие вопросы, организует обсуждение. Дети выполняют задания на закрепление с раздаточным материалом. В заключении подводятся итоги, проводится рефлексия.
  • Этап 3. После занятия педагог анализирует эффективность каждого AR-приложения и при необходимости вносит корректировки в сценарий для оптимизации.

Использование технологий дополненной реальности в работе с детьми дошкольного возраста открывает широкие перспективы для повышения качества образования. Применение AR позволяет сделать образовательный процесс в детском саду более наглядным, интерактивным, интересным для детей [3].

В статье предложен подход к разработке методики проведения занятий с использованием приложений дополненной реальности, даны методические рекомендации по их применению. Технологии AR соответствуют современным тенденциям цифровизации образования и актуальным задачам модернизации дошкольного воспитания.

Дальнейшее внедрение дополненной реальности в ДОУ имеет большие перспективы для развития познавательной активности, мотивации обучения и повышения качества подготовки детей к школе.

 

Список литературы:
1. Галимуллина, С. М. Исследование понимания детьми дошкольного возраста содержания книг с дополненной реальностью на примере познавательной литературы / С. М. Галимуллина // Молодой ученый. – 2023. – № 23(470). – С. 439-443. 
2. Готовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации / О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова, Л. А. Яковлева, Д. П. Курникова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2022. – № 4. – С. 111-128. – DOI 10.24412/2304-120X-2022-11027. 
3. Кубеков, Б. С. Актуальность внедрения методов повышения эффективности инклюзивного smart-обучения / Б. С. Кубеков, Д. А. Майнцер, О. В. Киселева // Научный аспект. – 2023. – Т. 6, № 2. – С. 641-647.
4. Лисова, Т. А. Перспективы использования дополненной реальности в исследовательском обучении дошкольников / Т. А. Лисова // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 07 апреля 2023 года / Отв. редактор А.И. Савенков. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2023. – С. 340-346.