Статья:

Современные виды диктантов как необходимость, диктуемая временем новой эпохи

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Полянская К.С. Современные виды диктантов как необходимость, диктуемая временем новой эпохи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 89-95.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные виды диктантов как необходимость, диктуемая временем новой эпохи

Полянская Кристина Сергеевна
преподаватель русского языка и литературы ИМСИТ, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальный вопрос о диагностических работах по Федеральному государственному образовательному стандарту, цель- провести сравнительный анализ с традиционными видами диктантов. Дается обзор лексическому виду диктанта, его применение на уроках русского языка и результаты. В заключении подводится итог актуальности результатов диктантов по ФГОС.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, диктант, лексический диктант, виды диктантов, русский язык.

 

Русский язык – важная составляющая нашей жизни, нашего современного общества. В школах и вузах этот предмет вызывает у учащихся некоторые сложности и проблемы в изучении и усвоении тем. Русский язык — один из сложнейших для ребенка предметов. В начальной школе особое внимание уделяется развитию орфо­графической зоркости. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом уже в начальном общем образовании второго поколения главной целью работы по данному направлению является развитие у детей навыка грамотного письма. Среди различных видов письменных работ особая роль принадлежит диктантам. Предложенные многими авторами диктанты по основным темам, которые изучаются уже в 1 классе, соответствуют ФГОС и предлагают  подборки слов, предложений и текстов на изученные правила, которые рекомендованы для отработки навыка безошибочного письма при проведении диктантов различных видов: зрительных, предупредительных или объяснительных. В зависимости от степени подготовленности класса учитель по своему выбору может ис­пользовать  тексты при проведении проверочных работ для оп­ределения уровня сформированности у учащихся орфографических и пунктуационных навыков письма. Современные технологии, сайты предлагают огромный выбор текстов, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся.  Текст каждого диктанта включает материал как на изученную тему, так и на ранее пройденные. Слова, правописание которых регу­лируется ещё незнакомыми детям правилами, приведены под текстом диктанта в разделе «Слова для справок». Эти слова рекомен­дуется проговаривать чётко, по слогам, или записывать на доске. В зависимости от степени изучения материала и уровня знаний класса учитель вправе дополнительно определять слова, трудные для написания, и диктовать их орфографически.

После текстов в скобках указано количество слов, соответствующее действующим нормативам для письма под диктов­ку.
Диктанты повышенной сложности отмечены значком *.
Тексты соответствуют требованиям программ по русскому языку по всем УМК как для начальной школы, так и для старших классов и вузов, входящим в федеральный перечень на 2017 год. Такой сборник диктантов составлен уже для 1 класса общеобразовательных учреждений и его можно в подробном виде посмотреть по ссылке: http://www.7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1081-diktanty-dlya-1-klassa-po-fgos.html. Он рекомендован как учителям, так и родителям для занятий с ребенком дома и его подготовки к предстоящей проверочной работе [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт – это комплекс обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

В связи с появлением ФГОС возникает потребность в поиске, выявлении и употреблении либо новых форм и способов проверки ЗУН учащихся по русскому языку, либо в совершенствовании традиционных методов и приемов, использующихся на уроках и лекциях. Так как главной задачей ФГОС является воспитание гражданина современного общества, который будет учиться на протяжении всей жизни, познавать и открывать новые горизонты знаний, то важной составляющей будут  выступать диагностические разработки нового поколения, которые выявят результаты данной программы. В связи с этим, цель нашего исследования весьма актуальна и заключается в поиске и соотношении старых и новых форм видов диктантов на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1.изучить современные виды диктантов по ФГОС, указать какие результаты дает каждый вид проверочной работы;

2.соотнести результаты предшественников с нашим исследованием в области эволюции видов диктантов и их практические результаты.

Всю свою сознательную жизнь мы учим кого-либо и учимся сами, особенно это касается изучения того или иного языка. А изучение любого языка – это прекрасная тренировка для нашего мозга. Изучая русский язык приходится овладевать многими «тренажёрами»: падежи, подвижное ударение, многочисленные исключения в словообразовании и так далее. Как результат – новые возможности мышления, доступ к русской литературе, системе образования и воспитания, которые дали цивилизации множество примеров эффективности: великие учёные, мыслители, деятели искусств!  [3].

ФГОС – это новый уровень образования, новые методы и приемы в обучении предметам. Он стал потребностью и велением времени, поскольку на сегодняшний день русский язык занимает четвертую позицию среди других языков по распространенности в мире. Но с каждым годом он теряет свои позиции. К этому вопросу не раз обращалась «Литературная газета», также были посвящены недавние парламентские слушания «О проблемах сохранения, применения и развития русского языка за рубежом», прошедшие в Государственной Думе РФ [2]. 

Большое место в обучении и закреплении орфографических навыков занимают диктанты различных видов по цели проведения, по структуре текстов, по связному тексту, по характеру записи диктуемого, цифровой, по времени объяснения диктуемого, по степени изменения текста, по способу восприятия текста. То есть, диктант – это такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными знаниями по грамматике и орфографии. При проведении диктантов важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали диктуемое, но и умели обосновывать правильность написанного, выделять орфограммы. Именно такой подход разработан Федеральным государственным образовательным стандартом, позволяющий учащимся самостоятельно находить орфограммы, понимать  их значимость и отвечать на главные вопросы: «Зачем и почему важно писать грамотно?». Новые приемы организации диагностической работы отличаются от традиционной. В последней нет опоры на осознанность сути изучаемого явления – орфограмм. Ранее, например, при объяснительном диктанте не ставился упор для учащихся в зависимость только от запоминания зрительным путём. Это не способствовало привычке писать отдельными буквами, не подготавливало учащихся к самостоятельному письму по слуху вообще, не требовало от  них большей самостоятельности. Безусловно, на уроках русского языка нельзя пользоваться исключительно одним видом диктанта, необходимо использовать разные типы для решения поставленных целей. Это позволит установить уровень освоения программы с разных сторон, в комплексе. Хотелось бы отметить особый вид диктанта- лексический, так как именно его не все преподаватели используют для проверки знаний. Конечно же любой преподаватель на своих лекциях или уроках пользуется разными видам работ, методами и приемами, какие-то из них нравятся больше, какие-то меньше. Многие педагоги отказываются использовать лексический вид диктанта из-за отсутствия времени на уроке/лекции, а также считают эту форму устаревшей, но именно этот вид диктанта, по мнению преподавателя английского языка высшей квалификационной категории Букиной Инны Викторовны заключает в себе ряд преимуществ. Педагог использует следующие виды лексических диктантов:

1. Walking Dictation-«Ходячий диктант». Суть его в том, что:

А) Развешивается на доске в разных местах несколько копий диктанта. Ученики работают в парах. Один ученик пишет, другой ходит и читает с доски тому, кто пишет. На середине диктанта ученики могут меняться ролями. Б) Класс делится на группы. Развешивается несколько копий диктанта в разных местах кабинета. Диктант напечатан на цветных листах (все копии разного цвета). В каждом предложении диктанта должно быть столько слов, сколько человек в группе. Группы садятся на разные ряды. Каждый группа будет носить название какого-нибудь цвета в соответствии с листами, на котором диктант. Каждый ребенок в группе получает номер слова, которое будет смотреть на цветном листе своей группы. По сигналу все первые номера бегут к своему листу, читают слово, возвращаются к своей группе, диктуют слово. После того как все в группе записали это слово, бежит ребенок под номером два и т.д., пока не продиктован и не записан весь текст. Чья группа первая и без ошибок закончит писать диктант, получает хорошую отметку. 2. Picture Dictation: ученики рисуют схематически то, что диктует учитель. 3. Shadow Dictation: работа в парах. Учитель диктует, один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников. 4. Song Dictation: учитель раздает листочки, на которых перемешаны слова песни. Затем сам читает песню (можно включить запись песни), дети размещают листочки со словами песни в соответствии с ее содержанием (последовательность!). 5. Card Dictation: учитель показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, учитель показывает слово, а дети рисуют картинку. 6. Визуальный диктант: учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст. Читают хором, разбираем наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку учителя. Текст предварительно стирается с доски. 7. Самодиктант: А) Разучивается четверостишие с новыми словами, предварительно записанное на доске все вместе хором. Таким образом дети каждый раз по памяти воссоздают каждую "исчезнувшую"строку. Затем предлагается записать стихотворение по памяти. Б) Учитель задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующий урок дети, диктуя сами себе, пишут на листочках текст, который учили дома. 8. Парный творческий диктант: каждому ученику в паре предлагается в случайном порядке иллюстрации одного из двух рассказов. Он располагает картинки в логической последовательности, пишет рассказ, диктует его партнеру, после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. 9. Коллективный диктант: ученики рисуют на доске картину, первый элемент которой нарисовал учитель. Затем коллективно описываем ее, после предлагается как можно подробнее записать в виде самодиктанта. 10. Запись "телефонограммы" в форме игры в испорченный телефон. 11. Spelling Dictation: учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом учитель проверяет написанное. 12. Running dictation: может быть использован для развития навыков диалогической речи, практики в употреблении лексики, грамматических структур. Вы можете использовать этот вид диктанта для всего в чем, по вашему мнению, ваши учащиеся нуждаются [1].

Эта классификация лексических диктантов на наш взгляд действительно имеет преимущества. Мы также провели лексический диктант, используя разные его виды среди 1 курсов СПО в Академии маркетинга и социально-информационных технологий, и решили согласиться с сертифицированным учителем первого (продвинутого) уровня Программы обучения преподавателей Букиной И.В. Наше исследование подвело к следующему выводу: несмотря на то, что на практике многими преподавателями лексический диктант признается как устаревшая форма в диагностике ЗУН, наши результаты показали, что этот диктант мотивирует учащихся к изучению русского языка. Это вызвано тем, что ученики с удовольствием принимают участие в Song Dictation, Picture Dictation, в визуальном диктанте,  коллективном диктанте, в «Ходячем диктанте». Также, учащиеся лучше запоминают написание сложных слов  и других орфограмм. На наш взгляд лексические диктанты можно отнести к виду занимательных диктантов в форме игры и это повышает не только мотивацию учеников, но и дарит хорошее настроение от занятий русским языком. Running dictation тоже понравился студентам. Этот тип диктанта удобно использовать при закреплении таких разделов как: «Лексика. Лексикология», «Фразеология», «Синтаксис».

Диктанты-это очень эффективный инструмент обучения и контроля знаний учащихся. Но, как правило, большинство не любит их писать, боятся ошибиться или просто это занятие кажется учащимся скучным и незанятным. Таковы, чаще всего, традиционные словарный или лексический диктант. Поэтому необходимо внедрение новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, в том числе игровые, которые способны превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке. Таким образом, ФГОС дает нам возможность на практике реализовать требования, выдвигаемые к оценке диктантов и усвоению орфографических и грамматических навыков: применять орфографические и грамматические правила, объяс­нять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова, формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать орфограммы, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

Список литературы:
1. Букина И.В. Виды диктантов для проверки лексического запаса учеников.URL: http://www.tea4er.ru/blogs/printblog?index_php?view=article&id=1554&tmpl=component&print=1
2. Литературная газета. Куда доведет русский язык? URL: http://www.lgz.ru/article/N26--6178--2008-06-25-/Kuda-dov%D0%B5d%D1%91t-russkiy-yaz%D1%8Bk_4836/?sphrase_id=800140  
3. Литературная газета. Русский – язык новых возможностей. URL:  http://www.lgz.ru/article/-31-6519-29-07-2015/russkiy-yazyk-novykh-vozmozhnostey/?sphrase_id=800140
4. Энциклопедия 7 гуру с советами врачей, психологов, педагогов. Диктанты для 1 класса по русскому языку по ФГОС ко всем учебникам. 2017. URL: http://www.7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1081-diktanty-dlya-1-klassa-po-fgos.html