Статья:

Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в условиях высшей школы

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Головатова А.Ю. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в условиях высшей школы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 16-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в условиях высшей школы

Головатова Агата Юрьевна
аспирант, ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Problems of preparation of future teachers of preschool education in the conditions of higher school

 

Agata Golovatova

graduate student, FGBOU VO Syktyvkar state University im. Pitirim Sorokin, Russia, Syktyvkar

 

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются понятия идентификации личности, самоидентификации в профессии будущих воспитателей дошкольной образовательной организации (педагога дошкольного образования). Раскрываются компетентностые требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования как целевых ориентиров профессионального развития будущего воспитателя.

Abstract. The article deals with the consideration and analysis of the concept of identification and identity in the profession of future educators at preschool educational organizations (preschool educator). Competence requirements of the Federal educational standard for preschool education are considered as the target of professional development of future educator.

 

Ключевые слова: идентификация; самоидентификация; требования ФГОС ДО к профессиональным компетенциям педагога; саморегуляция.

Keywords: identification; identity; self-regulation; FSES requirements; preschool education.

 

Динамика развития дошкольного образования в новейшей истории актуализирует проблемы профессионального развития воспи­тателя, где педагог является центром возможных процессов создания и внедрения новых моделей, и технологий образования. В условиях модернизационной среды предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке и профессиональному развитию педагога. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку обучающихся в области образования и в том числе дошкольного. Педагог дошкольного образования XXI века должен овладеть не только всеми достижениями современной науки, но и быть способным к дальнейшему непрерывному самообразованию. Начинающий педагог дошкольного образования должен понимать, что он действительно педагог XXI века.

Перед современной системой образования стоит задача обеспечения компетентными, творчески мыслящими, способными к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющими самостоятельно выбирать направление и форму собственного профессионального роста люди, грамотными педагогами, способными на высоком уровне выполнять свое предназначение.

При этом открытыми остаются проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Их актуальность связана с совершенствованием системы образования, которая идет по разным направлениям: изменяются стандарты образования, содержание учебных дисциплин, принципы и методы обучения. Однако при изме­нении необходимо учитывать не только формальные педагогические требования к учебному процессу, но и реальные закономерности профессионального развития студента, кризисы профессионального становления на этапе обучения в вузе.

В психолого - педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения выше обозначенного вопроса. Одни из них основываются на использовании современных информационных технологий в подготовке лиц, освоивших соответствующие образовательные программы высшего образования, другие - на обновлении содержания подготовки, третьи - на усилении практической направленности подготовки и т. п. Однако, по нашему мнению, заслуживает внимания решение проблемы повышения качества подготовки воспитателей посредством форми­рования их профессиональной идентификации. Одним из условий развития профессиональной идентификации является профессиональное обучение [4]. В процессе обучения в институте происходят качественные изменения в личностном и профессиональном становлении студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Профессиональное самоопре­деление относится к числу наиболее важных жизненных решений. Принятие такого решения требует личностной зрелости и социальной осведомленности человека. Выбор профессии после окончания общеобразовательной школы, нередко протекает на фоне недоста­точной внутренней готовности подростка к такому выбору, и скорее обуславливается внешними влияниями - школьной успеваемостью, мнением родителей и одноклассников и др. В современных социально - экономических условиях высшее образование весьма актуально. Но при этом возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных кадрах и нежеланием большинства выпускников работать по выбранному профилю подготовки. Нередко это связано размытостью профессиональных перспектив, с несформированной профессиональной идентичности или даже ее отсутствием у будущих педагогов дошкольного образования. Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и разносторонне изучаемым феноменом. Тем не менее, как показывает анализ психолого - педагогической литературы, исследований по проблеме формирования профессиональной идентификации студентов, обучающихся по профилям подготовки «Дошкольное образование» и «Психология и педагогика дошкольного образования» не проводилось. Между тем развитие и модернизация подготовки бакалавра в системе высшего образования является одной из ключевых проблем современной науки и практики, что позволило определить наше исследовательское поле, обозначить круг вопросов по изучению формирования профессиональной идентификации студентов.

Важно помнить, что личность педагога является одним из ключевых факторов развития личности ребенка дошкольного возраста. Необходимость данного направления отмечена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО), в «Стратегии развития российского образования» до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также в «Комплексном проекте по модернизации педагогического образования». В свою очередь, в проекте подчерки­вается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…».

В современной науке профессиональная компетентность понима­ется как интегральная характеристика, определяющая готовность педагога решать проблемы, возникающие в его педагогической деятельности, прибегая при этом к своему профессиональному и личному опыту [3]. Поэтому компетентный педагог дошкольного образования – это педагог, способный решать различные группы задач, возникающие в его профессиональной деятельности: установление активного взаимодействия с участниками воспитательно – образова­тельного процесса; планирование и организация образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка; моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду; осуществлять самообразование. Оттого в деятельности современного педагога дошкольного образования огромную роль играют: нормы, правила поведения, ценности, жизненные установки, стиль поведения, его профессиональные взгляды. Воспитателю детей раннего и дошкольного возраста важно учитывать интересы и потребности ребенка, способствовать становлению его активной исследовательской позиции. Важно, еще на этапе профессионального становления обучающихся заложить основную ценность будущей профессии – «без любви, трепетного отношения к миру дошколят работу воспитателя представить трудно, а воспитатель, воодушев­ленный своей работой, который видит в ней смысл и выполняет ее с радостью может выстроить полноценный, качественный образовательно – воспитательный процесс».

Многочисленные научные исследования, посвященные проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования (К.Ю. Белая, М.С. Гвоздева, Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк и др.), и практика показали, что начинающий педагог, первые три года может испытывать значительные трудности и проблемы:

·      привлечения внимания детей в различным видам детской деятельности;

·      активизации детей в ходе режимных моментов;

·      адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;

·      создания позитивного психологического климата в группе;

·      организации конструктивного взаимодействия детей;

·      активного использования недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности [3].

Важно выделить и такие проблемы, как «барьер творчества», когда молодой педагог не хочет, что – либо менять, учиться и развиваться; это и личностная тревожность, которая вызывает неуверенность в себе, в своих способностях.

Немаловажным является готовность начинающего педагога к активному взаимодействию с родителями (законными представителями). А как показывает практика, что организация работы с родителями является достаточно сложной. Это и подтверждается и ответами студентов на вопрос: «Что является сложным в работе воспитателя?» - «выстраивать общение с родителями», «не воспринимают родители».

В свою очередь это зависит и от готовности будущего педагогического коллектива дошкольной организации осуществлять образовательную деятельность в условиях изменчивости современного образовательного пространства. А поскольку в первые три года профес­сиональная деятельность молодого педагога может осуществляться еще на репродуктивном уровне, важно оказывать максимальную поддержку педагогу – адаптанту (начинающему педагогу) со стороны педагога – мастера, а также вовлечение в «Школу молодого педагога», в участие таких конкурсов, как «Педагогический дебют», «Фестиваль педагогических идей», «Воспитатель XXI века глазами студентов», участие в региональных и республиканских конкурсах, стимулирующих их стремление к самосовершенствованию.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к собственному педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина).

Профессиональные ценности и самосознание молодых педагогов дошкольного образования формируются в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация представ­ляет собой механизм «врастания» в профессию. Для формирования самоидентификации в профессии каждому студенту, будущего педагогу важно выбрать тот образ профессионала, к которому он будет стремиться. Так, на II Всероссийском семинаре «Развитие дошкольного образования на современном этапе» А.А. Майер отметил: «Современный педагог дошкольного образования полностью повторяет ситуацию ребенка – дошкольника. Если для ребенка ведущий вид деятельности - это игра, то и педагог играет в профессию «Я воспитатель». Здесь хочется вспомнить, как называли воспитателя в разное время. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Фрёбель называл «Kindergartener», буквально - детские садовницы, садовницы, специалистки – дошкольницы, фребелички. Место детской садовницы и фребелички заняло слово «воспитательница», которое отмечается еще в 1771 году.

Если задать вопрос человеку, получающему профессию воспитателя «Кто ты?», не всякий может ответить «Я педагог дошкольного образования». В настоящее время наблюдается такая тенденция, что профессию педагога может получить каждый, но не каждый может быть принят в соответствии с этой профессией. Поэтому на этапе профессионального образования важно помочь будущим педагогам дошкольного образования стать уверенными, активными, заинтересованными в собственном успехе. При достижении этой цели человек становится более самостоятельным и ответственным, способным удовлетворять собственные потребности. Важно включать в учебный процесс в вузе такие дисциплины, как «Введение в педагогическую профессию», «Психология общения», «Основы педаго­гического мастерства», «Тренинг педагогического общения», которые будут способствовать пониманию высокой социальной значимости профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи. В рамках учебных занятий с обучающимися профилей подготовки «Дошкольное образование», «Педагогика и психология дошкольного образования» следует анализировать произведения, художественные или мультипликационные фильмы, где представлен образ воспитателя, например, «Усатый нянь», «Джентльмены удачи», «Карантин», «Ральф, здравствуй!» и др. Но перед студентами может ставиться немного и другая задача, это выделить интересные находки в работе воспитателя, проанализировать действия педагога с точки зрения современных требований. Также организовывать псевдо­конференции, коллоквиумы, позволяющие студентам высказываться по таким вопросам как, «Какую образовательную ситуацию с детьми считаете удачной? Почему?», «Мои ожидания от выбранной профессии», «Воспитатель – каким он должен быть», «В чем основная миссия современного воспитателя?», «В чем ценность выбранной профессии?», «Совпали ли мои ожидания с действительностью?», «Как стать «классным» воспитателем»», большинство студентов отвечали «умение видеть мир глазами детей», «проживать с ним снова и снова мир детства», «быть незаметным, когда ребенок чем – то занят, и незаменимым, когда он нуждается в поддержке». На вопрос «Если бы Вам удалось повернуть время вспять – стали бы Вы воспитателем?» обучающиеся высказывались так: «не знаю», «конечно стала бы, профессия воспитателя - это мое призвание», «да, так как эта профессия пригодится каждой женщине, воспитывающей ребенка». При ответе на вопрос «Что ожидаете от выбранной профессии?» можно было услышать «ничего не ждем, все видели», «творческой и продуктивной работы». На высказывание «В чем плюс в работе воспитателя» были и такие ответы студентов «Получить место для своего ребенка в детский сад».

Эффективными в работе со студентами остаются и такие современные формы, как мозговые штурмы «Стратегии и тактики речевого общения», круглые столы «Общение с родителем – это…», «Профессиональное выгорание и его профилактика», индивидуальные выступления обучающихся на семинарах «Роль общения в работе педагога», «Активные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования», что будет способствовать формированию необходимых в педагогической деятель­ности профессиональных и личностных качеств, выявить трудности препятствующие успешному становлению «профессионального Я», выявить представление о современном воспитателе детей раннего и дошкольного возраста, а также выявить факторы, стимулирующие процесс обучения, развития и самообразования педагога дошкольного образования.

Профессиональные ценности, самосознание и педагогическая компетентность начинающих педагогов дошкольного образования формируются в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация представляет собой механизм «врастания» в профессию в самом начале обучения в вузе. В этот период студент пытается представить себя в рамках выбранной педагогической профессии. Полное формирование профессиональной деятельности педагога происходит на этапе завершения обучения в вузе [1]. В центре внимания при подготовке педагогических кадров остается организация производственных практик «Педагогическая практика в ДОО», где она остается важным компонентом содержания профессионального образования и неотъемлемым этапом подготовки бакалавра к будущей деятельности воспитателя. Организуемая в рамках учебного процесса «Практика по получению первичных профессио­нальных умений и навыков», органично вписывается в изучение базовых дисциплин, является эффективным инструментом становления и развития профессиональной компетентности будущего воспитателя.

Это позволило отметить, что именно в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования важно стимулировать их потребность в демонстрации лучших личностных и профессиональных качеств, в саморазвитии молодого педагога, и способствовать формированию позитивного мнения о профессии воспитателя.

 

Список литературы:
1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32–40.
2. Майер А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: от профилактики к саморазвитию. - М.: ТЦ Сфера. 2015. 
3. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера. 2012. – 78 с.