Статья:

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Котельникова О.Ю. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(51). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Котельникова Ольга Юрьевна
канд. пед. наук, доцент, Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования "Волгоградский государственный институт искусств и культуры", РФ, г. Волгоград

 

CREATION OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF BLENDED LEARNING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

 

Olga Kotelnikova

Candidate of pedagogical sciences, associate Professor, State educational budgetary institution of culture higher education "Volgograd State Institute of Arts and Culture", Russia, Volgograd

 

Аннотация. Трансформация современного общества влияет и на деятельность учреждений профессионального образования. В данной статье актуализируется необходимость реорганизации учебного процесса в вузе, требующего пересмотра алгоритма общения всех участников образовательной деятельности. Выявляется перспективность использования технологий смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности. Обосновывается необходимость создания соответствующих организационно-методических условий.

Abstract. The transformation of modern society also affects the activities of vocational education institutions. This article actualizes the need to reorganize the educational process at the university, which requires a revision of the communication algorithm for all participants in educational activities. The prospects of using blended learning technologies in the process of professional training of managers of social and cultural activities are revealed. The necessity of creating appropriate organizational and methodological conditions is substantiated.

 

Ключевые слова: смешанное обучение; менеджер социально-культурной деятельности; организационно-методические условия; профессиональное обучение.

Keywords: blended learning; manager of social and cultural activities; organizational and methodological conditions; vocational training.

 

Введение моделей дистанционного, электронного обучения в практику организации учебного процесса требуют пересмотра алгоритма общения всех участников образовательной деятельности. ФГОС нового поколения ориентируют на переход от обучения, где обучающийся – объект воздействия преподавателя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а преподаватель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.

Одной из наиболее перспективных является модель смешанного обучения. Она представляет собой технологию организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной аудиторной системы и взаимодействия участников учебного процесса и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения[5, с. 346]. Смешанное обучение построено на базе взаимодействия (общения) обучаемого и преподавателя, предлагающего обучаемому различные формы сопровождения процесса обучения, такие как: планирование процесса обучения; поддержку освоения и усвоения учебного материала; поддержку применения полученных знаний в практической деятельности; контроль выполнения тренировочных, диагностических и итоговых работ; оценивание выполненных работ; руководство рефлексией учебного процесса и/или ее экспертизу [2, с. 20].

Ключевым признаком в определении смешанного обучения является, именно, взаимодействие.

Смешанное обучение позволяет восполнить недостатки технологий, используемых на данный момент в практике обучения. При очном, аудиторном, обучении не всегда можно реализовать требование включенности каждого студента в образовательный процесс. А так же, временные рамки аудиторного занятия не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов. Данное обстоятельство не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей обучаемого. В то же время, при дистанционном обучении нивелируется этап естественного и быстрого выстраивания цепочек ассоциативных идей и интуитивных открытий, нарушается требование включения нового знания в уже имеющееся. Кроме того, при дистанционном обучении возможно стремление обучающихся к отсрочке учебных действий, поскольку, из-за особенностей асинхронного общения, многие студенты выпадают из пространства образовательной среды вуза.

Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в аудиторном режиме межличностные связи дающие возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии [4, с. 96].

Данные преимущества имеют большое значение при формировании необходимых профессиональных компетенций будущих менеджеров социально-культурной сферы.

Гибкость этой модели предполагает, что время и место при смешанном обучении не ограничены строгими рамками аудитории и вуза, темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других студентов группы. Адаптивность реализуется как возможность организации учебного процесса для студентов с разными возможностями и запросами. Индивидуализация осуществляется за счет выстраивания  учебного процесса в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, при этом методические подходы и педагогические технологии, используемыми преподавателем в аудиторном общении, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и с контентом [1, с. 181].

Смешанное обучение позволяет успешно решать задачи, выдвигаемые сегодня в сфере профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности:

  • расширять образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости процесса обучения, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
  • стимулировать формирование субъектной позиции будущего менеджера социально-культурной деятельности: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности профессионального обучения в целом;
  • трансформировать педагогический стиль преподавателя: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему  конструированию обучающимся собственных профессиональных знаний как составной части профессиональных компетенций;
  • персонализировать образовательный процесс, побудив обучающегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности, преподаватель же выполняет роль помощника обучающегося.

Смешанное обучение складывается из: 1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса; 2) интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами; 3) самообразования [4, с. 97].

Объем и сочетание названных компонентов зависит от объективных и специфических для данного образовательного учреждения характеристик конкретного образовательного процесса.

Существует большое разнообразие моделей смешанного обучения в зависимости от доли очного обучения и учебной деятельности, опосредованной ИКТ, а также от местоположения обучающегося в процессе учебной деятельности (в вузе, или за его пределами). Любая комбинация, кроме моделей организации учебного процесса без online-учебной деятельности (традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое личное взаимодействие между преподавателем и обучающимся, может быть отнесена к смешанному обучению [5, с. 178].

В качестве основных моделей в процессе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности целесообразно использовать модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход. Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».

Данная группа моделей отвечает требованиям новых ФГОС ВО. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам. Кроме того, перечисленные модели расширяют возможности обучающихся, в ситуации, когда все их образовательные запросы не могут быть обеспечены профессорско-преподавательскими кадрами соответствующей квалификации.

Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает следующие действия:

  1. определение особенностей контингента обучающихся в целом и отдельных учебных групп, курсов, «межфакультетских» потоков;
  2. выбор подходящей(их) модели(ей) для имеющегося контингента обучающихся с учетом его особенностей;
  3. Планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТ-опосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля.
  4. Обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление образовательного аудиторного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление Интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования (организация установочного консультирования и контроля).
  5. Оценивание и контроль результатов обучения.

Необходимо также определение специфики контингента обучающихся и выбор модели смешанного обучения. В конкретной ситуации модель смешанного обучения выбирается в зависимости от характеристик и возможностей участников образовательного процесса, возможностей существующей у образовательного учреждения материально-технической базы, ориентиров, диктуемых социальной средой, ожиданиями обучающихся и государственным заказом.

При организации смешанного обучения необходимо иметь достоверные сведения о материально техническом оснащении вуза и рабочего места студента дома. Необходим специальный сотрудник или (при большой численности обучающихся) отдел контролирующий состояние материально-технического обеспечения образовательного процесса. Круг ожиданий обучающихся целесообразно выяснять при помощи анкетирования.

Организация образовательного процесса представляет собой технологический цикл, включающий планирование образовательной деятельности, непосредственную реализацию образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся, анализ и оценку образовательной деятельности с целью коррекции в последующем планировании.

Особое внимание необходимо уделить планированию учебной деятельности при смешанном обучении.

В целом, деятельность преподавателя может быть представлена в виде циклограммы:

 

Рисунок 1. Циклограмма учебной деятельности преподавателя

 

Планирование – это первый этап деятельности преподавателя. Планирование может и должно осуществляться на нескольких уровнях: всего курса по годам; семестра – по календарю; учебного года – по семестрам; тематического раздела, модуля; учебного занятия.

Основной принцип, используемый при планировании, – это планирование «от конца». Прежде всего, преподаватель должен определить, какие результаты он ждет по завершении изучения определенного фрагмента курса. Учебные цели являются ожидаемыми результатами обучения. Учебные цели должны быть ориентированы на деятельность обучающегося, его готовность к демонстрации в практической деятельности конкретных компетенций.

После определения учебных целей планируется процедура оценивания. Планирование и оценивание организуют учебный процесс и находятся во взаимосвязи. При планировании тематического раздела сразу определяется, как будет проводиться констатирующее оценивание (по завершению освоения определенного фрагмента курса), при планировании учебного занятия – то, как будет осуществляться формирующее оценивание (в ходе освоения учебного материала). Учебные цели лежат  в основе определения критериев оценивания.

После определения учебных целей и способов проверки их достижения (оценивания) преподаватель приступает к планированию своей деятельности.

Планирование деятельности преподавателя осуществляется следующим образом:

 

Рисунок 2. Планирование учебной деятельности преподавателя

 

Поскольку планирование занятия, в условиях смешанного обучения, должно быть, прежде всего, ориентировано на деятельность, то в соответствии со стимулами, обеспечивающими деятельность обучающихся, возможны два подхода к построению занятия: «от задания» и «от исследования»

Построение «от задания» предусматривает выбор задания, которое будет использоваться при констатирующем оценивании в итоге изучения темы.

Второй подход – построение занятия «от исследования» – эффективен для формирования метапредметных навыков. Исследование стимулируется преподавателем путем предъявления проблемы, дилеммы, противоречия, которые выступают в качестве стимула.

Современное профессиональное образование требует выстраивания субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом. Преподаватель должен стать помощником в учении. Необходимым условием при этом является активная роль обучающегося в учебном процессе. Применение технологий смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в наибольшей степени способствует установлению таких отношений, поскольку вынуждает преподавателя переложить долю контроля учебного процесса, а значит и ответственности за его протекание и результат, на обучающегося [4, с. 97].

Подводя итог, можно утверждать, что, в условиях цифрофизации общества, внедрение в учебный процесс вуза технологий смешанного обучения соответствует задачам современного профессионального образования и это требует создания соответствующих организационно-методических, административно-хозяйственных условий, обеспечивающих успешную реализацию данных технологий.

 

Список литературы:
1. Азиатцева Т.В. Обзор существующих за рубежом курсов, созданных с применением технологии смешанного обучения / Т.В. Азиатцева // Преподаватель XXI век. - М., - 2016. - №2. - С.177-183;
2. Воробьев В. А. Основы технологии «перевернутого обучения» в вузах // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – №1. – С. 18-31.;
3. Долготова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века. [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал. URL: https://u.to/A5RmGg (дата обращения 24.05.2022);
4. Котельникова О.Ю. Применение реверсивных технологий дистанционного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы / О.Ю. Котельникова // Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 2021. С. 92-99.
5. Bonk C. J. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives. – San Francisco: Pfeiffer, – 2006 . – 624 p.