Статья:

"Специфика формирования семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста".

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ворошилова В.В. "Специфика формирования семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста". // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 4-7.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

"Специфика формирования семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста".

Ворошилова Валентина Валерьевна
аспирант, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Актуальность темы обусловлена спецификой онтогенеза данной категории детей, формирования у них структур физиологических, психологических и познавательных процессов, что характерно для данного возраста. Важность исследования определяется также спецификой возраста: к шести годам жизни основной каркас семантических отношений складывается почти полностью, представляя собой итог предшествующего семантического развития.

Abstract. The relevance of the topic is due to the specificity of ontogenesis of this category of children, the formation of their structures of physiological, psychological and cognitive processes, which is typical for this age. The importance of the study is also determined by the specifics of age: by the six years of life, the main frame of semantic relations is almost completely formed, representing the result of previous semantic development.

 

Ключевые слова: старший дошкольный возраст; речевая деятель­ность; семантическая сторона речи.

Keywords: older preschool age; speech activity; semantic side of speech.

 

Речевой деятельности принадлежит особое место в системе психических процессов. Представляя собой фундамент мышления и регулятор поведения, она выполняет социальные функции, обеспечи­вающие адаптацию к окружающей среде. Формирование семантической стороны речи у детей дошкольного возраста взаимосвязано с их общей системой знаний и представлений, с особенностями их фиксации в языковом коде, а также со спецификой восприятия окружающей действительности и возможностями памяти. Выстраиваясь граммати­чески в предложения, слово становится тем строительным материалом, при помощи которого речь способна к выполнению коммуникативной роли [9].

Формирование семантической стороны речи обусловлено развитием мышления и других психических процессов, развитием всех компонентов прочих сторон речи (например, фонетико-фонематической), а также раз­витием представлений детей об окружающем мире и особенностями социальной среды, в которой они воспитываются.

Правильная речь является показателем готовности ребенка к обучению в школе. В наши дни дети в 4-5 лет способны овладеть системой родного языка. Развитие лексико-семантической стороны речи представляет собой важный этап речевого развития.

Еще Л.С. Выготским была выдвинута гипотеза о том, что перво­начальная функция речи детей состоит в установлении контакта с окружающей действительностью, то есть включает в свою основу функцию сообщения [3]. В настоящее время это предположение подтвердилось: предпосылки развития речи определяются неречевой предметной деятельностью самого ребенка, то есть расширением его связей с окружающим миром посредством конкретного, чувственного восприятия мира и речевой деятельностью взрослых и их общением с ребенком. Происходит сознательное подключение ребенка к речевой деятельности с помощью языка [8].

Известно, что в процессе формирования семантической стороны речи у детей происходит и уточнение значения слова. Слово обладает сложным по своей структуре значением. С одной стороны, оно пред­ставляет собой обозначение определенного предмета, соотносится с его конкретным образом. С другой стороны, им обобщается совокупность предметов и признаков действий. Слова приобретают различные значения и в зависимости от интонации и от сопровождающих их жестов [1].

В начале формирования семантической стороны речи значение слов является полисемантичным, его значения аморфны и расплывчаты. Слово может иметь несколько значений, обозначая и предметы, и признаки, и действия с предметами. Л.С. Выготским было отмечено, что в процессе развития ребенка значение слова изменяется. По его мнению, любое значение слова в любом возрасте является обобщением. Однако значения слов развиваются от элементарных типов обобщений к формированию абстрактных понятий [2].

Примерно к старшему дошкольному возрасту детьми усваиваются слова, которые обозначают родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения. Параллельно с уточнением значения слова осуществляется и развитие его структуры. В различные возрастные периоды она является различной. Первоначально ребенок усваивает денотативный компонент значения слова, устанавливая взаимосвязь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением [9].

Первый этап овладения словом (формирование устойчивой пред­метной соотнесенности) связан с осознанием того, что усвоенное слово всегда будет применимо к обозначаемому им предмету, независимо от его расположения в конкретный момент. Некоторое время слово закрепляется за единственным предметом, представляя подобие его собственного имени, а понятийные, концептуальные компоненты значения слова ребенок усваивает по мере развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и пр.).

Денотативные компоненты объединяются между собой в сознании ребенка, образуя сигнификат. Его возникновение свидетельствует о следующем этапе усвоения значения слова, так как оно требует привлечение жизненного опыта детей с формированием понятийной соотнесенности слова с предметом, выделения существенных и несущественных признаков предмета. Далее дети овладевают и контекстуальным значением слов [4].

Обогащение жизненного опыта детей, усложнение их деятельности и развитие общения с окружающими людьми оказывают влияние на количественный рост словарного запаса. В научной литературе имеется ряд значимых расхождений относительно объема словаря и его прироста с связи с индивидуальными особенностями и в зависимости от условий жизни и воспитания [7].

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти и пр.), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта и качественного изменения деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит и формирование словарного запаса в количественном и качественном аспекте [5].

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качест­венного изменения его деятельности формируется и его словарь.

Также, по мере развития мышления и речи детей, осуществляется не только обогащение, но и систематизация семантической стороны их речи. Усвоенные слова группируются в семантические поля, представ­ляющие собой функциональные образования, объединения слов на основе их общих семантических признаков. При этом слова не только объединяются в семантические поля, но и распределяются внутри них; выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля представлено наиболее частотными словами, обладающими выраженными семанти­ческими признаками [10].

В целом, можно сделать вывод о том, что еще Л.С. Выготский отмечал большую трудность осознания детьми дошкольного возраста закономерностей речевой действительности. Отмечается, что осознание отношений между элементами речевой действительности, а также отношений между знаком и значением осуществляется поэтапно и лишь в процессе специально организованной речевой деятельности детей [3].

Перспективным представляется исследование особым образом организованной речевой деятельности с применением коммуникативного подхода, различных форм и приемов обучения (включая игровые), использованием творческих заданий, что, несомненно, будет способ­ствовать формированию семантической стороны речи, активизации разнообразных речевых проявлений у детей старшего дошкольного возраста, развитию и совершенствованию связной устной речи [7].

 

Список литературы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2019. - 288 с.

2.Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 1. – С. 5–19.

3.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо-Пресс: Смысл, 2013. – 512 с.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

5.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

6.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисиной М.И. - М: Педагогика, 1985. – 258 с.

7.Павлова И.Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы Международной науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 212-215.

8.Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина и Т.В. Тарунтаевой. – М., 1977.

9.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2018. - 386 с.

Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2017. - 114 с.