Статья:

ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гогина А.Е. ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Гогина Анна Евсеевна
магистрант, ФГАОУ ВО «Северо - Кавказский Федеральный университет», РФ, г. Ставрополь

 

INNOVATIONS IN THE CONTENT OF TEACHING AT SCHOOL

 

Anna Gogina

Student of the master's degree of the North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Современное общество ставит перед  системой образования целый ряд новых задач, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Опросы показывают, что именно качество образования и системность, прежде всего, беспокоят и волнуют граждан страны. Обновлены стандарты начальной и основной школы, в них закреплён необходимый минимум содержания, сделан акцент на практические навыки, которые пригодятся школьникам в жизни. Обновленный стандарт сделает образовательное пространство страны ещё более цельным и гармоничным, монолитным в базовых основах.

Считаю, что одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. На особом контроле в министерстве образования находится комплекс вопросов, связанных с цифровизацией образования.

Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно - образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Совместно с Минцифрой разработаны механизмы и принципы маркировки обучающих, познавательно - игровых, художественных материалов, чтобы не допустить фальсификаций, случайных или умышленных искажений, гарантировать и достоверность сведений, и защиту психологического здоровья ребят. Активно идет работа над созданием безопасного, так называемого белого интернета, открытой и доступной информационной среды, содержание и сама структура которой не причиняют вреда, поскольку изначально ориентированы на усвоение духовно-нравственных ценностей, формирование необходимых в жизни полезных знаний.

Abstract. Modern society poses a number of new challenges to the education system due to political, socio-economic, ideological and other factors, among which it is necessary to highlight the need to improve the quality and accessibility of education. Surveys show that it is the quality of education and consistency, first of all, that worry and worry the citizens of the country. The standards of primary and secondary schools have been updated, the necessary minimum of content is fixed in them, emphasis is placed on practical skills that will be useful to schoolchildren in life. The updated standard will make the educational space of the country even more integral and harmonious, monolithic in its basic foundations.

I believe that one of the effective ways to solve these problems is the informatization of education. A complex of issues related to the digitalization of education is under special control in the Ministry of Education.

The improvement of technical means of communication has led to significant progress in information.

 

Ключевые слова: инновация; педагогическая технология; интерактивное обучение.

Keywords: innovation; pedagogical technology; interactive learning.

 

Преподавание предметов в современной школе претерпевает кардинальные изменения. В обновленном ФГОС формулировки требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам детализированы, учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения. Особый акцент сделан на формирование функциональной грамотности обучающихся, а также раннюю специализацию детей, направленную на будущую трудовую деятельность.

Сущность инноваций проявляется в реализации определенных экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе совершенствования технико-экономической основы производственных процессов. Конечным назначением инноваций является удовлетворение производственных и личных потребностей в измененных или новых товарах и услугах. Определений термина «инновация» много. Согласно англо-русскому словарю: «Инновация - это нововведение, новшество, изменение». Довольно емкое объяснение термина «инновация дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко: «Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление): вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса; выработка, синтез новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики – это основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Итак, существует ряд образовательных (педагогических) технологий, применение которых позволяет реализовать все выше перечисленные задачи. Для начала необходимо чётко обозначить понятие «педагогическая технология». В его  понимании и   употреблении  существуют   большие разночтения.

  • Педагогическая технология - совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
  • В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). То есть педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Основными образовательными технологиями, которые можно положить в основу изучения биологии, являются:

1. Структурно - логические технологии.

2. Информационно - коммуникационные технологии.

3. Тренинговые технологии.

4. Проектные технологии.

5. Игровые технологии.

6. Диалоговые технологии.

Наиболее интересные, на мой взгляд, являются такие технологии, как инновационные технологии как: информационно - коммуникационные технологии.

Специфика данных технологий заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам огромные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

- базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;

- оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;

- разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;

- информация на компакт-дисках, видео - и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.

Информационные технологии существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание электронной базы мониторинга, подготовка отчетной документации, систематизация и сохранение личных методических наработок, оформление наглядных стендов, использование интернет - ресурсов, дистанционное обучение, подготовка презентаций, использование мультимедиа – учебников, компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры, интерактивные атласы. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени.

Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения. 

Среди них часто выделяют:

  • интерактивные доски;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • робототехнику и конструкторы LEGO;
  • интерактивный стол;
  • беспроводной планшет;
  • документ - камеру;
  • интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополненную реальность;
  • компьютеры и оргтехнику.

Формы интерактивного обучения - это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

  • Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.
  • Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
  • Кейсы — решение конкретной ситуации.
  • Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
  • Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
  • Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
  • «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
  • «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
  • Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
  • Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
  • «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
  • Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
  • Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
  • «Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Можно выделить такие преимущества для ребёнка: 

  • самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;
  • развитые навыки общения для обмена опытом;
  • критическое мышление;
  • творческие навыки;
  • психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;
  • лёгкое усвоение материала;
  • расширенные познавательные возможности.

Но вместе с тем есть и сложности для педагога:

  • сохранение баланса между игрой и обучением;
  • адаптация метода под особенности характера и поведения детей;
  • высокий уровень организаторских способностей;
  • временные затраты на обучение новому методу;
  • борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;
  • энергозатратность.

Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.

Систематизация вышесказанного позволяет сделать вывод о том, что использование цифровых образовательных ресурсов приводит к повышению качества обучения, к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Необходимо заметить, что внедрение любой новой образовательной технологии и средств обучения – сложная задача. Каждое новое средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому сочетание традиционных и инновационных средств обучения - лучший способ их использования и достижения целей обучения и воспитания.

К настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

Задача педагога – личностно ориентированное развитие учащихся, их познавательных и общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:

- повышение качества образования;

- развитие современного человеческого интеллекта благодаря внедрению инноваций способствует появлению новых открытий и достижений;

- применение новых технологий способствует саморазвитию, а также повышению уровня профессиональных качеств и навыков большинства обучающихся;

- повышается коммуникативная культура;

- растет мотивация к дальнейшему образованию;

- повышается самооценка ученика;

- снимается психологическое напряжение ученика и учителя.

Возможные минусы от применения современных инноваций можно отобразить в следующем - это их стоимость (модернизация оборудования, учебной литературы, производственных помещений требуют колоссальных вливаний денежных средств); Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров тормозят развитие, а также требуют финансовых вливаний.

Но в то же время, инновационные технологии, способствуют повышению компетентности учащихся, развитию творческой мыслительной деятельности, повышению эффективности обучения предмету.

 

Список литературы:
1. Бунимович Н. Т., Жаркова Г. Г., Корнилова Т. М. и др.] ; [сост. и общ. ред. Макаренко В. А.]. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст]- 3-е изд., дораб. и доп. - Москва: Республика, 2000. - 669, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-250-02706-7.
2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1 / Г. К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 2 / Г. К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.