Статья:

Дидактические возможности образовательных технических средств и информационных ресурсов

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ниязова Г.Ж., Дуйсенбай Ф.М. Дидактические возможности образовательных технических средств и информационных ресурсов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дидактические возможности образовательных технических средств и информационных ресурсов

Ниязова Гулжан Жолаушиевна
канд. пед. наук, доцент Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Казахстан, г. Туркестан
Дуйсенбай Фариза Мухтаровна
магистрант, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Казахстан, г.Туркестан

 

DIDACTICAL POSSIBILITIES OF EDUCATIONAL TECHNICAL MEANS AND INFORMATION RESOURCES

 

Gulzhan Niyazova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University, Kazakhstan, Turkestan

Duisenbai Fariza Mukhtarovna

Master's student of Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University, Kazakhstan, Turkestan

 

Аннотация. В статье приведен классификация технических средств образования. Изложены дидактические возможности электронных учебников как информационного обучающего ресурса.

Abstract. The article presents a classification of technical means of education. The didactic possibilities of electronic textbooks as an informational training resource are described.

 

Ключевые слова: образование; технические средства обучения; электронные учебники.

Keywords: education; technical means of training; electronic textbooks.

 

Информация о финансировании: Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.  (Грант № AP09259047).

 

Ведущими функциями педагога в условиях цифровизации становятся: – проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями; – проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий; – организация индивидуальной и командной деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде; – проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой; – организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта; – формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде; – управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе, при работе с группой, с использованием инструментов фасилитации,– интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения – виртуального и реального, сопровождение развития обучающегося в реальном социальном и профессиональном мире; – постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т. п.) [1].

Сейчас в условиях цифровизации образовательного пространства учителя должны быть готовы к обновлению методик преподавания и изменению своей роли. В то же время в динамически меняющейся среде востребована готовность к легкому овладению цифровыми средствами обучения и свободному использованию современных цифровых технологий, созданию с помощью облачных технологий благоприятного информационного пространства для участников учебного процесса 2].

Следует отметить, что «цифровые решения», помогающие развивать школу, берут свое начало и из проблематики внедрения информационно-коммуникационных технологий, и из еще более ранней проблематики применения технических средств обучения в школе. В каком-то смысле, это одна линия технологического прогресса школы [3].

Быстро развивающиеся и дешевеющие цифровые устройства и технологии позволяют широко внедрять новые модели организации и проведения учебной работы (новые педагогические практики), которые ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности их осуществления средствами традиционных (бумажных) технологий работы с информацией [4].

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебновоспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким – носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы [5].

Технические и аудиовизуальные средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых процессов и явлений, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Исходя из этого, оснащение образовательных учреждений новыми аудиовизуальными средствами, методическими материалами и разработка частных методик по их эффективному применению является актуальной задачей для участников образовательного процесса [6].

Согласно психологической теории педагогические способности могут проявляться на операционном, тактическом и стратегическом уровнях регулирования педагогической деятельности. Возможности технических средств обучения в цифровизации образования определяются на тактическом уровне регуляции профессиональной деятельности учителя его способностью проектировать и создавать образовательную среду, устанавливать цели своей деятельности, применять технологии вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность [7].

Информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность приемов, методов, средств создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и Интерактивного программного продукта, моделирующих некоторые функции педагога, такие как отображение, передача и накопление информации, контроль и управление познавательной деятельностью Пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть пeдaгoгa в цифpoвyю эпoxy ocyщecтвляeтcя в инфopмaциoннo-o6pasoвaтeльнoй cpeдe. Этa cpeдa - кoмплeкc paзнoo6pasныx pecypcoв и пpocтpaнcтвo ceтeвoгo вsaимoдeйcтвия вcex yчacтникoв o6paзoвaтeльнo-вocпитaтeльнoгo пpoцecca. Инфopмaциoннo- o6pasoвaтeльнaя cpeдa включaeт в ce6я: мeдиaцeнтpы и интepaктивныe yчe6ныe пoco6ия, выcoкoтexнoлoгичнoe yчe6нoe o6opyдoвaниe и инфopмaциoнныe pecypcы Интepнeтa обучающегося [8].

Определены следующие наиболее перспективные направления и среды внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, реализующие психолого-педагогические цели совершенствования процесса обучения:

Первое направление - основано на использовании интеллектуальных обучающих систем, которые, в свою очередь, используют базы данных, экспертно-преподавательские системы, системы искусственного интеллекта.

Второе направление - совершенствование системы гиперсреды, использования электронных книг, программных средств, предназначенных для чтения, автоматизированных обучающих систем. Интернет, дистанционное обучение.

Третье направление - основано на использовании средств телекоммуникаций. Средства телекоммуникаций включают в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную и спутниковую связь

Аудиальная среда. Традиционная Техническая среда, относящаяся к классу звукотехнических сред.

Визуальная среда. В настоящее время применительно к визуальным средам обучения называются традиционные статические проектные среды (диапроекторы, графопроекторы) и проектные устройства, относящиеся к презентационным устройствам нового образца.

Аудиовизуальные среды. Класс аудиовизуальных сред для обучающихся электронно-технические среды для одновременного представления информации по двум каналам (звуковому и зрительному). В настоящее время применительно к данному классу называются электронные среды (видеомгнитофоны, видеокамеры, видеосистемы, телевизоры, персональные компьютеры, мультимедиа-проектировщики), позволяющие использовать аудиовизуальные носители информации (видеозаписи, учебные теле-передачи, мультимедийные программные среды).

Информационные и видеокомпьютерные среды. Из определения указанных технологий следует, что средами их реализации являются персональные компьютеры и современные видеосистемы. Не следует забывать о необходимости использования обучающих программ на уроке.

Мультимедиа-среда. По определению относится к данному классу названы современные технические среды, позволяющие работать в одном комплексе с текстовой информацией, графическим изображением, звуком, анимированной компьютерной графикой. Основной средой реализации Мультимедиа-технологий является компьютерная и видеокомпьютерная среда отображения.

Цифровое видео. В последнее время технологии, связанные с цифровым видео, начали развиваться быстрыми темпами. Число компьютеров и пользователей, предлагающих ранее неизвестные возможности создания, редактирования и просмотра видео, неуклонно растет.

Современные средства обучения: компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое интерактивное программное и методическое оборудование, позволили усовершенствовать различные формы обучения, а также их роль в организации самообразования обучающихся как методического пособия, выполняющего самостоятельную работу. Естественно, что современный компьютер и интерактивные программно-методические пособия изменяют формы взаимодействия преподавателя и обучающегося, рассматривая компьютер как консультанта, который помогает ему быть мудрее, чем преподаватель. А такое изменение повысит мотивацию обучающегося к знаниям, приведет к поиску новых моделей урока, результативного контроля (доклад, отчетность, защита проектов в группах), потребует внедрения интересных личностно-ориентированных форм обучения (таблица 1).

Таблица 1.

Классификация современных технических средств обучения

Персональные компьютеры

Стационарные ПК

Мобильные ПК

Ноутбуки и субноутбуки, планшетные ПК, карманные ПК

Составляющие персональных и мобильных компьютеров

Накопители информации

Накопители на жестких магнитных дисках

Накопители на твердотельной памяти

Накопители на компакт-дисках

Магнитооптические диски

Периферийные устройства персонального компьютера

Устройства ввода информации - представляют собой совокупность устройств управления и ввода данных.

Оптико-механические манипуляторы:  джойстики; мыши

Сканеры

Цифровые камеры

Дигитайзеры

Устройства вывода и отображения информации - служат для обработки видеоинформации и ее представления для визуального восприятия.

Печатающие устройства: принтеры, плоттеры

Устройства формирования объемных изображений:

шлемы виртуальной реальности; 3D-очки; 3D-мониторы; 3D-проекторы

Устройства для работы с информацией на твердых носителях

Средства копирования, размножения,  уничтожения документов

Копиры

Ризографы

Шреддеры

Средства телекоммуникаций - предназначены для дистанционной передачи информации.

Средства аналоговых линий связи

Факсы

Телефоны

Модемы

Средства цифровых линий связи

Оборудование кабельных сетей

Оборудование беспроводных сетей

 

Электронный учебник - как информационная среда обучения.  Многочисленные дидактические исследования показывают, что электронные учебники, предлагаемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, способствуют интенсификации процесса обучения, повышению творческих, познавательных способностей, самостоятельной деятельности обучающихся. О. В. Виштак в своем труде выделяет следующие дидактические возможности электронных учебников, подготовленных с помощью информационно-коммуникационных технологий: расширение возможностей представления учебного материала, Повышение учебной мотивации, возможность развития эффективных методов управления самостоятельной учебной деятельностью и др.

Современная система образования имеет значительные потребности в качественных образовательных электронных изданиях, что позволяет:

- организация различных форм деятельности по самообразованию и осмыслению знаний обучающимися;

- использование всех возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения различных видов учебной деятельности, в том числе регистрации, сбора, хранения, обработки информации, моделирования объектов, явлений и др.;

- непосредственное внедрение в учебный процесс информации с использованием технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

-измерение интеллектуальных возможностей обучающихся, а также уровня их знаний, умений, навыков и результатов освоения материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам;

- управление учебной деятельностью обучающихся в соответствии с интеллектуальным уровнем конкретного обучающегося, должны учитываться также осуществляемые методы и используемые средства обучения;

-создание условий для самостоятельной учебной деятельности обучающихся, формирование навыков самообучения, саморазвития, самосовершенствования;

- оперативное обеспечение педагогов, обучающихся и родителей важной периодической информацией, соответствующей содержанию и целям образования;

-создание основы для постоянного общения педагогов, обучающихся и родителей с целью повышения эффективности образования педагогов,

обучающихся и родителей.

Важной особенностью имеющихся образовательных электронных изданий и ресурсов с точки зрения образовательных потребностей является их интерактивность, наличие обратной связи. Педагогические образовательные ресурсы-в тройке обучающихся обратную связь можно разделить на два основных вида: внешний и внутренний.

Внутренняя обратная связь - это информация, поступающая от образовательного ресурса обучающемуся в ответ на его действия при выполнении упражнения. Внутренняя обратная связь позволяет обучающемуся сделать вдумчивый вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она пробуждает рефлексию обучающегося, служит стимулом к дальнейшей деятельности. Позволяет оценить результаты учебной деятельности. Внутренняя обратная связь может быть консультационной и результативной.

Во внешней обратной связи информация поступает педагогу, ведущему обучение с использованием электронного образовательного издания, и учитывается в направлении методических подходов по организации деятельности обучающегося и режима функционирования издания и ресурса.

Основные потребности системы образования в электронных изданиях и ресурсах можно объединить в четыре основные группы.

В первую группу входят потребности, связанные с формированием у обучающихся определенной системы знаний. Потребность в обучающем электронном издании возникает при одновременном знакомстве обучающихся с циклами интегрального характера, которые могут ввести их в мир таких предметов, как математика, физика, химия.

Потребность в электронных изданиях образования возникает при изучении элементов макро-и микросреды, и обучающемуся необходимо оперировать и знакомить с микро-и макрообъектами.

Потребность этой группы в обучающих электронных изданиях возникает в тех случаях, когда необходимо изучить ряд понятий, теорий и законов, которые не могут найти опытного объяснения, требуемого в традиционном образовании.

Ко второй группе можно отнести потребности, связанные с освоением обучающимися репродуктивных возможностей.

Потребность в обучающих электронных изданиях возникает в данном случае в связи с расчетом. Использование обучающих электронных изданий связано с попыткой сократить время, затрачиваемое на расчеты с обучающимися, с проверкой и обработкой результатов.

Потребность в обучающих электронных изданиях проявилась в формировании ряда общеобразовательных приемов, в частности, общих логических и рефлексивных.

К третьей группе относятся потребности, связанные с формированием у обучаемых возможностей творческого типа. Здесь обучающиеся, осваивая возможности, получают субъективно новые знания путем самостоятельного поиска. Также главным признаком проявления креативности будет новизна получаемого продукта. Безусловным условием творческой деятельности является наличие трудностей в процессе познания. Таким образом, формирование творческих возможностей формирование специальных творческих возможностей требует научной проблематики специально организованной познавательной деятельности. В этом случае потребность в обучающих электронных изданиях возникает из-за обеспечения системы образования эффективным средством формирования у обучающихся творческих возможностей. В индивидуальном порядке обучающие электронные издания получают новые возможности в решении оптимизирующих изданий, где из нескольких возможных вариантов выбирается наиболее эффективный.

Потребность в обучающем электронном издании также присутствует в постановке и решении вопросов проверки возможных последствий прогнозов. Обучающие электронные издания позволяют развивать конструкторско-комбинаторные творческие возможности.Они являются составной частью специальных обучающих сред, а также различные компьютерные конструкторы помогают обучающимся собираться в единое целое из деталей и моделировать объекты и процессы. Значительный вклад в развитие творческих возможностей вносит правильно организованный процесс [9].

Образовательное электронное издание или ресурсы могут моделировать продолжение какого-либо процесса или события. Это позволило обучающемуся сделать собственные выводы по фактам, влияющим на ход процесса или события.

Потребности в четвертой группе возникли в связи с формированием у обучающегося отдельных качеств. Личностно-ориентированное образование развивает у обучающегося способность видеть другого человека. При этом образовательные электронные издания возникают в связи с организацией моделирования посредством решения социальных и других проблем обучающихся. Образовательные электронные издания, отвечающие потребностям четвертой группы, позволяют анализировать последствия и возможные результаты использования различных технологий.

 

Список литературы:
1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с.
2. "Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в системе образования": методическое пособие / Кыдырбек У., Байконыс А., Бажибаева А. Б., - Алматы: ФГБОУ ВО  НЦПК «ӨРЛЕУ», 2019. – с. 48.
3. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 108 с.
4. Санько  А.М. Средства обучения в условиях цифровизации образования : учебное пособие / А.М. Санько. – Самара : Издательство Самарского университета, 2020. – 100 с.
5. Кравченя Э.М. Технические средства обучения и методика их применения. Методическое пособие. – Минск: БНТУ, 2011. – 55 с.
6. Бондарева, Т. В. Аудиовизуальные средства обучения : учеб.-метод, пособие / Т. В. Бондарева. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018.- 172 с. , Зверева В.П., Технические средства информатизации: учебник / В.П. Зверева, А.В. Назаров. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2018. — 248 с.
7. Современные проблемы информатизации образования : монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. – Омск : Изд во ОмГПУ, 2017. – 404 с. 
8. Hapциccoвa C.Ю., Kиceлeвa A.И. Пpoблeмы oбpaзoвaния в циøpoвyю эпoxy: yчe6нoe пoco6иe / C.Ю. Hapциccoвa, A.И. Kиceлeвa. - M.: Aкaдeмия MHЭПY. – 2018. – 187 c.
9. Сапарходжаев Н.П., Ниязова Г.Ж., Рахмет У.Р. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие. - Шымкент, 2020г.-190 c.