Статья:

К вопросу о подготовке концертмейстеров балета в Армении

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Дадоян Е.Т. К вопросу о подготовке концертмейстеров балета в Армении // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о подготовке концертмейстеров балета в Армении

Дадоян Елена Тельмановна
преподаватель, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, РА, г. Ереван

 

SOME OBSERVATIONS ON PROFESSIONAL EDUCATION OF BALLET ACCOMPANISTS IN ARMENIA

 

Yelena Dadoyan

Lecturer, Kh. Abovyan Armenian State Pedagogical University Yerevan, Armenia

 

Аннотация. Статья посвящена специфике профессии концертмейстер балета и ставит вопрос о необходимости организации профессиональной подготовки таких специалистов в Армении. В статье анализируются специфика профессии и особенности образовательного процесса.

Abstract. The article discusses the specifics of the ballet accompanist profession and raises the question of the necessity of organizing of the professional training for such specialists in Armenia. The article presents specific characteristics of the mentioned profession as well as particular qualities of the educational process.

 

Ключевые слова: концертмейстер; балет; аккомпанемент; хореография; образование; профессиональная подготовка; пианист.

Keywords: accompanist; ballet; concertmaster; choreography; education; professional training; pianist.

 

Профессия пианиста-концертмейстера, аккомпаниатора сегодня является одной из наиболее распространенных и востребованных среди пианистов. Специальность концертмейстера позволяет музыканту быть сопричастным самым различным сферам музыкальной деятельности, будь то образовательный процесс, концертная деятельность, сфера развлечений и любительские увлечения.

Невозможно представить музыкально-исполнительский процесс, от любительских мероприятий до высокопрофессионального музыкального творчества, без участия концертмейстера. За редким исключением, все явления, содержащие музыкальный компонент в той или иной степени требуют участия пианиста-концертмейстера как минимум на своем подготовительном, репетиционном этапе.

Это касается работы хоровых и хореографических коллективов, создания телевизионных и радиопередач, филармонических концертов, оперных и балетных спектаклей, драматических постановок, и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности. Пианист-концертмейстер выступает как непременный участник образовательного процесса в детском саду, в музыкальных и общеобразовательных школах, школах искусств, в специализированных училищах, в консерватории и других профессиональных вузах.

Деятельность концертмейстера представляет собой сложный, многосторонний процесс, требующий глубокой профессиональной подготовки, развития самых разнообразных музыкантских навыков – умения читать ноты с листа, аккомпанировать на слух, транспонировать музыкальный материал, аккомпанировать вокальному, хоровому или инструментальному музыкальному исполнению. Подготовка высокопрофессиональных пианистов-концертмейстеров, в полной мере владеющих перечисленными навыками, успешно осуществляется в средних и высших музыкальных учебных заведениях Армении.

Вместе с тем, с большим сожалением следует признать, что в системе подготовки концертмейстеров в образовательных учреждениях Армении существует досадный пробел – ни в одном из них не существует программы подготовки пианистов-концертмейстеров балета, тогда как специализация концертмейстера балета является одной из важнейших в профессии пианиста.

Ни одно профессиональное учебное заведение в Армении не имеет факультета подготовки таких специалистов, или хотя бы отдельного учебного курса. Учебный курс концертмейстеров в Армянском государственном педагогическом университете имеет целью подготовку преподавателей музыки в общеобразовательных школах, владеющих общими концертмейстерскими навыками. Кафедра концертмейстерского мастерства в Ереванской государственной консерватории готовит концертмейстеров для инструментальных и вокальных ансамблей, для работы в оперном театре, и т.д. Ни один из вузов не готовит концертмейстеров для балета, несмотря на наличие в Армении Хореографического училища и балетной труппы Академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиаряна.

В результате пианисты, придя на работу в хореографическое училище, балетную труппу или какой-либо иной хореографический коллектив вынуждены осваивать довольно специфическую профессию непосредственно на рабочем месте, что не может не сказываться на общем профессиональном уровне, на качестве решения творческих задач.

Между тем, во многих странах подготовке пианистов концертмейстеров балета придается серьезное значение, поскольку концертмейстер балета – это самостоятельная профессия, со своей спецификой и особенностями, требующая музыкального восприятия и чуткости, значительной фортепианной техники, знакомства с классическим балетным репертуаром и, естественно, общего знакомства с балетными движениями. В центре внимания профессиональной подготовки концертмейстеров лежат взаимоотношения между музыкой и балетным движением, и также то, какие именно пианистические навыки необходимы квалифицированному балетному концертмейстеру.

Поскольку фортепианный аккомпанемент для балетных классов представляет собой пример коллективного музыкального творчества, умение находить контакт со всеми участниками хореографического класса становится еще одним немаловажным профессиональным навыком для концертмейстера. Таким образом, фортепианное сопровождение балетного класса это, в первую очередь, сотрудничество между хореографом-репетитором и пианистом-концертмейстером. Пианисту необходимо внимательно следить за действиями репетитора, следуя его рекомендациям, а репетитор, в свою очередь, ставит перед пианистом конкретные задачи, объясняя, что именно от него требуется в каждый конкретный момент, для каждого конкретного упражнения. Тогда, в результате взаимодействия между музыкой и танцем, в итоге совместных усилий репетитора, концертмейстера и танцовщиков занятия в балетном классе превращаются в живой творческий процесс.

В задачи балетного концертмейстера входит не просто обеспечить музыкальное сопровождение балетного класса, включить для него некий ритмический фон, но уметь подобрать именно ту музыку, которая будет наилучшим образом способствовать созданию художественных характеристик танца. Другими словами, одним из важнейших навыков, необходимых в этой профессии является умение пианиста соотносить музыку с движением. Профессиональная подготовка позволит пианисту-концертмейстеру свободно ориентироваться в существующем многообразии музыкального материала для сопровождения учебного процесса.

Необходимо также подчеркнуть, что непременным условием профессиональной подготовки концертмейстера является мастерское владение фортепианной техникой для проведения балетных классов, поскольку концертмейстер должен уметь подобрать произведение, точно соответствующее конкретному упражнению. Очевидно, что ему требуется достаточная подготовка для оптимального использования динамики и артикуляции, соответствующих балетным движениям. Таким образом, работа балетного концертмейстера естественным образом предполагает предварительное получение пианистом академического музыкального образования, за которым в идеале должны последовать длительные курсы переподготовки.

Один из примеров такого образования мы видим в Московской государственной академии хореографии (МГАХ), в которой проводится двухгодичная профессиональная переподготовка по специальности «Концертмейстер балета». Вот перечень дисциплин, которые изучают в МГАХ по этой специальности:

·     Музыкальное содержание урока классического танца

·     Музыкальное содержание урока народно-сценического танца

·     Музыкальное содержание урока дуэтно-классического танца

·     Музыкальное содержание урока историко-бытового танца

·     Импровизация на уроках хореографических дисциплин

Следует отметить, впрочем, что и этот перечень не может считаться полным, поскольку в стороне остается современная хореография, со всем ее жанровым и техническим разнообразием. Так, в европейских странах, к примеру, многие балетные концертмейстеры, наряду с получением классического фортепианного образования, изучают основы джаза, импровизации, а также этническую музыку. Навыки импровизации необычайно важны для концертмейстера, поскольку во время занятий в танцевальном классе нередко возникает необходимость в импровизационном стиле аккомпанемента. Музыкальное сопровождение должно следовать за характером танцевальных движений, которые могут быть энергичными, отрывистыми, или напротив, плавными, слитными. Следовательно, пианист должен уметь подобрать соответствующие танцевальным движениям темп, мелодию, динамику и фактуру фортепианного сопровождения. Правильно подобранное использование метроритма, фразировки музыкального аккомпманемента становится основой для органичного взаимопроникновения музыки и танца.

Для составления учебной программы по специальности концертмейстер балета очевидна абсолютная необходимость обращения к опыту зарубежных учебных заведений, давно и с успехом занимающихся подготовкой таких специалистов. И здесь следует выделить основополагающие методические принципы.

На начальном этапе обучения студентам следует периодически принимать участие в фортепианном сопровождении танцевального класса, который проводит опытный концертмейстер. Начинающему концертмейстеру очень важно иметь возможность принимать непосредственное участие в репетиционной работе, приобретая, тем самым, необходимый опыт аккомпанирования. Такая практика также чрезвычайно важна для ознакомления со спецификой репетиционно-постановочного процесса танцевальных номеров и балетных спектаклей.

Учебный процесс позволит пианисту приобрести не только общепрофессиональную квалификацию, но и овладеть специальными узкопрофессиональными навыками. Это, в частности, умение творчески обращаться с хореографическим материалом балетных постановок, овладение техникой несложной импровизации, навык работы с клавирами балетов, и т.д. Знакомство с балетными произведениями, и, в частности, изучение клавиров балетной музыки необходимо для умения на практике подробно анализировать не только нотный текст, но и специфику хореографической партии того или иного танцевального номера.

Огромное вспомогательное значение имеет сопровождение лекций разнообразным иллюстративным материалом – это могут быть видеозаписи занятий хореографического класса, прослушивание музыкальных примеров, просмотр балетных спектаклей.

Кроме этого, крайне важно знать хореографическую терминологию, основные принципы движений в различных танцевальных жанрах – от классического, исторического до народного и современного. Также для пианиста немаловажно иметь общее знакомство с основами методики преподавания различных хореографических дисциплин.

Профессиональная деятельность концертмейстера балета требует от него глубокого понимания значения и места музыки в самых разнообразных видах хореографической деятельности.

Это касается как учебного процесса в специализированных учебных заведениях, подготовки отдельных концертных и конкурсных номеров, так и такого сложного, многоуровневого процесса, как постановочно-репетиционный в балетных труппах.

Пианист, начинающий свою деятельность балетного концертмейстера, обязан в мельчайших подробностях представлять основополагающие методические принципы урока классического танца, который является одновременно технической и творческой лабораторией балета.

Взаимодействие танца и музыки является ярчайшим примером интеграции, в результате которой танец приобретает живое дыхание, пульс. Музыка воздействует на танец, а танец, в свою очередь превращает музыку в визуальный, одушевленный опыт.

Профессия танцовщика, не являясь профессией музыкальной, позволяет постоянно соприкасаться с музыкой, находиться, по сути, внутри музыки. И именно концертмейстер балета, в первую очередь, становится тем проводником между танцовщиком и музыкой, благодаря которому балетный класс становится живым и творческим процессом.

Прежде чем занятия в классе или репетиционном зале превратятся в полноценный спектакль или отдельное концертное выступление, пианист-концертмейстер решает задачу обеспечения энергетического и эмоционального содержания танцевального класса.

Организация курсов переподготовки для пианистов и получение ими необходимой квалификации позволило бы придать официальный статус профессии «концертмейстер балета», что в свою очередь способствовало бы дальнейшему развитию профессионального хореографического образования и, как следствие, совершенствованию хореографического искусства в Армении.

 

Список литературы:
1. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе.  СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999,  № 2.
2. Загоскина Е.Н., Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы // Образование и воспитание. 2016, №4.
3. Крючков Н., Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Ленинград, 1961.
4. Лысцова Л.А., О методических основах обучения искусству концертмейстера балета. Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Пермь: ПГПУ, 2010.
5. Шендерович Е., В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М., 1996.