МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА НА ТЕМУ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА НА ТЕМУ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
METHODOLOGICAL ASPECTS OF DESIGNING A DIGITAL EDUCATIONAL COURSE ON "ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY" IN HIGHER EDUCATION
Mityaev Yurii Gennadievich
Master's student, Tolstoy Tula State Pedagogical University, Russia, Tula
Аннотация. В статье рассматривается методика конструирования цифрового образовательного курса для обучающихся высших педагогических учебных заведений в рамках преподавания дисциплины «История» в основной школе. Автором предлагаются способы разработки электронного ресурса, ориентированного на изучение нескольких тем по истории России и развитие творческого и критического мышления.
Abstract. The article discusses the methodology of designing a digital educational course for students of higher pedagogical educational institutions in the framework of teaching the discipline "History" in secondary schools. The author suggests ways to develop an electronic resource focused on the study of several topics on the history of Russia and the development of creative and critical thinking.
Ключевые слова: цифровой образовательный курс, история, педагогика, предприниматели, Российская империя.
Keywords: digital educational course, history, pedagogy, entrepreneurs, Russian Empire.
Цифровизация жизнедеятельности человека представляет объективную тенденцию развития современного общества. Бытовая активность человека за последние годы стала тесно связанной с электронными устройствами, которые позволяют значительно упростить повседневные задачи.
Указанные изменения не обошли стороной и сферу образования в России. Актуальные методики обучения и воспитания молодого поколения сильно зависимы от новейших многофункциональных цифровых устройств [5, с. 487]. Существуют различные точки зрения, касающиеся позитивных и негативных последствий структурных изменения образования в России, вызванных масштабной цифровизацией, однако неоспоримым остается утверждение, что современные технологии дают гораздо больше возможностей для креативного и эффективного построения педагогической стратегии в образовательном процессе [4, с. 303].
Студенты, обучающиеся по программе ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя Профилями подготовки), в рамках ее освоения в качестве одной из компетенций обязаны сформировать способность составлять основные и дополнительные образовательные программы, включая умение использовать в своей профессиональной деятельности цифровые технологии [3, с. 255–257].
Историческое образование как часть основной образовательной программы обладает сильным обучающим и воспитывающим эффектами [2, с. 90]. Будущие учителя истории в рамках приобретения профессиональных навыков не могут обойти технологии цифрового обучения, поскольку они позволяют объединить в себе как теоретическую базу, включающую в себя необходимые термины, даты, причинно-следственные связи, описания биографий и пр., так и наглядный контент, помогающий детям визуализировать исторические процессы и явления, а также полностью погрузиться в рассматриваемую эпоху [1, с. 49].
Таким образом, формулируется проблемный вопрос – какими путями обучающиеся педагогических вузов могут сконструировать цифровую образовательную среду для школьников в рамках изучения учебного курса «История»?
В качестве примера рассматриваемой педагогической модели была выбрана тема для цифрового образовательного курса «Предпринимательская активность в Российской империи второй половины XIX в.». Ее особенность заключается в многозадачности и универсальности – темы курса охватывают вопросы социально-экономического развития Российской империи второй половины XIX в., сословного устройства, эволюции органов государственного управления и их взаимодействия с социальными категориями населения и пр.
Процесс разработка цифрового образовательного курса включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Разработка программы цифрового образовательного курса и распределение часов на изучение тем
Курс включает в себя модули, соотносящиеся с темами, обозначенными в Федеральной рабочей программе основного общего образования (5–9 классы) по дисциплине «История»:
Модуль 1. Органы государственной власти Российской империи второй половины XIX в. и их взаимодействие с предпринимателями.
Тема 1. Общеимперские органы государственной власти (2 часа);
Тема 2. Губернские органы государственной власти (2 часа);
Тема 3. Местные органы государственной власти (2 часа);
Тестирование по модулю (1 час);
Темы для защиты проектных заданий (1 час).
Модуль 2. Правовой статус предпринимателей в Российской империи второй половины XIX в.
Тема 1. Законодательные акты, регулирующие правовой статус предпринимателей (2 часа);
Тема 2. Судебная практика по предпринимательским правонарушениям (на примере архивных документов Тульской губернии) (2 часа);
Тестирование по модулю (1 час);
Темы для защиты проектных заданий (1 час).
Модуль 3. Известные предприниматели Российской империи второй половины XIX в. и их достижения
Тема 1. Биографии предпринимателей Российской империи (2 часа);
Тема 2. Самые успешные предприятия российских предпринимателей (2 часа);
Тема 3. Вклад российских предпринимателей в общемировое экономическое развитие (2 часа);
Тема 4. Женщины-предприниматели: биографии и путь к успеху (2 часа);
Итоговое тестирование (1 час);
Защита проектных задания (2 часа).
Этап 2. Поиск и выбор контента
Вся учебная информация должна быть адаптирована к уровню общеобразовательной организации и содержать необходимую информацию.
Часть лекции для модуля 1, темы 1: «Местные органы власти во второй половине XIX в. отвечали непосредственно за процедурой возникновения торговых правоотношений. Их роль имела преимущественно инструментальный характер: именно через них человек мог получить необходимый перечень документов, дающий ему право торговать.»
Этап 3. Разработка заданий для закрепления материала.
Пример тестового задания для модуля 1:
Какой орган власти не входил в систему общеимперского контроля за деятельностью предпринимателей:
А) Местная полиция
Б) Император
В) Министерство финансов
Г) Казенная палата
Пример кейса для модуля 1 (на основе материалов из Тульского государственного архива):
Предприниматель А. А. Карташев 23.11.1875 г. обратился к губернатору Тульской губернии о неправильном подсчете суммы за купеческое свидетельство. Его жалобу оставили «без последствий».
1. В какой орган власти должен был обратиться А. А. Карташев
2. Укажите, какие данные должен отметить А. А. Карташев в своем прошении
Пример темы проекта для модуля 1:
Сравните нормативное регулирование правового статуса торговца в Российской империи и любой европейской страны в период второй половины XIX в. (результаты представьте в форме блок-схемы, ментальной карты или инфографики).
Пример игры для модуля 1 (на платформе «CoreApp»):
Распределить компетенции органов общеимперского правления, губернского и местного уровня с помощью интерактивных цифровых инструментов
Этап 4. Выбор электронной платформы и загрузка отобранного контента
В качестве инструментов для реализации всех наработок можно использовать следующие цифровые сервисы для опубликования материалов – «Stepik», «Online Test Pad», «Skillspace», «CoreApp», «Teachable» и пр.
Этап 5. Создание формы обратной связи
Для создания наиболее продуктивной обратной связи между преподавателем и обучающимися в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом можно воспользоваться «Яндекс Формы». Данный конструктор позволяет создавать как тестовые задания, так и вопросы с открытыми ответами.
Этап 6. Запуск курса в работу и анализ его эффективности
После окончания разработки цифрового курса необходимо оценить его обучающий потенциал посредством итогового тестирования и защиты проектных заданий. Последнее может быть реализовано посредством организации школьной конференции (как в очном, так и онлайн-формате), на который обучающиеся продемонстрируют все полученные компетенции.
Таким образом, использование электронных образовательных инструментов в образовательном процессе позволяют сделать учебный процесс более гибким. В рамках классической классно-урочной системы могут возникать трудности в построении индивидуализированного образовательного маршрута ученика. Цифровой образовательный ресурс по предпринимательству Российской империи второй половины XIX в. позволит обучающему самому сконструировать скорость своего обучения, развить навыки критического мышления, а также раскроет в нем творческие навыки в процессе работы над проектными заданиями.


