Статья:

Создание «Трансформы развития ловкости», как средство коррекции физического и умственного развития у детей в ДОУ VII–VIII вида

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Малыгина О.И., Михайлова Н.С., Суфиянова Р.М. Создание «Трансформы развития ловкости», как средство коррекции физического и умственного развития у детей в ДОУ VII–VIII вида // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 59-64.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Создание «Трансформы развития ловкости», как средство коррекции физического и умственного развития у детей в ДОУ VII–VIII вида

Малыгина Ольга Ивановна
преп. каф. ТИМФК, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет институт гуманитарного и социально-экономического образования», РФ, г. Екатеринбург
Михайлова Наталья Сергеевна
инструктор по физической культуре МДОУ VIII вида, №203, РФ, г. Екатеринбург
Суфиянова Ригина Марсельевна
студент ФКм-311, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет институт гуманитарного и социально-экономического образования», РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье исследуется умственное и физическое развитие детей в ДОУ VII–VIII вида. Физические упражнения и их влияние на развитие ловкости наиболее успешны, если они собраны в «трансформы развития ловкости» и проводятся в специально созданных педагогических условиях. Особые формы комплектации упражнений являются средством коррекции физического и умственного развития детей с ЗПР.

 

Ключевые слова: Диффузия коры головного мозга, задержка психического развития, нарушение интеллекта, построение движений по Бернштейну, физическое развитие, умственное развитие, «трансформы развития ловкости», «интеллект», «память», «эмоционально-волевая сфера».

 

Дошкольное образование – самое ответственное звено в общей системе образования. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, возросла потребность в коррекционных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Государственные органы управления образования стали решать данную проблему не традиционно, они содействовали в создание коррекционных групп на базе учреждений общего типа, и эти учреждения поменяв статус, стали ДОУ комбинированного вида. Самое большое число дошкольных коррекционных образовательных учреждений сегодня, составляет группа детских садов VII–VIII вида. Такие учреждения посещают дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта. Общаясь с педагогами, которые в недалеком прошлом были студентами нашего вуза, мы выявили проблему, выраженную в отсутствие учебно-методической литературы в области преподавания физического воспитания в таких учреждениях. Как правило, за основу педагоги берут любую программу по физическому воспитанию, и содержание ее разделов проходят с удвоенным сроком. Средства и методы обучения и воспитания, остаются традиционными. Рассмотрев данную проблему, мы ознакомились с разновидностями и особенностями данной группы заболеваний. Дети с задержкой психического развития и нарушением интеллекта имеют серьезные отклонения не только в уровне психического развития, но и также физического [2.]. Только некоторые из них имея частичную диффузию коры головного мозга, в период дошкольного возраста, имеют удовлетворительное физическое развитие. Немалый процент таких детей все же отстает от биологической нормы физического развития и в некоторых случаях такое развитие можно назвать заторможенным [1; 8.]. Разнообразный научный материал, свидетельствует о том, что категории заболеваний дошкольников с таким диагнозом, различны: область интеллекта, памяти, эмоционально-волевой сферы. Исходя из этих трех групп направленности заболевания, мы можем констатировать следующее, характер двигательных нарушений будет разным, это всецело зависит от самого места поражения мозга [4]. Для того чтобы понять, насколько эффективно и целесообразно влияние физических упражнений для разных групп заболеваний дошкольников с ЗПР, мы провели свое исследование проблемы в рамках предмета физическое воспитание. На первом этапе исследования ознакомившись со специальной литературой, содержание которой помогло понять, что данная область не совсем исследована в области методики физического воспитания. Сфера влияния физических упражнений на коррекцию умственного и физического развития детей дошкольного возраста не определена. При подборе групп и видов упражнений нет разделения на диагнозы и значимость для занимающихся, не определена цель, а значит не будет достигнут желаемый результат. Мы пришли к выводу, что средства и методы работы по физическому воспитанию в ДОУ VII–VIII вида, мало чем отличаются от содержания работы в ДОУ общего типа, которые посещают дети, не имеющие серьезных отклонений в состояние здоровья [5; 6; 7]. Чтобы доказать целесообразность нашего предположения, мы остановились на исследование развития многогранного физического качества – «ловкость». В книге Николая Александровича Бернштейна «О ловкости и ее развитии» сказано, что для построения движений различной сложности, мозг не только дает «команду» определенным мышцам, но и получает от периферических органов чувств обратную связь. В результате полученной информации, мозг производит коррекцию движения, делает определенные сравнительные характеристики и отправляет уже уточненную информацию мышцам [3]. Традиционно, для развития данного качества используются многообразные физические упражнения, это: ходьба и ее разновидности, бег с выполнением заданий по сигналу, прыжки с продвижением и на месте, сюжетные и подвижные игры. С нашей точки зрения, развивая физическое качество ловкость, используя педагогические средства, мы успешно развиваем умственные способности таких детей. Изучив особенности теории уровней построения движений по Н.А. Бернштейну [3], мы провели эксперимент №1. В экспериментальную группу включили детей 4–5 лет с разным диагнозом. Подобрали для испытуемых задания с мячом. Прежде, чем выбрать данный предмет спортивного инвентаря, провели игру, по условиям которой, дети сами выбирают. Из пяти предложенных предметов большинство выбрали мяч. По нашим предположениям, на выбор предмета повлияли следующие факторы, этот предмет был знаком, многие играли с мячом дома и в садике, он имеет яркий цвет и выделяется на фоне других предметов, с мячом можно выполнять много знакомых движений: бросать, катать, пинать и т.д. Задания были разные, но по сложности выполнения они были равноценными для всех групп участвующих в эксперименте. Для оценки результативности выполнения заданий, была создана таблица «трансформы – развитие ловкости», куда заносили результаты и четкость выполнения поставленных задач. Приведем пример самых простых движений, которые были выполнены испытуемыми в первом эксперименте. Приведенные в таблице фамилии вымышленные, настоящие не были использованы, с целью сохранения конфиденциальности личной информации.

Таблица 1.

Группа заболевания – «Интеллект», имена участников

Упражнение сопровождается речитативами в программных стихах

Наблюдения за выполнением упражнений

Особенности развития физических качеств и умственных способностей влияет

Группа заболевания – «Интеллект», Миша

Взять мяч (D=25 см.) двумя руками и бросить его в горизонтальную цель (корзину). Звучат стихи Агнии Барто.

Не мог продолжительное время взять мяч; Долго его рассматривал, не понял задание, выполнил с помощью взрослого

В работе участвуют и мелкие и крупные группы мышц. Данное упражнение способствует развитию координации движений и развитию мышления.

Группа заболевания – «Память»,

Слава

Выбрать самостоятельно мяч по цвету и размеру, в соответствие с цветом стойки и размером отверстия, через которое нужно бросить (протолкнуть) мяч. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение знакомых мелодий.

Дети в самом начале задания, выбирали мячи большие по размеру и более яркие по цвету. Дойдя до щита (место выполнения задания), они пытались протолкнуть его в отверстие, которое меньше размера самого мяча. Только после первой попытки, они возвращались к корзине с мячами и начинали зрительно сравнивать размер мяча с отверстием на щите, не обращая внимание на его цвет.

Развиваем координацию движений выполняя передвижение с мячом, до стенда. Развиваем глазомер, знания формы и размеров предмета. Закрепляем знания цветов, учимся соотносить цвета разных предметов, учимся сравнивать разверы.

Группа заболевания – «Эмоционально-волевая сфера» Коля

Выполнять упражнение из разных и.п. – сидя на гимнастической скамейке, сидя на полу. Удерживая мяч двумя руками, положить его между стопами ног, вернуться в и.п. Выполняя упражнение, считаем до пяти, повторяя задание на каждый счет (громко и звонко)

Положение - сидя на скамейке, используем для концентрации внимания на завершающее действие и счет. Мяч не должен укатиться. Взрослые считают вместе с детьми, помогая не сбиваться со счета. Рекомендовать не сгибать колени.

Развиваем суставную эластичность, статическое сохранение (удержание) позы и.п. сидя на полу. Упражнение с мячом способствует развитию ловкости, гибкости, глазомера, настойчивости, терпения.

 

 

Содержание эксперимента №1, было самое простое, но дети его выполняли два раза, первый раз – без сопровождения стихов, счета и музыкального сопровождения, просто по указанию инструктора физической культуры. Второй раз мы использовали указанные в таблице особенности проведения. Дети выполняли упражнения с удовольствием, более интенсивно и четко. Воспитатели этой группы отметили, что все участники нашего эксперимента стали проявлять желание участвовать и на других образовательных занятиях. Подбор физических упражнений и их объединение на группы, был выполнен по нескольким показателям: выбор движений и условий, в которых они будут выполнены; Подбор спортивного инвентаря и атрибутов, с помощью которых повысится эмоциональный уровень восприятия и достижение установленной цели; Содействие образному мышлению и проведение всех занятий по физическому воспитанию сюжетного вида, используя сценарий и образы героев, только знакомых произведений детских писателей; Третью часть занятий из общего количества сформировать как интегрированные, используя содержание текущих знаний по другим разделам образования. На разных этапах дошкольного детства возникает определенный благоприятный период, когда степень психической готовности ребенка к такому роду работе достигает наивысшей готовности [9]. Одно из главных мест в данной цепочке успеха занимает инструктор по физическому воспитанию, именно от него зависит насколько грамотно и профессионально, компетентно и творчески он подходит к подготовке и планированию своих занятий. Формирование движений у детей с нарушением интеллекта, является одной из главных задач физического воспитания в ДОУ. С помощью разученных движений, можно развивать ребенка не только физически, но и содействовать его умственному, психическому и социальному благополучию.

 

Список литературы:
1. Андрюхина Т.В. / Коррекция физического развития младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза средствами народных подвижных игр // Автореферат / диссертация на соискание ученой степени кпн / 2006. С. 9.
2. Большая Российская Энциклопедия / 1994 г. – М.: Советская энциклопедия / 1982–1984 г.
3. Бернштейн Н.А. / Очерки по физиологии движений и физиологии активности/издательство Академии наук СССР / 1990 г.
4. Лурия А. Р. / Умственно отсталый ребенок – М., 1960 / Лобные доли и регуляция психических процессов – М., 1966. Мозг и психические процессы – М., 1963. – Т.1 / – М., 1970 – Т.2.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 6 изд., с испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 208 с.
6. Программа / Радуга // Авторы: Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. / Программа / Истоки // Смирнова Е.О. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г.
7. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4–7 лет / Из детства в отрочество – М. Просвещение/2002. – 143 с.
8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 152 с.
9. Особенности психического развития 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / Москва / Педагогика. – 1988, – 140 с.