Исследование эффективности использования электронных дневников
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Исследование эффективности использования электронных дневников
В современном мире информационные технологии все глубже и глубже проникают в повседневную жизнь. Уже давно во многих сферах жизнедеятельности человека произошло внедрение электронных программ, которые оставили в прошлом огромные проблемы с заполнением бумажной документации, ведь выполнить всю работу в электронном виде намного проще и быстрее. Такой переворот произошел и в системе образования.
Целью создания электронных журналов и дневников было повышение уровня взаимодействия учителей и родителей. Идея данного нововведения заключалась в облегчении родительского контроля за успеваемостью ребенка, посещаемостью школьных занятий и выполнением домашних заданий, а также помощь в развитии самоконтроля школьников.
Положительные стороны введения электронного дневника:
- свободный доступ к нему (везде, где есть Интернет);
- содержание комплексной информации об успеваемости и посещаемости ученика;
- полный контроль администрации школы за заполняемостью журналов и дневников, а также успеваемостью, как отдельного класса, так и всей школы в целом;
- уменьшение экономических и физических затрат учителей;
- освобождение учителей от заполнения бумажной документации;
- полный родительский контроль за учебным процессом школьников.
Но, естественно, любое нововведение имеет отрицательные моменты, возникающие оттого, что люди неохотно переходят к новому режиму, используя устаревшие технологии, к которым они уже привыкли.
Отрицательные стороны электронного дневника:
- периодические сбои системы, затруднения при использовании программы;
- возможность потери логина и пароля учеником или родителем;
- несвоевременное выставление отметок и размещение домашних заданий.
В рамках изучения данной проблемы, нами было проведено анкетирование педагогов, родителей и учащихся 2, 5, 7 и 9 классов по вопросам, касающимся электронного дневника. После обработки анкет мы получили следующие результаты:
Опрос школьников:
1) 5 класса (18 школьников)
78% опрашиваемых школьников пользуются электронным дневником, чтобы посмотреть оценки (83%), домашние задания (78%), комментарии учителей (2%), пропуски (8%), новости школы (17%) и только 22% ни разу не открыли его в течение года. Школьники используют электронный дневник по необходимости - 61%, 28% - раз в неделю, а 11% - открывают электронный дневник очень редко.
Школьники данного класса заметили, что испытывают сложности при входе в программу, однако все учащиеся умеют пользоваться электронным дневником, а в школе хорошо развита система электронного образования.
2) 7 класса (21 школьник)
Школьники активно используют электронный дневник для контроля своих оценок (95%) и просмотра домашних заданий (52%), и лишь 5% не используют его вообще. Все опрашиваемые школьники используют электронный дневник по необходимости. Это означает, что учителя вовремя выкладывают актуальную информацию, домашние задания и выставляют оценки. Можно заметить, что роль электронного дневника повышается с увеличением возраста учащихся.
3) 9 класса (15 школьников)
Все 100% опрашиваемых школьников пользуются электронным дневником: 67% - для контроля своих оценок, 73% - узнают домашнее задание и только 7% - смотрят новости школы. Ребята не отметили никаких недостатков.
Опрос родителей:
1) 2 класса (20 человек)
Опрашиваемые родители активно используют электронный дневник. 90% пользуются им каждый день, 5% - несколько раз в неделю и только 5% заходят туда очень редко. В основном родители заходят в электронный дневник, чтобы посмотреть домашнее задание (85%), оценки (45%), пропуски (5%), также они читают комментарии учителя к урокам (70%).
95% опрашиваемых родителей считают, что в электронном дневнике нет недочётов и он отлично помогает контролировать учебу школьников. Но 10% уверены, что учителя несвоевременно выставляют оценки, полученные на уроке или за проверочные работы.
В целом родители довольны заполнением электронного дневника и поставили бы оценку «отлично» (85%) и «хорошо» (15%).
Родители отметили, что с педагогом удобнее общаться через электронный дневник: 56% общаются каждый день, 21% несколько раз в неделю и лишь 23% предпочитают общаться лично после занятий.
Родители жалуются на трудности, возникающие при входе в электронный дневник и на отсутствие заданий по некоторым предметам.
2) 7 класса (21 человек)
90% опрашиваемых родителей активно используют электронный дневник, чтобы контролировать процесс обучения своих детей и только 10% предпочитают обходиться без него, причем 43% - каждый день, 21% - несколько раз в неделю.
Больше всего родителей интересуют оценки (95%) и домашние задания (81%), 10% читают комментарии учителя к уроку (в несколько раз меньше, чем во 2 классе), 15% контролируют пропуски уроков.
Можно отметить, что в 7 классе родители чаще используют электронный дневник и находят там недостатки: несвоевременное выставление оценок (88%), непонятное домашнее задание (76%), 5% считают, что недочетов нет. Следовательно, оценку «отлично» дают 5% родителей, «хорошо» - 43%, «удовлетворительно» 48%, «плохо» - 48%. Это говорит о том, что необходимо провести улучшение программы и организовать курсы для подготовки учителей.
Для общения с учителями родители реже используют электронный дневник и предпочитают общаться лично.
Пожелания и замечания: родители предлагают создать СМС-оповещения о новых домашних заданиях, оценках и важных событиях. И действительно, так будет намного удобнее, ведь родители всегда будут знать актуальную информацию. Также неоднократно отмечались сложности при входе в систему.
Интересно было провести такую анкету с педагогами, вот что они ответили на наши вопросы.
Опрашивали 10 учителей. Получили следующие выводы.
Педагоги активно пользуются электронным журналом несколько раз в день (80%).
Руководство школ заботится о повышении квалификации педагогов, часто проводятся дополнительные курсы для переподготовки кадров, чтобы учителя тратили как можно меньше времени на заполнение электронных документов и могли спокойно заниматься подготовкой к урокам. Уже 85% педагогов считают процесс заполнения электронного журнала простым и понятным.
Педагоги считают, что в этой программе есть недочеты: неожиданно закрывается, возникают сбои, теряется информация, часто вносятся изменения, к которым надо приспосабливаться и т.д. Кроме того, отмечалось, что необходимо сделать изменения в структуре электронного дневника и включить все категории обучающихся (нет информации о детях, обучающихся по индивидуальной программе и находящихся на домашнем обучении).
Педагоги считают, что удобнее всего общаться с родителями лично (90%), потому что для учителя очень важно именно живое общение, а не через Интернет, и лишь 10% педагогов считают, что лучше использовать электронный дневник, чтобы, не отвлекаясь на лишние разговоры, сразу четко и понятно высказать все свои замечания.
Без сомнения, внедрение электронных дневников и журналов в школы будет способствовать повышению качества образования и контроля над ним, активизации познавательной мотивации учащихся и большей осмысленности учебного процесса, несмотря на все свои минусы.
Таким образом, главными плюсами электронного дневника являются мобильность, системность, своевременность выставления оценок, а главными минусами - проблемы при использовании программы из-за ее недоработок и сбоев, сокращение личного общения педагогов с родителями, ведь всю информацию можно найти в электронном дневнике (становятся неактуальными родительские собрания). Также от этой системы страдают школьники, которые чувствуют по отношению к себе постоянное давление и контроль со стороны педагогов и родителей.
Поэтому электронный дневник требует внесения изменений в соответствии с выявленными недостатками, а также внедрения новейших технологий для улучшения работы программы, чтобы педагогам, ученикам и родителям было удобнее пользоваться ею, и никто не испытывал неудобства.