Статья:

Состояние и перспектива развития образовательных услуг в коммерческом секторе Кзахсттана

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Безрукова (.Е., Нажимидин А.И. Состояние и перспектива развития образовательных услуг в коммерческом секторе Кзахсттана // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 52-62.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние и перспектива развития образовательных услуг в коммерческом секторе Кзахсттана

Безрукова (Мусиенко) Елена Аркадьевна
канд. психол. наук, PhD, бизнес-тренер, «Центр Елены Безруковой», Казахстан, г. Алматы
Нажимидин Аминат Ибрахимкызы
HR-специалист, психолог, «Центр Елены Безруковой», Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. В данной статье описывается уровень развития рынка образовательных услуг в Казахстане, проблемы коммерческого сектора данного типа услуг и методы их решения.

 

Ключевые слова: бизнес-образование; андрагогика; бизнес-психолог; образование; образовательные услуги.

 

Глоссарий:

Бизнес-образование  -  получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса. [1]

Образование – система сформированных образов и представлений о мире. [2]

Образовательные услуги – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. [3]

Бизнес-тренер – специалист, обучающий и создающий условия для обучения взрослых людей в меняющихся условиях экономики и социокультурном [4]  развитии общества.

Бизнес-психолог - это специалисты, которые понимают особенности современного бизнеса, его многоплановость, сложность и противоречивость, а также способны определить роль человеческого фактора в деятельности компании и направить активность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации. [5]

Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг – [6]

На данный момент сфера бизнеса расширяется, вследствие этого на рынке возрастает количество компаний различного типа, в том числе и образовательных. Целью нашей статьи является изучение проблем рынка образовательных услуг, а также разработка эффективных методов их решения. В ходе работы были поставлены такие исследовательские задачи, как изучение системы образования в Казахстане, а также представление модели данной системы с учетом негосударственных организаций;  анализ компаний, предоставляющих образовательные услуги; выявление проблем и недостатков работы представленных компаний; предложение способов разрешения выявленных проблем.

Исследование является актуальным, т.к. на данный момент изучение и анализ сегмента образовательных услуг Казахстана, а также новые и экспериментальные способы решения несовершенства этого сектора ранее не были описаны.

На рынке образовательных коммерческих услуг наша компания более 12 лет. За прошедший период мы разработали и внедрили более 100 учебных программ в области ресторанного бизнеса, в области развития управленческих и коммуникационных компетенций специалистов и менеджеров. Нами было написано и издано более 25 методических пособий и учебников, а также проведено около двух десятков исследований, что нашло отражение в научных работах и публикациях по психологии и педагогике.

На сегодняшний день мы ставим задачи повышения качества образовательных услуг для взрослых, усиление научной базы нашей работы, повышение эффективности деятельности нашей компании. Стратегической целью нашей деятельности становится не столько активных выход на международный рынок образовательных услуг, сколько возможность внести наш вклад в развитие и систематизацию данного сектора, поделиться наработками в области обучения взрослых в современных условиях, обозначить значимость психологической службы в коммерческих компаниях и частных образовательных инициатив, показать необходимость взаимопроникновения наук психологии, педагогики и экономики.

Перед написанием данной статьи мы поставили перед собой следующие вопросы:

  • Какова структура рынка образовательных услуг в Казахстане
  • Наблюдается ли динамика развития рынка
  • Какова экономическая устойчивость коммерческих образовательных организаций
  • Какой уровень подготовки специалистов, оказывающих эти услуги
  • Существуют ли психологическое сопровождение в процессе обучения в данных организациях

В ходе проведения исследования на 50 компаниях, предоставляющие образовательные услуги для развития личностных и профессиональных компетенция, нами были получены следующие данные:

1. В результате изучения 10 различных сайтов, предоставляющие каталог образовательных организаций нами было выявлено, что многие сайты не структурируют информацию, а также не имеют единой классификационной системы для образовательных учреждений. К примеру, ниже представлена классификация на одном из сайтов-справочников:

Спортивные и художественные школы, образовательные курсы, детские развивающие центры

Логопедические центры, логопеды

Музыкальные школы, вокальные и хоровые студии

Репетиторские центры, помощь с подготовкой к экзаменам и написанием курсовых и дипломных работ

Спортивные детско-юношеские школы

Учебные и образовательные центры, курсы

Школы и курсы иностранных языков

Школы искусств, художественные и фотошколы, студии рисования, живописи, гончарные мастерские, курсы развития творчества

Школы танцев, танцевальные студии, балет, хореография

Детские сады, развивающие центры

Переподготовка и аттестация персонала, бизнес-тренинги, обучение за рубежом

Бизнес-тренинги, лекции, коучинг, курсы менеджмента и управления

Курсы профессионального образования, центры повышения квалификации, переподготовка специалистов, аттестация персонала

Обучение и образование за рубежом

2.  Опираясь на данные, представленные на интернет-ресурсах и городских справочниках, в Казахстане в 2016 году 200 компаний предоставляли образовательные услуги. К 2019 году их число возросло до 225, что составляет прирост на 12% за 3 года.

3. Организации данного сегмента рынка в большинстве случаев оказываются экономически неустойчивыми. По результатам исследования только у 32% компаний срок существования на рынке больше 10 лет. 

4. Большинство специалистов, предоставляющих образовательные услуги, имеют высшее образование. Следует отметить, что из них 33% имеют педагогическое образование, 56% - техническое/технологическое высшее образование, около 11% - среднее специальное.

5. В ходе исследования различных компаний нами было определено, что компании, предоставляющие обучение для взрослых не предоставляют дополнительные психологические услуги. Также, следует отметить, что в около 40% детских образовательных центрах присутствует штатный психолог.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Рынок образовательных услуг в Казахстане не структурирован. Коммерческие образовательные организации распределены хаотичным образом, не имеет четких критериев классификации.
  • Динамика развития рынка существует, однако небольшая.
  • Уровень экономической устойчивости компаний данного сектора рынка имеет низкий уровень
  • Подготовка специалистов, предоставляющие образовательные услуги, не является полноценной, т.к. только 33% специалистов имеют определенные знания и навыки обучения.
  • Психологические услуги предоставляются только в детских центрах.

Изучив  представленные данные, мы предоставляем вам собственную модель системы образования в Казахстане:

 

Рисунок. Схема рынка образовательных услуг

 

1. Базовое образование (государственные и частные учреждения)

  • Дошкольное обучение (детские сады)
  • Среднее образование (начальные средние и старшие классы, профессиональные училища, колледжи)
  • ВУЗы (бакалавриат, магистратура)
  • Послевузовское (докторантура, аспирантура)

Целью базовой системы образования является подготовка граждан РК к профессиональной и социальной деятельности, а презентируемой целью послевузовского образования является подготовка научных кадров страны.

2. Дополнительные образовательные услуги, сопровождающие базовое образование (только коммерческие)

К данному сектору относятся частные лица и репетиторские центры, профориентация, помощь в написании студенческих работ (курсовых, дипломных), курсы по развитию и досугу, спортивные секции, организации обучения за рубежом.

Целью дополнительного сектора образования является оказание помощи в получении базового, помощь в приобретении дополнительных компетенций и самоопределении.

3. Образовательные услуги в период профессиональной и социальной деятельности (коммерческие и некоммерческие организации, в меньшей степени государственные организации)

Сектор представляет центры, курсы и тренинги, неправительственные организации, институты повышения квалификации (государственные организации). Представленный сегмент подразделяется на курсы повышения квалификации, переквалификации, личностное развитие, социальное и в том числе семейное развитие.

Цель данного сектора :

  • помощь в адаптации личности к изменяющимся условиям профессиональной сфере и на рынке труда
  • помощь в адаптации к личностным и возрастным изменениям,
  • содействие компаниям в развитии и повышении конкурентноспособности, улучшению качества производимой продукции

4. Сектор образование для людей пенсионного возраста только зарождается.

Особенности компаний, представляющие образовательные услуги

Компании, независимо от форм собственности, представляющие образовательные услуги, имеют отличительные особенности в сравнении с организациями других сфер бизнеса.

Любая организация выполняет 2 основных функции: производство товаров и услуг и продажа продукции.  Образовательные же компании традиционно отделяют себя от рынка, не рассматривая свою деятельность как производство.

За 26 лет существования нашей республики в условиях рыночной экономики компаниям образовательных услуг пришлось принять «правила игры» бизнеса. Поэтому любая организация как государственная, так и негосударственная несет в себе в первую очередь ядро профессиональных знаний в области андрагогики и дидактики.

Так как образование непосредственно связано с человеком, а именно с его интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферой, в любой компании необходимо включать психологический аспект, психологическое сопровождение и наблюдение, диагностику, коррекцию, планирование. Однако в реальные условия выглядят иным образом.

В ходе нашего исследования мы получили общую картину состояния рынка образовательных услуг  РК по состоянию на 2018-2019 год. Мы провели сравнение между коммерческими и государственными организациями по 4 категориям:

1. Бизнес-управление. Данная категория рассматривает компанию с точки зрения ее экономической устойчивости, т.е. показатели по длительности нахождения на рынке, объему оказываемых услуг.

2. Содержание (экспертность). Категория подразумевает компетентность бизнес тренеров и специалистов в профессиональной отрасли

3. Методология. Представленная категория включает такие показатели, как использование современных, интерактивных методик и разумное применение традиционных методов, сохранение и развитие национальных, культурных, профессиональных особенностей обучающихся.

4. Психологический компонент образовательной услуги: наличие диагностики психологических особенностей обучающихся, наличие коррекционных программ, повышение эффективности обучения через развитие психологических свойств личности.

 

В исследование вошли частные и государственные школы, а также частные образовательные центры и институты повышения квалификации.

Категория оценки

Государственные организации

Коммерческие организации

1

Модель бизнес-управления

Ответственность на государстве. Количество организаций не установлено

Ответственность на самих компаниях. Из 50 организаций  длительность существования на рынке более 10 лет наблюдается только у 32% компаний.

2

Содержание

Ответственность на государстве. Плохо приспособлены к динамике рынка.

Ответственность на учебной компании и на компании заказчике. Хорошо приспособлены к динамике рынка.

3

Методология

Прочная. Используются преимущественно традиционные методы

Отсутствует методология и понятие о ее необходимости.

4

Психологические услуги

Попытки внедрить в виде штатной единицы психолога, что является недостаточным, т.к. в учебных коллективах требуется департамент психологической службы.

Практически отсутствуют. Есть осознание потребности, но нет механизмов внедрения.

 

Таким образом, коммерческим сектор, в отличие от государственного, является менее устойчивым, однако более гибким к изменяющимся условиям среды. По причине того, что описанные сектор образовательных услуг является относительно молодым на рынке Казахстана он еще менее структурирован, специалисты данной области не имеют в полной мере необходимой квалификации для предоставления качественной продукции.  Несовершенство коммерческого сектора отражается как на потребителях, так и на экономике и культуре Казахстана. По этой причине в сфере образовательных услуг наблюдаются следующие проблемы [7]:

1. Нестабильность экономики и социальных гарантий. Вследствие этого наблюдаются неустойчивость рынка труда, нехватка квалифицированных кадров одной области и переполненность ими в другой профессиональной отрасли

2. Слабо сформированные национальные, государственные ценности. Отсутствие идеологии, объединяющей наше общество, слабо  формирует миссию компаний и обесценивает их деятельность в масштабах общества.

3. Отсутствие современной и реальной стратегии образования. Вследствие этого среди населения распространено недоверие качеству обучения, что непосредственно послужило причиной отсутствия в Казахстане образовательной базы населения, профессионалов в своей области.

4. Отсутствие профессиональных бизнес-андрагогов. Большинство преподавателей экономических,  психологических и др. дисциплин в бизнес-школах владеют только теоретическими знаниями, не имея практического опыта работы непосредственно на предприятиях. А специалисты, имеющие успешный практический опыт,  не владеют технологиями и методами качественного преподавания.

5. Отсутствие стратегии и системности обучения на предприятиях. Процессы образования во многих организациях Казахстана ведутся стихийно и неметодично.

6. Отсутствие актуализации процесса технологии управления знаниями на предприятии.

7. Отсутствие единого образовательного пространства и сообщества, способствующих саморазвитию личности. Вариативность предлагаемых услуг и изменчивость рынка являются одно из основных причин отсутствия желания у людей развиваться дальше, как в личностном, так и в профессиональном плане

В процессе изучения описанных отрицательных тенденций в сфере бизнес-образования мы использовали различные методы и средства для решения данных проблем, которые оказали свою эффективность. Вот перечень предлагаемых нами путей и методов повышение эффективности образовательных процессов и результатов в коммерческом секторе [8]:

1. Разработка и внедрение системы курсов и тренингов, позволяющей оперативно и всесторонне повысить профессиональную квалификацию.

2. Внедрение на предприятия системы тренингов улучшающей учебные, коммуникативные, эмоциональные, технологические компетенции, а также повышающей личностную и профессиональную эффективность.

3. Разработка учебно-методической литературы, помогающей закрепить знания и освежить их, обучающей самостоятельному получению знаний и адаптации их к профессии.

4. Подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение в процессе адаптации новых знаний в профессиональной деятельности, помогающие индивидуальным образовательным процессам.

5. Исследования по социальным, психологическим, культурным и образовательным процессам в коммерческих организациях

6. Разработка системы повышения эффективности обучения в условиях рынка, формирование критериев и требований к процессам обучения, а также их оперативная корректировка.

7. Подбор и разработка индивидуальных и корпоративных методов, приемов обучения с учетом психологических и корпоративных особенностей.

8. Объединение профессионалов бизнес-образования, оперативное повышение их квалификации.

9. Мониторинг новых информационных тенденций на рынке труда и оформления их в знаниях, тренинги и курсы.

В Центре Елены Безруковой было проведено экспериментальное внедрение единицы «бизнес-психолог», который участвовал в работе центра в период с апрель по июнь 2019 года. Наше исследование показало значимость работы психолога не только в процессе обучения, но и работы всего центра в целом. В ходе эксперимента бизнес-психолог нашей организации:

1. Наладил исследовательскую деятельность центра, исследуя психологические стороны проблемы образовательных услуг на рынке Казахстана, с целью профилактики их в самом центре.

2. Участвовал в качестве психолога на собеседованиях, давая психологическую оценку кандидата. Данная характеристика помогла выявить не только личностные данные кандидата на должность тренера, но и степень его совместимости с самой компанией.

3. Разработал проект по диагностике персонала в ресторанном бизнесе. Данная диагностика поможет выявить уровень удовлетворенности сотрудником своей работы, а также стороны наиболее эффективного воздействия на работника с целью повышения качества его обучения.

4. Разработал проект по диагностике кандидата на собеседованиях. Использование различных методик на этапе собеседования выявить наиболее подходящих для центра кандидатов. Которые способствуют повышению продуктивности клиентов в процессе обучения.

5. Участвовал в проведении тренингов и обучающих семинаров для клиентов, исследуя их психологические характеристики, мотивацию к обучению и т.д.

Таким образом, психологи в сфере образовательных услуг имеют высокую значимость, т.к. способствуют целостному повышению качества обучения через регулирование процессов обучения, качественный отбор кандидатов на позиции педагогов и тренеров, а также проведение исследования образовательного рынка.

 

Список литературы:
1. Л. И. Евенко, Большая российская энциклопедия, 2004 - 2017.
2. Мусиенко Е.А., Методические заметки бизнес-тренера, г. Алматы, 2016 г., с. 82
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика, 1999 г.
4. https://studme.org/52784/psihologiya/prakticheskaya_deyatelnost - 5 [Электронный ресурс]
5. Мусиенко Е.А., Методические заметки бизнес-тренера, г. Алматы, 2016 г., с. 81
6. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг, Высшее образование в России, 1999 г., с. 120-123.  
7. Мусиенко Е.А, Нажимидин А.И., Проблемы образования в бизнес-среде и методы их решения, Материалы к международной научно-практической конференции «Депонирование научных достижений и передача их поколения», 2019 г.
8. Мусиенко Е.А, Нажимидин А.И., Проблемы образования в бизнес-среде и методы их решения, Материалы к международной научно-практической конференции «Депонирование научных достижений и передача их поколения», 2019 г.
9. Лабоцкий В.В., Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний), г. Минск: Соврем. шк., 2006
10. Безрукова Е.А. (Мусиенко), Христофорова В.К., Абильханова А.А., Психология в современном бизнесе Казахстана, Материалы Республиканской научно-методологической конференции «Современная психологическая наука и практика в контексте программы «Рухани Жаңғыру», Алматы, 2018 г., с. 137