Статья:

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ БИОЭТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНЦЕ XIX-XXI ВВ.

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Кюрегина А.В. ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ БИОЭТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНЦЕ XIX-XXI ВВ. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ БИОЭТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНЦЕ XIX-XXI ВВ.

Кюрегина Анна Викторовна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, РФ, г. Москва

 

THE PROBLEM OF BIOETHICAL INFORMATION AVAILABILITY FOR EDUCATORS IN THE LATE XIX – XXI CENTURIES

 

Anna Kyuregina

Candidate of Pedagogical Sciences,  associate professor, associate professor of the department of foreign languages, National  Research University Moscow Power Engineering Institute, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию того, насколько доступными оказывались материалы по возможностям, связанным с изменением образа жизни ради минимизации жестокости, для педагогов в разные периоды российской истории. Выявлено, что в дореволюционный период их количество и доступность возрастали, а препятствием к их использованию служили социально-культурные факторы; в советское время, особенно до 1960-х годов, такого рода информация была малодоступна для педагогов, и для большинства из них тогда ее источником могли стать лишь отдельные художественные и научно-популярные произведения; после 1990-х годов вопросы ценностного отношения к живым существам все больше входят в научный и педагогический дискурс, но их отбор и систематизация оказывается затруднительной ввиду особенностей мышления в цифровую эпоху и отсутствия в образовательных стандартах требований, связанных с формированием биоэтических ценностей. Решение этих проблем может быть связано с созданием союзов профессионалов, в том числе педагогов, за гуманное отношение к живым существам, с целью сбора опыта и поддержки коллег.

Abstract. The article is devoted to the research of the issue how available for educators were the materials connected with lifestyle change with the purpose of cruelty minimization at different periods of Russian history. It is found out that during the pre-revolutionary period the quantity and availability of such materials were increasing and the obstacle to their usage was connected mostly with social and cultural factors; in the Soviet period, especially before 1960-ies, information of such kind was of little availability to educators, and most of them could get it through some fiction and popular scientific literature; after 1990-ies the issues of moral attitude to living beings enter scientific and pedagogic discourse but their selection and systematization is complicated by some particularities of reasoning typical for the digital epoque and by the lack of requirements connected with formation of bioethical values in educational standards. Solving these problems can be connected with organizing unions of professionals including educators for humane treatment of animals in order to gather experience and support colleagues.    

 

Ключевые слова: трансформация образа жизни; доступность биоэтической информации; интеграция биоэтических ценностей в образование; межнаучные знания о человеке и природе; биоэтические компетенции.

Keywords: lifestyle transformation; availability of bioethical information; integration of bioethical values into education; interscientific knowledge about human and nature; bioethical competences.

 

В течение длительного времени ученые разных направлений указывали на взаимосвязь этичного отношения к животным и к людям. При этом, как показывают многочисленные наблюдения, вопрос гуманизма к животным часто поднимает проблему, заключающуюся в разграничении оправданных и неоправданных негуманных действий.

Например, в газете «Зов», издававшейся в 1990-е годы, мы нашли письмо педагога, где обосновывается мысль, что, с одной стороны, уменьшить жестокость к животным, такую как экспериментирование на них, убийство бездомных собак и кошек и т.д., невозможно, с другой, детей необходимо изолировать от нее и воспитывать у них добрые чувства к живым существам [17]. Однако при таком подходе многие неизбежно задаются вопросом о том, настолько ли недопустимы в быту негуманные действия к субъектам жизни, отличным от человека, если на институциональном уровне они все равно совершаются еще в больших масштабах. С другой стороны, наиболее альтруистично настроенные люди стремятся изменить такое  положение дел и задаются вопросом о путях уменьшения жестокости вплоть до отказа от нее в тех сферах, где она традиционно практикуется.

Например, в среде преподавателей и студентов созрел запрос на замену жестоких опытов на животных современными гуманными средствами обучения, такими как компьютерные программы, муляжи, клиническая практика и т.д., и они активно внедряются в вузах России [29].

В настоящем исследовании мы проследим, насколько в разные периоды отечественной истории у российских педагогов, студентов, ученых, общественности в целом была возможность ознакомиться с нравственными проблемами, связанными с негуманным отношением к животным, и найти оптимальные способы их решения. Это имеет важность для понимания предпосылок, которые затрудняют интеграцию биоэтических ценностей в образование в наши дни.  

Во второй  половине XIX – начале XX веков ситуация с отношением к живым существам в России была противоречивой.

Общеизвестно, что в тот период времени страна была преимущественно крестьянской, то есть, людям приходилось постоянно соприкасаться с умерщвлением животных, и в целом, по свидетельству этнографов и антропологов, базовая ценность жизни, в том числе человеческой, в той среде была низкая.

К тому же, тогда сохранялся высокий уровень безграмотности крестьянского и рабочего населения. Между тем, в тот период стал широко обсуждаться вопрос о необходимости отказа от жестокости к живым существам. Общество покровительства животным, возникшее в 1865 году, добилось запрета на ряд жестоких развлечений – водить медведей по базарам [19, с. 207-208], открыто кормить удавов кроликами [19, с. 210-212], устраивать петушиные бои [19, с. 226-232], показывать публике калеченных животных [19, с. 209].

Нам представляется особенно принципиальным то, что для социума, в том числе для педагогов и студентов, тогда была доступна информация о практических возможностях и путях трансформации образа жизни с целью минимизировать жестокость.

В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в статье «Вегетарианство» указывается, что оно имеет реальные научные и культурно-исторические основания, что человек может поддерживать нормальное существование, питаясь только растительной пищей [7]. Ведущие ученые и педагоги издают труды, где обосновываются разные аспекты, связанные с новой этикой отношения к животным – антропологические, естественнонаучные, экономические и даже теологические [1; 2; 5; 11]. В начале XX века в разных городах Российской империи возникают вегетарианские общества, информация о которых присутствовала в городских справочниках, так что заинтересованные люди могли найти единомышленников. В тот период публиковались журналы «Вегетарианский Вестник» и «Вегетарианское обозрение» [20]. Их читатели имели возможность ознакомиться с научными исследованиями по разным вопросам, связанным с трансформацией образа жизни из этических соображений, с опытом людей, чьи взгляды опережают время, получить практические рекомендации. Благодаря известности и высокому авторитету великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого, убежденного в том, что гуманизм к животным есть первая ступень нравственного развития, возникают толстовские поселения – земледельческие колонии, где соблюдались принципы ценностного отношения к живым существам [13].

В течение нескольких десятилетий в Москве работало издательство «Посредник», созданное по инициативе Л.Н. Толстого и издававшее «Библиотеку вегетарианской литературы» [4, с. 309-310].

Однако после 1917 года ситуация изменилась. Ввиду совокупности исторических, а также экономических обстоятельств, публикации печатных изданий на тему трансформации образа жизни из этических соображений фактически прекратились. Если в 1920-е годы, несмотря на сложные обстоятельства послереволюционного периода, продолжало свою работу Московское вегетарианское общество им. Л.Н. Толстого, и информация о нем по-прежнему была доступна, то к 1930 году оно было ликвидировано; то же самое произошло с толстовскими коммунами [4, с. 362-373].  

Как следует из учебников, учебно-методических материалов и научных исследований, в советской средней и высшей школе, особенно до 1960-х годов, превалировал утилитарный подход к живой природе.  В отличие от словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, Большая советская энциклопедия утверждает, что вегетарианство основано на ложных идеях и гипотезах и не имеет сторонников в Советском Союзе [6]. Если до революции в Российской империи работало Всероссийское общество покровительства животных, поддерживаемое в том числе императорами, издававшее отчеты о своей деятельности, то в СССР только в 1954 году внутри Московского общества охраны природы открылась секция охраны животных, при этом ее работа получила некоторое освещение в печатных изданиях лишь в 1970-е годы[25].

Государственный контроль за издательствами и СМИ существенно ограничивал охват тем, затрагиваемых в научном и образовательном дискурсе того периода. Иными словами, возможности для того, чтобы педагоги и обучаемые ознакомились с разными точками зрения на взаимодействие человека и окружающего мира, были предельно ограничены.

Некоторые стимулы, побуждающие общество задуматься о нравственных проблемах, связанных с живыми существами, исходили из распространенной в то время художественной литературы.

В единичных литературных произведениях, например, стихотворениях «Корова» и «Лисица» С.А. Есенина, «Монолог голубого песца» и «Баллада о нерпах» Е.А. Евтушенко, повести Ю.А. Коваля «Недопесок», романе И.А. Ефремова «Час быка», затрагиваются этические проблемы, связанные с животноводством и звероводством. Отдельные педагогические и научно-популярные труды затрагивают тему недопустимости знакомства детей с реальным или мнимым вредом, причиняемым животными, о важности гуманного отношения к ним даже в тех сферах, где человек их традиционно использует для удовлетворения своих нужд. В качестве примеров приведем фрагмент труда В.А. Сухомлинского «Методика воспитания коллектива» [36], исследование Б.А. Рябинина «О любви к живому» [33], статью А.М. Гилярова «Человек и животные: этика отношений» [15]. Однако наиболее значительные дореволюционные труды на эту тему, в том числе «Первая ступень» Л.Н. Толстого, практически не публиковались в советское время, и, соответственно, оставались недоступны советским педагогам.    

Информация о связи животноводства с экологическими и гуманитарными проблемами стала появляться в отдельных учебных пособиях и научно-популярной литературе в 1980-е годы, при этом подробно она прорабатывалась только в пособиях для сельскохозяйственных специальностей [22; 24], лишь там указывалось, например, что объем стоков с агрокомплексов в разы превышает бытовые стоки [24, c. 53, 101]. Нам практически не удалось найти такой информации в учебниках, предназначенных для будущих педагогов. А научно-популярный труд «Пища будущего» академика А.Н. Несмеянова [27], где впервые в советское время сводятся воедино экологические, гуманитарно-экономические и этические аргументы в пользу безубойного питания и соответствующей трансформации образа жизни, имел в большей степени характер проектов на будущее (создание искусственной пищи), нежели практического руководства к действию, и, кроме того, был ориентирован, прежде всего на молодежь, интересующуюся проблемами химии. В 1980-е же годы общество «Знание» организует лекции, посвященные возможностям перехода на вегетарианское питание, при этом они входили в цикл занятий, посвященных естественным методам оздоровления [21]. То есть, адресованы они были в меньшей степени педагогам, задающимся вопросами разностороннего воспитания детей, а в большей людям, заботящимся о своем здоровье.

Наконец, осведомленность работников высшей школы о проблемах, связанных с гуманным отношением к живым существам, значительно повысилась благодаря тому, что в 1978 и 1984 годах Министерство здравоохранения и Министерство среднего и высшего образования, благодаря долгому сотрудничеству с секцией охраны животных и доказательству возможности исследовать шок под наркозом, издали приказы о правилах проведения работ с экспериментальными животными [25]. Эти документы запрещали проводить опыты без обезболивания. Более того, приказ от 1984 года в определенных случаях предусматривал замену животных слайдами и диафильмами. А в 1987 году Министерство здравоохранения РСФСР и Главное управление учебных заведений издают методические указания для преподавателей под названием «Деонтология медико-биологического эксперимента» [16]. Таким образом, педагоги впервые оказались вынуждены задуматься над вопросом ответственности ученого и преподавателя за живых существ.

Как следует из многочисленных источников, ситуация кардинально начала меняться с 1990-х годов и это было связано прежде всего с накоплением межнаучных знаний о человеке и природе, а также с политическими изменениями.  В свет выходят учебные пособия «Биоэтика в школе» [31] и «Биоэтика в высшей школе» [30], посвященные взаимодействию человека и окружающего мира и получающие гриф министерств. 5 августа 2003 года выходит приказ №330 Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором  указывается на возможность использования вегетарианского питания.

Тема изменения образа жизни, в соответствии с нуждами окружающего мира, получает широкое освещение в средствах массовой информации. Начиная с 2005 года, ряд подразделений в вузах отказывается от опытов на животных, заменяя их современными гуманными средствами обучения. Рекомендательное письмо Министерства сельского хозяйства РФ № 13-03-2/358 «О современных альтернативах использованию животных в учебном процессе» от 22 февраля 2005 года приводит список 25 опытов, травмирующих психику студентов. Распространение получают просветительские мероприятия, ориентированные на повышение биоэтической грамотности социума – выставки, кинопоказы, концерты и т.д. [9; 23; 32; 37] В учебных заведениях проводились конкурсы на тему защиты пушных, сельскохозяйственных, лабораторных животных, жестокости цирков и охоты [3; 26; 28; 35; 38]. Властями российских городов неоднократно согласовывалась социальная реклама на тему жестокости натуральных мехов, тестирования косметики на животных, использования животных в фотобизнесе [10; 14; 18; 34]. А вопрос о преимуществах вегетарианства обсуждался на всероссийском форуме Лиги здоровья нации перед аудиторией студентов – будущих медиков [8; 12].

Закономерно, что в таких условиях появляется больше возможностей для проведения занятий на биоэтическую тематику в школах и вузах и ее интеграции в учебный план. Между тем, во многих случаях серьезным препятствием становится не только нехватка времени, но и консерватизм образовательной среды плюс страх перед возможными проблемами с родителями. 

Еще одна проблема, с которой приходится все чаще сталкиваться в последние 15-20 лет, обусловлена развитием новых информационных технологий, доступностью информации и связана с клиповым мышлением не только школьников и студентов, но даже и молодых педагогов – то есть, тех, кто наиболее открыт для принятия биоэтических ценностей. Мы часто сталкиваемся с тем, что молодежь, уже не заставшая жизни без интернета и, соответственно, привыкшая моментально получать любую информацию в сети и создавать свою группу или блог без каких-либо усилий, склонна недооценивать человеческий опыт, в особенности, полученный в ином временном контексте. Из-за клипового мышления, ориентированности на внешние эффекты, слабой развитости универсальных учебных действий школьники, студенты, даже начинающие педагоги зачастую оказываются не способны соотнести ценность и весомость разной биоэтической информации, производить самостоятельный поиск, мыслить стратегически. Например, нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда абитуриент задает вопрос в социальной сети в группу, посвященную правам животных, о том, в каких вузах можно получить естественнонаучное образование, не прибегая к жестоким опытам, и получает ответ от администратора либо выбрать другую профессию, либо присутствовать на занятии и не участвовать в экспериментах; тогда как на самом деле уже более чем 20 отечественных вузов отказались от них из соображений гуманности и модернизации образования.     

Таким образом, на протяжении более чем ста лет новой и новейшей истории России важность идей, связанных с гуманным отношением к живым существам, с использованием науки для искоренения даже санкционированных негуманных действий осознавалась прогрессивным сообществом. Между тем, необходимость воспитания ценностного отношения к окружающему миру и применения научной информации для постепенного отказа от традиционно существующей жестокости не была закреплена в образовательных документах. До революции, невзирая на сохраняющийся низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, эти идеи получали все большее распространение, благодаря научным исследованиям, выходу журналов и книг, наличию объединений единомышленников. В дальнейшем, как мы установили из бесед с людьми, участвовавшими в защите животных в советское время, к своим гуманным взглядам они пришли, преимущественно вследствие соприкосновения с реалиями жизни. Например, кому-то из них пришлось иметь дело с жестокостью в быту, с подопытными животными из вивариев, с трудными детьми, имеющими в своем анамнезе издевательства над живыми существами. Некоторые люди имели предков, пришедших к этическим взглядам в более прогрессивных в этом плане условиях дореволюционной России. Показательно, что академик А.Н. Несмеянов, объединивший в своем труде «Пища будущего» самые разные аргументы против животноводства, стал вегетарианцем в подростковом возрасте, пришедшемся на предреволюционные годы.

В наши дни, с одной стороны, биоэтические ценности уже перестают быть инакомыслием, с другой – консерватизм образовательной среды, особенности мышления молодежи в цифровую эпоху, малая способность к систематизации разнородных биоэтических данных затрудняют интеграцию этой тематики в среднее и высшее образование. В этом связи нам представляется перспективным объединение педагогов и ученых, разделяющих идеи о гуманном отношении к живым существам и имеющих собственные наработки в этой сфере. Во-первых, создание их профессиональных союзов позволит собирать достоверную научную информацию, связанную с многосторонними вопросами трансформации образа жизни. Во-вторых, их появление окажет поддержку специалистам, чьи взгляды опережают время, в случае непонимания с коллегами. Наконец, зарегистрированные союзы профессионалов за гуманное отношение к живым существам, безусловно, в перспективе способны ускорить изменение образовательных стандартов таким образом, чтобы в них появились биоэтические компетенции, и обеспечивать их реализацию на практике.      

 

Список литературы:
1. Безобразов П.В. О правах животных. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1903. 221 c.
2. Бекетов А.Н. Питание человека в его настоящем и будущем. СПб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1879. 68 с.
3. Богатов В. Ответственные за медведей и жуков // Пионерская правда, №42 (9219-9220), 11 ноября 2005. С. 1-2.
4. Бранг П. Россия неизвестная. История культур вегетарианских образов жизни от начала до наших дней. М.: Языки славянской культуры, 2006. 568 с.
5. Бронзов А.А. Вопрос о безубойном питании человека, решаемый с «христианской» точки зрения // Христианское чтение, 1904. № 4. С. 516–533.
6. Вегетарианство // Большая советская энциклопедия. 2 издание. Том 7. М.: Советская энциклопедия, 1951. Стлб. 83-84.
7. Вегетарианство // Энциклопедический словарь. Том 10. СПб: Брокгауз – Ефрон,  1892. С. 691-692.
8. Вероника Скворцова и Лео Бокерия откроют XII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»  https://ligazn.ru/blog/view/lanonsforumznopr2018f?ysclid=lakuj2yulp49758264 (дата обращения 30.04.2023).
9. Вишневый сад: первый экологический киноальманах на 1000 площадках страны [Электронный ресурс] URL:  https://ecochamber.ru/cinema/ (дата обращения 30.01.2023).
10. В московском метро появятся антимеховые стикеры [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/society/366474.html (дата обращения 21.04.2023).
11. Воейков А.И. Идет ли человечество к безубойному питанию или нет //Вегетарианский вестник, 1904. № 1, стлб. 15-20; № 2, стлб. 3-6; № 3, стлб. 13-18; № 6, стлб. 13-18; № 7, стлб. 11-20.
12. Вопросы общественного здоровья и здоровьесберегающей среды обсудят на Форуме в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://ligazn.ru/blog/view/znoprnews2016anons?ysclid=laktle5jls592055766 (дата обращения 29.04.2023).
13. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Сост. А.Б. Рогинский. М.: Книга, 1989. 480 с. 
14. В России появилась первая социальная реклама о проблеме тестирования на животных косметики [Электронный ресурс]. URL: http://www.vita.org.ru/new/2013/mar/06.htm (дата обращения 25.04.2023).
15. Гиляров А.М. Человек и животные: этика отношений // Наука и жизнь. 1976. №12. C. 132-139.  
16. Деонтология медико-биологического эксперимента (методические указания для профессорско-преподавательского состава) / сост. А.И. Матюшин, В.С. Осняч, В.С. Гигаури, Т.Н. Павлова; Изд. организация Республиканский учебно-методический кабинет по высшему и среднему специальному образованию МЗ РСФСР. М. : Б.и., 1987. 76 с.
17. Захарова Л. Добра невидимая нить // Зов, №5 (7). Февраль 1991. С. 5.
18. Зоозащитники призывают петербуржцев не фотографироваться с дикими животными [Электронный ресурс]. URL: https://baltinfo.ru/2012/07/31/Zoozaschitniki-prizyvayut-peterburzhtcev-ne-fotografirovatsya-s-dikimi-zhivotnymi-294605 (дата обращения 28.04.2023).
19. Исторический очерк деятельности Российского общества покровительства животным, со дня его основания 4-го октября 1865 года, или за 25 лет его существования. С.-Пб.: типография П.П. Сойкина, 1890. 413 с.    
20. История вегетарианства / веганства [Электронный ресурс].  URL: http://www.vita.org.ru/veg/veg-history.htm (дата обращения 05.04.2023).
21. История российского вегетарианства. Из архивов Павловой Т.Н. [Электронный ресурс] http://www.vita.org.ru/veg/history/pavlova-univer1979-85.htm (дата обращения 30 апреля 2023).
22. Кожевников Е.М. Охрана природы при производстве продуктов животноводства: учебное пособие. Воронеж: ВСХИ, 1989. 48 с.   
23. Концерт за права животных у Красной площади [Электронный ресурс]. URL:    https://www.asi.org.ru/event/2017/10/19/moskva-krasnaya-ploshhad-kontsert-prava-zhivotnyh/ (дата обращения 27.04.2023).
24. Левин А.Б., Петров Е.Б. Охрана природы. М.: МИИСП, 1985. 109 с.   
25. Мемуары Павловой Т.Н. [Электронный ресурс] http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/pavlova-memoirs.htm (дата обращения 30 апреля 2023).
26. Наука без жестокости [Электронный ресурс].  URL: https://www.youtube.com/watch?v=tC11AzMYwRI (дата обращения  24.04.2023).
27. Несмеянов А.Н., Беликов В.М. Пища будущего. М.: Педагогика, 1985. 128 с.
28. Не стреляй! Театр «Сатирикон». Награждение победителей конкурса [Электронный ресурс]. URL:  https://www.youtube.com/watch?v=OomXlj3QwEY (дата обращения 04.09.2022).
29. Новожилова И. Гуманизация образования в России: внедрение альтернатив опытам на животных в вузах естественнонаучного профиля / Гуманное образование и наука: биоэтика на защите прав животных. Материалы научно-практической конференции «Глобальная биоэтика в социальном измерении» (Минск, 16–18 декабря 2015 г.) / сост., отв. ред. Л.М. Логиновская; ред.-сост. Т. В. Мишаткина; ред.-перевод. Т.В. Глинкина. Минск, IAAPEA–МГЭИ им. А.Д. Сахарова. БГУ, 2016. 164 с. С. 63-71.
30. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе. М.: МГАВМиБ им. К. И. Скрябина, 1997.  148 с.
31. Павлова Т. Н. Биоэтика в школе. Б.и. М.: 1995. 140 с.
32. Радаева М. В саду «Эрмитаж» отметили День защиты животных // Каретный ряд. 2018. №7. С. 4-5.
33. Рябинин Б.С. О любви к живому. М.: Просвещение, 1966. 380 с.
34. Сафронова И. Вместе со звездами спасаем Крошку Енота! Комсомольская правда, 28 февраля 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/26038/2953982/ (дата обращения 25.04.2023).
35. Социальный проект «Вам весело? А им нет!» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/socialniy-proekt-vam-veselo-a-im-net-1124808.html (дата обращения 02.09.2022).
36. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. Избранные произведения в пяти томах. Том 1. Киев: Радянська школа, 1979. С. 427-668.  
37. Фокина И. Красота без жертв. Конкурс «Мисс веган-2014» подвел свои итоги [Электронный ресурс]. URL:    http://magopc.ru/news/10150.htm (дата обращения 29.12.2022).
38. Школьники из Ангарска Иркутской области получили письма от Елены Камбуровой и Бриджит Бардо [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/society/257323.html (дата обращения 17.09.2022).