Статья:

ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Глебова А.А., Антонова С.Н., Глебов В.Е. ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Глебова Анастасия Алексеевна
учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Политехнический лицей №182" Кировского района г. Казани, РФ, г. Казань
Антонова Снежана Николаевна
учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Политехнический лицей №182" Кировского района г. Казани, РФ, г. Казань
Глебов Владимир Евгеньевич
учитель физической культуры, Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Елена-Сервис», РФ, г. Казань

 

THE PROBLEM OF LACK OF PROGRESS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Anastasia Glebova

Municipal budgetary educational institution "Polytechnic Lyceum No. 182" of the Kirovsky district of Kazan, Russia, Kazan

Snezhana Antonova

Municipal budgetary educational institution "Polytechnic Lyceum No. 182" of the

Kirovsky district of Kazan, Russia, Kazan

Vladimir Glebov

Private educational institution secondary school "Elena-Service", Russia, Kazan

 

Аннотация. неуспеваемость младшего школьного возраста является актуальной, так как именно в этот период происходит формирование основной базы знаний.

Abstract. the failure of primary school age is relevant, since it is during this period that the formation of the main knowledge base takes place.

 

Ключевые слова: дети; неуспеваемость; трудность; знания; проблема; помощь.

Keywords: children; poor progress; difficulty; knowledge; problem; help.

 

Проблема неуспеваемости школьников младшего возраста − является актуальной на сегодняшний день, так как возникают трудности в учебном процессе при овладении школьной программы, особенно в начальных классах. Именно в этот период закладывается база знаний, на основании которых, формируется умственные и практические операции, действия и навыки, без чего невозможно последующее обучение. Отсутствие базы знаний в начальном звене отражается на освоении программы в средних классах, в результате, они просто выпадают из процесса обучения. Можно было бы избежать данную проблему, оказав помощь, но при этом необходимо знать причины трудности учебной деятельности.

Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [1].

Наше исследование направлено на изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.

В тестировании приняли участие 20 учеников 3-го класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани. Для изучения неуспеваемости школьников нами были использованы следующие методики:

1.Диагностика определения уровня мышления, И. Ю. Кулагина, В. Н. Калюцкий, методика «Простые аналогии» [4];

2.диагностика определения уровня памяти, А. Р. Лурия − методика «10 слов» [3];

3. Диагностика самооценки учащихся по модифицированной методике Дембо – Рубинштейна [2].

При проведении первой диагностики уровня мышления получили следующие данные (Рис. 1.)

 

Рисунок 1. Уровень мышления школьников

 

При проведении диагностики уровня мышления из (Рис. 1.) мы видим, что высокий уровень мышления у обучающихся 3-х классов составил 30%, средний 45%, ниже среднего 15% и низкий 10%. Так как уровень мышления является неотъемлемой частью учебного процесса, можно сделать вывод, что низкий уровень мышления оказывает глубокое воздействие на неуспеваемость школьников.

 

Рисунок 2. Уровень памяти обучающихся 3-го класса

 

Исходя из представленных данных из рис. 2. у обучающихся 3-го класса, высокий уровень памяти составляет 44 %, средний 26%, ниже среднего 17% и низкий 13%, это говорит о том, что в данном классе существуют проблемы, связанные с памятью.

 

Рисунок 3. Тип самооценки обучающихся 3-го класса

 

На основании полученных данных из рис. 3. мы видим, что те дети у которых присутствует завышенная и заниженная самооценка могут испытывать затруднения в обучении, т.к. неадекватное восприятие критики.

Исследуя данную проблему неуспеваемости младшего школьного возраста, а именно, обучающиеся 3-го класса, при использовании трех методик:

  1. Диагностика определения уровня мышления, И. Ю. Кулагина, В. Н. Калюцкий, методика «Простые аналогии»;
  2. Диагностика определения уровня памяти, А. Р. Лурия - методика «10 слов»;
  3. Диагностика самооценки учащихся по модифицированной методике Дембо - Рубинштейна.

Мы выявили, что используя данные методики можно сделать вывод мышление, память и самооценка могут влиять на неуспеваемость детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – является основой для заложения фундамента знаний, на основе которых идет процесс дальнейшего обучения. Вступая в него для ребенка учебная деятельность является ведущей.

Важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников является школьная успеваемость. Позиция «отличника» или «неуспевающего» отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии. Поэтому чтобы исключить проблему неуспеваемости младшего школьного возраста необходимо, как можно раньше выявить причины неуспеваемости и найти пути решения данной проблемы.

 

Список литературы:
1. Младший школьник: развитие познавательных способностей/ Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е.// пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003. — 148 с.
2. Диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/03/03/diagnostika-samootsenki-dembo-rubenshteyn (дата обращения : 27.11.2022)
3. Лурия А.Р. Методика «Запоминание 10 слов», (исследование слухоречевой памяти [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://psy-clinic.info/index.php?id=85:metodika-zapominanie-10-slov-po-a-r-luriya-issledovanie-slukhorechevoj-pamyati(дата обращения : 01.12.2022)
4. Методика «Простые аналогии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://psy.wikireading.ru/7528(дата обращения : 03.12.2022)