Статья:

Коммуникативно-речевая деятельность неговорящих детей раннего дошкольного возраста

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Антонова Л.З., Кошелькова И.В. Коммуникативно-речевая деятельность неговорящих детей раннего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 7-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникативно-речевая деятельность неговорящих детей раннего дошкольного возраста

Антонова Лилия Закирьяевна
старший преподаватель факультета дошкольного, начального и специального образования НИУ БелГУ, учитель-логопед МБДОУ №15, РФ, г. Белгород
Кошелькова Ирина Викторовна
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, МБДОУ №15, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, ранним детским аутизмом, интел­лектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная исто­щаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

 

Ключевые слова: "безречевые" дети, коммуникативно-речевая деятельность, органическое нарушение.

 

Проблема коммуникативно-речевого развития неговорящих детей в настоящее время достаточно активно исследуется, что связано с увеличением в детской популяции данной категории.

Все авторы, которые изучали данную категорию детей отмечают неоднородность группы неговорящих детей. Так, Е.В. Кириллова к безречевым относит детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебраль­ный паралич, нарушения слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию. Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

В последнее время часто наблюдается, когда ребенок имеет сочетанное расстройство. У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика.

Е.В. Кирилловой были выделены три группы детей, различающихся по уровню развития коммуникативной деятельности, основным критерием подразделения было желание ребенка вступать в контакт и возможность выражения своих потребностей. В первую группу вошли дети с достаточно высокой степенью выраженности признаков ком­муникативной деятельности.

Во вторую – дети, у которых данные показатели выражены слабее.

В третью группу – дети с низким уровнем коммуникативной деятельности. У детей отмечалось снижение потребности речевого общения. Безречевым детям вследствие ослабленности социальной направленности свойственна недостаточность коммуникативной компе­тенции: несформированность потребности в коммуникативном общении, детерминация коммуникативных умений ситуативно-деловой формой общения, ограниченность коммуникативной интенции и направленности мимики и жестов.

У таких детей актуализация вербальных понятий легче осущест­вляется на конкретном, наглядном материале, что свидетельствует об асинхронии связей между вербальным, наглядно – действенным и образным мышлением. Отмечается трудность привлечения внимания, его недостаточная фиксация, слабость активного произвольного внимания.

О.Е. Громова в свои исследованиях отмечает, что к возрасту 2,5 – 3 лет у детей с задержкой речевого развития наблюдается выраженное отставание в формировании словарного запаса по всем основным направлениям лексического развития (номинативный, глагольный, адъективный, местоименный словарь), которое усугубляется проявлениями речевого негативизма, ограниченной звукоподража­тельной активностью, моторной диспраксией, а также выраженными трудностями формирования точных артикуляторных движений и фонематических представлений.

В работах О.С. Павловой указывается, что особенности речевого развития детей дошкольного возраста препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении общения, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

С.Ю. Танцюра в своих исследованиях выделила условные уровни сформированности речевой коммуникации и как и предыдущие исследователи так же выделила три группы детей с общим недораз­витием речи.

У первой группы детей (низкий уровень) отмечались трудности общения со взрослым (педагогам, родителями), невыразительная мимика, несформированность речевого поведения, трудности в игровом взаимодействии. Выявлены негативизм, напряженное состояние, повы­шенная раздражительность, наблюдалась вялость эмоций. Понимание обращенной речи ограничено ситуацией, в активной речи - лепет, звукоподражания.

Дети второй группы (удовлетворительный уровень) проявляли негативизм, неохотно вступали в контакт со взрослым. Их активная речь содержала незначительное количество слов, состоящих из повторяю­щихся слогов, звукоподражания. Дети пользовались мимикой и жестами, слова и звуки сопровождать жестом и показом своих и чужих действий, пользовались дифференцированными жестами и выразительной мимикой.

Дети третей группы (достаточный уровень) охотно вступали в контакт со взрослым, проявляя интерес к результатам своей деятель­ности. В их активной речи имелся небольшой словарь, обиходные слова. Наряду с этими словами встречались и звукоподражания, начатки элементарной ситуативной речи. Речь малопонятная для окружающих. Дети использовали жесты, пытаясь комментировать выполнение заданий.

Е.В. Шереметьева в своих исследованиях детей группы риска 3‑го года жизни отмечает сохранность пассивного предметного словаря, трудности в пассивном глагольном словаре при сохранности пассивного предикативного словаря бытового уровня, изобилие звукоподражаний в экспрессивной речи детей, отсутствие сенсорной базы лексем.

Е.В. Шереметьева выделяет три типа отклонений речевого развития по степени выраженности и структуре:

  1. Резко выраженные отклонения. Для данного типа отмечаются следующие особенности языковых компонентов речевого развития: голос глухой по тембру, слабый по интенсивности, отсутствие подражания меняющемуся тону взрослого и самостоятельных голосовых модуляций, активный словарь преимущественно из двухсложных лепетных слов с акцентуацией первого слова (хореически организованные).
  2. Выраженные отклонения. Для данного типа отмечаются следую­щие особенности языковых компонентов речевого развития: голос нормальный по тембру, но тихий по интенсивности, при стимулирующей помощи взрослого подражают его голосовым модуляциям, в активном словаре преобладают двусложные хореически организованные лепетные слова и появляются двусложные лепетные слова с выделением второго сегмента (ямбически организованные).
  3. Нерезко выраженные отклонения. Для данного типа отмечаются следующие особенности языковых компонентов речевого развития: голос детей нормальный, достаточной силы, самостоятельное повышение и понижение тона голоса, в словарном запасе преобладают двусложные слова с ударением на первом слоге и над двусложными словами с ударением на втором слоге.

Проведя анализ исследований авторов, изучающих коммуникативно- речевую деятельность детей младшего и старшего дошкольного возраста, мы можем отметить, что неговорящие дети, к которым относятся дети с общим недоразвитием речи, имеющие I уровень речевого развития, представляют собой неоднородную группу по уровню сформированности познавательного, коммуникативного и речевого развития, что необхо­димо учитывать в коррекционно-развивающей работе.

У данной группы детей страдают и внеречевые механизмы обще­ния: внимание к другому человеку, чувство партнера, умение понимать и адекватно использовать в процессе общения взгляды, позы, мимику и т. п., ослаблены механизмы, которые в норме формируются у детей ещё в период довербального развития коммуникации, потребности в общении.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие тяжелых речевых расстройств приводит к несформиро­ванности коммуникативно-речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста;
  2. У неговорящих детей младшего дошкольного возраста нару­шения речевой коммуникации выражены вариативно и прояв­ляются в незрелости мотивационно- потребностной сферы, в низкой коммуникативно - речевой активности, в избирательности реакции на обращении партнера.
  3. Речевые и когнитивные трудности препятствуют общению со взрослым и со сверстниками.

Подводя итог, следует отметить, что при общем недоразвитие речи у ребенка возникают проблемы на всех ступенях речевого развития. При этом отставание речевых умений у детей с общим недоразвитием речи снижает уровень коммуникативных умений. У детей данной категории возникают специфические черты характера, такие как: замкнутость, робость, нерешительность, застенчивость, импульсивность, эмоциональность, агрессивность и прочие. Это в свою очередь порождает особые черты речевого поведения: отсутствие инициативы общения, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу и вслушиваться в речь собеседника, отсутствие умения договариваться о чем-либо, трудности в понимании смысла речи собеседника и многие другие.

 

Список литературы:
1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. - Творческий центр Москва, 2005. – 340 с.
2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми / Е.В. Кириллова: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 290 с.
3. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой / Е.В. Кириллова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1 (18).- С. 9 14.
4. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис….кан.пед. наук / Павлова О.С.― Москва, 1998. — 190 c.
5. Танцюра С.Ю. Формирование предпосылок речевой коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня: Автореф. дис….кан.пед. наук / Танцюра С.Ю. ― Москва, 2008. — 161 c.
6. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Шереметьева Е.В. — Москва: НКЦ, 2012. — 168 с.