Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Джолтукова Б.И., Оразбаева Н.Б. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Джолтукова Ботакоз Исаевна
магистр педагогических наук, Казахский Национальный университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы
Оразбаева Назым Бердаховна
магистр педагогических наук, Казахский Национальный университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

APPLICATION OF PROJECT TECHNOLOGY IN THE FIELD OF EDUCATION

 

Botakoz Zholtukova

Master of pedagogical sciences, Kazakh National pedagogical university named after Abay, Kazakhstan, Almaty

Nazym Orazbaeva

Master of pedagogical sciences, Kazakh National pedagogical university named after Abay, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Новая парадигма знаний предполагает удовлетворение познавательных и духовных потребностей и формирование всесторонне развитой, творческой личности, рассматривая ребенка как субъекта учебной деятельности, формируя ценностные ориентации на знания на основе творческих интересов. В настоящее время умение использовать современные проектные технологии обучения определяет квалификацию каждого учителя. Использование методов проектной технологии в преподавании повышает исследовательский потенциал учащихся общеобразовательных классов, а также показывает эффективность выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Abstract. The new paradigm of knowledge presupposes the satisfaction of cognitive and spiritual needs and the formation of a comprehensively developed, creative personality, considering the child as a subject of educational activity, forming value orientations on knowledge based on creative interests. Currently, the ability to use modern project-based learning technologies determines the qualifications of each teacher. The use of project technology methods in teaching increases the research potential of students of general education classes, and also shows the effectiveness of individual and group projects.

 

Ключевые слова: проектная деятельность; межпредметные  связи; проектные технологии; принципы проектирования; социально-педагогические проекты.

Keywords: project activity; interdisciplinary connections; project technologies; design principles; socio-pedagogical projects.

 

Чаще всего проектная деятельность представляет собой вид коллективной деятельности, направленной на взаимодействие обучающегося друг с другом и с учителем, то есть на осуществление межпредметных связей, приобретение знаний и умений. В процессе коллективного обсуждения проектной деятельности отражаются постановка задач, выбор задач, целей, методов, способ представления готовой продукции, индивидуальная роль каждого участника проекта в решении общей проблемы. Такая деятельность позволит каждому из участников проекта почувствовать свою значимость в коллективе, научит оценивать вклад других участников в общее дело. При организации деятельности в школе необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен уметь правильно организовать работу на каждом ее этапе, поддерживать интерес и мотивацию учащихся, беспрепятственно контролировать деятельность и направлять в нужное русло. Использование проектных технологий не только отвечает современным требованиям образовательных стандартов, но и позволяет всесторонне развивать растущую личность наряду с усвоением учащимися базовых знаний и основных компетенций. Совокупность вышеперечисленных факторов отражает актуальность данной темы.

Термин «технология» пришел в педагогику из сферы производства, однако, как и любая профессиональная деятельность, реализуется в определенных видах деятельности, таких как воспитание и воспитание личности, направленных на решение задач развития педагогической деятельности. В толковом словаре термин «технология» означает совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, искусстве  [1].

Выполнение конкретных и последовательных действий (операций), определенных технологически предписанными на производстве, в отличие от работы с инструкциями и нормативами, первая очередь в педагогической деятельности должна понимать важность каждого действия для достижения цели, соотносить эти конкретные педагогические действия с основной характеристикой учебного процесса, особенностями развития личности, спецификой предмета и т.д. Поэтому учитель, реализующий педагогические технологии, должен быть не просто исполнителем, а, прежде всего, субъектом, способным адаптировать их к конкретным условиям, в которых происходит процесс обучения [2].

Проекты в сфере образования могут быть на разных уровнях. Уровни объясняются в зависимости от универсальности и результата проектной деятельности, применяемой в проектной деятельности. Что касается требований педагогического проектирования к форме и результату продукции, то они могут быть на концептуальном, содержательном, технологическом и процессном уровнях [3].

Концептуальный уровень проектирования ориентируется на составление концепции объекта проектирования, его прогнозного эскиза, модели. Например, модель образовательной программы, концепция программы, проект учебного плана и т.д. Результат проекта на этом уровне может носить универсальный характер и служить методологической основой для разработки аналогичных продуктов на следующих уровнях.

Уровень содержания проектирования предполагает не только получение самого результата, но и составление конкретных качеств в зависимости от сферы его использования, направления деятельности. Например, разработка стандарта начального образования, программа развития лингвистической гимназии, учебная программа специальности социальных педагогов и др.

Технологический уровень проектирования предполагает предоставление алгоритмического описания подходов, используемых в данном тексте. Например, составление плана урока по технологии личностно-ориентированного обучения, алгоритм методики групповых действий и др. Принципы проектной деятельности рассматриваются как нормализующие виды деятельности, объективно определяемые отношением конкретной деятельности педагога к проектной сфере и природой проектирования. В таблице ниже представлены несколько позиций проектной деятельности (табл.1) [4].

Таблица 1.

Принципы проектирования

Принципы проектирования

Определение

Ступенчатая позиция

Природа проектной деятельности предусматривает переход проектирования к формированию мыслительной модели, модели цели и модели действия. Далее идет план действий и его реализация. Каждое последующее действие здесь напрямую зависит от результата предшествующего ему действия.

Нормализующая позиция

Связанные, в первую очередь, с организационной формой различных мыслительных действий, требуют обязательного прохождения всех этапов разработки проекта в рамках регламентированных этапов.

Позиция обратной связи

Предупреждает о необходимости получения сведений о соответствии проекта его результатам, правильному образцу действий после каждого этапа его работы.

Позиция производительности

Условно выделяют утилитарную проектную деятельность, направленную на получение результата. Иными словами, «продуктовое оформление» результатов проектной деятельности.

Позиция саморазвития

Активный участник на каждом уровне, то есть, относится как к субъекту проектирования, так и к возникновению новых проектов в результате достижения поставленной цели. Решение одной проблемы и задачи приводит к созданию задачи со следующей проблемой, которая стимулирует развитие новой формы проекта.

Позиция индивидуального интереса учащегося к теме проекта

Повышает мотивацию, интерес обучающегося к обучению.

 

В настоящее время активно развиваются три основных вида проектирования в сфере образования по целесообразности и результативности:

1. социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем с помощью педагогических средств;

2. психолого-педагогическое проектирование, направленное на восстановление межличностных отношений в рамках образовательного процесса;

3. образовательные проекты, направленные на инновационное изменение системы образования и формирование качества образования [5].

На раннем этапе социально-педагогические проекты проявились в процессе педагогического взаимодействия, в стремлении детей и взрослых решать важные для общества проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. В настоящее время его основной функцией является коррекция окружающей среды на основе выявления и изменения внешних факторов и условий, влияющих на социализацию, формирование и развитие человека. Зачастую социально-педагогические проекты становятся основой организации ведущей системы образования, что позволяет изменять потенциальные возможности педагогических процессов [6].

В рамках образовательных проектов разрабатываются проекты развития образования по всей стране и в отдельных регионах. Разрабатываются проекты по реформированию управления образованием и созданию органов, осуществляющих надзор за учебными заведениями. На всех уровнях различаются ценность знаний и уровень знаний. Психолого-педагогические проекты, связанные с перестройкой личностных и межличностных отношений, предусматривают создание модели мотивационных процессов, восприятие информации, усвоение знаний, участие в деятельности и выход из общения.

Психолого-педагогическое проектирование рассматривало педагогический процесс как предпосылку эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии, способ взаимодействия обучающихся и преподавателей, метод формирования личности. Рассматривая этот подход, выделяют три основных варианта построения и анализа контекста проектирования в сфере образования: социокультурные, психолого-педагогические и проекты в сфере образования. В различных учебных пособиях субъект «педагогических проектов» рассматривается как интегратор, который становится учителем, объединяющим все виды проектной деятельности. Они реализуются в образовательных целях или в результате как педагогические. Проекты различаются по объему, масштабу изменения, зоне охвата, требованиям качества и методам обеспечения их выполнения, совокупности проектов, количеству участников, характеру цели, объекту инвестиционной деятельности и основным причинам возникновения проекта [7].

 

Список литературы:
1. Бөрібекова Ф.Б., Жанатбекова Н.Ж. Қазіргі заманғы педагогикалық технологиялар: Оқулық. – Алматы: 2014. – 360 бет.
2. Бахишева С.М. Жобалау: теориясы мен технологиясы: Оқулық. – Алматы.: - Қазақстан Республикасы Жоғары оқу орындарының қауымдастығы, 2013 ж. - 354 б.
3. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: Методическое пособие/ авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А.Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В.Тимонина; отв.ред. Н.Э.Касаткина. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013.-237с.
4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Хуторской. 2-е изд. стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – С. 229-244.
5. Усенко Е.В. Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности студентов в университетах США (на примере учительского колледжа при Колумбийском университете) // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. - № 2 – С. 32-37.
6. Андрюшков А.А. Формирование Российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. – М., 2014. − № 3. – С.287 ‒ 300.
7. Безруков В.С. Проектирование педагогических систем. − Самара, 2014. – 315 с.