Статья:

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Кулагин А.В., Мазова С.В. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кулагин Андрей Владимирович
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва
Мазова Светлана Викторовна
канд. пед. наук, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

AXIOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND A STUDENT IN DISTANCE LEARNING

 

Andrey Kulagin

Master's student, Russian State Social University, Russia, Moscow

Svetlana Mazova

Cand. of Pedagogical Sciences, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В работе раскрываются особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося в условиях дистанционного обучения; делается вывод о том, что взаимодействие преподавателя и обучающихся в условиях дистанционного обучения должно основываться на принципах педагогической аксиологии.

Abstract. The paper reveals the features of interaction between a teacher and a student in distance learning; it is concluded that interaction between a teacher and students in distance learning should be based on the principles of pedagogical axiology.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, взаимодействие преподавателя и обучающегося, педагогическая аксиология, принцип доступности коммуникации и обратной связи, принцип персонализированного подхода, принцип субъектности, принцип поддержки мотивации.

Keywords: distance learning, interaction between a teacher and a student, pedagogical axiology, principle of accessibility of communication and feedback, principle of personalized approach, principle of subjectivity, principle of motivation support.

 

Актуальность применения дистанционного обучения определяется множеством факторов, таких как: рост объема информации, ускорение темпа жизни, развитие всемирной Интернет-паутины, снижение цен на информационные услуги и другие. Все это способствует доступности и привлекательности дистанционного образования, позволяя обучающимся получать знания в удобное для них время и в соответствующем месте, а также выбирать оптимальную интенсивность обучения, совмещаемую с другими видами деятельности.

Дистанционные технологии — это нововведение в образовательном процессе, которое используется в системе образования уже не один год. Методики дистанционного обучения в настоящий период активно разрабатываются отечественными специалистами.

В законодательстве применяется термин «дистанционные образовательные технологии». Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дистанционные образовательные технологии включают образовательные технологии, реализуемые преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобное для себя время и месте, используя специальные средства обучения и имея возможность для контакта с преподавателем.

Анализ научной литературы показывает наличие множества исследований, посвященных изучению, применению и внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс. Научно обоснованы процессы информатизации и цифровизации образовательной среды (М.Ю. Бухаркина, О.В. Калимуллина, А.А. Кузнецов, М.Н. Лапчик, Е.С. Полат, И.В. Роберт, И.Р. Сташкевич, С.В. Титов, И.В. Троценко и другие). Частные исследования касаются изучения и описания дистанционных технологий, их применения в обучении и получении профессионального образования (Т.Ю. Крашакова, Л.Н. Самборская, И.Р. И.И. Тубер и другие). Однако помимо материально-технической базы и программно-методического обеспечения, необходимых для качественного технического сопровождения образовательного процесса, важны и педагогические условия. Одним из ключевых условий, на наш взгляд, является соблюдение аксиологических аспектов взаимодействия преподавателя и обучающегося при использовании методов и технологий дистанционного обучения.

Проблемами педагогической аксиологии, а именно определением категории «ценность», занимались такие исследователи, как С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Г.П. Выжлецов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.А. Канке, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов и другие. Вопросы «ценностного отношения», «ценностного сознания», «ценностных ориентаций» рассмотрены в работах В.Г. Алексеевой, В.П. Бездухова, А.В. Бездухова, А.М. Булынина, Л.В. Вершининой, И.В. Головахи, Н.А. Григорьевой, А.В. Кирьяковой, Г.П. Михеевой, Н.Н. Павелко, В.И. Поповой, Е.Г. Слободнюк, Н.Е. Шиянова и других. В рамках проведенного исследования нами были выявлены ключевые аксиологические принципы, регулирующие взаимодействие между преподавателем и обучающимися в условиях дистанционного обучения.

Одним из главных принципов является принцип доступности коммуникации и обратной связи. Как отмечает А.А. Андреев, «эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от обеспечения непрерывного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством разнообразных каналов связи» [1].

И.В. Роберт указывает, что «регулярная обратная связь и систематический мониторинг прогресса являются ключевыми факторами повышения качества дистанционного образования» [4].

Это подчеркивает важность того, чтобы преподаватель был доступен для оперативного ответа на вопросы и разъяснения учебного материала, а также соблюдал установленные сроки предоставления обратной связи. Соблюдению этого правила способствует использование таких инструментов, как электронная почта, чаты и видеоконференции, для поддержания устойчивой коммуникации.

Еще один принцип, требующий обязательного соблюдения, на наш взгляд, – это принцип персонализированного подхода. А.В. Хуторской подчеркивает, что «индивидуализация обучения предполагает адаптацию содержания и методов к личностным особенностям учащихся, что особенно важно в условиях дистанционного формата» [5]. Исходя из данного положения, необходимо отметить, что преподавателю важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их образовательные потребности и уровень подготовки, адаптируя учебные материалы и задания. Особое значение имеет своевременное и корректное предоставление рекомендаций, направленных на улучшение учебных результатов. Также считаем необходимым выделить принцип субъектности в контексте дистанционного обучения. Данный принцип предполагает признание активной роли как обучающегося, так и преподавателя в образовательном процессе. Он акцентирует внимание на том, что каждый участник взаимодействия является самостоятельным, сознательным и ответственным субъектом, способным к саморегуляции, саморазвитию и активному участию в обучении [3]. Отметим еще один важный, на наш взгляд, принцип – это принцип поддержки мотивации.

И.А. Зимняя отмечает, что «мотивация в дистанционном обучении формируется через поощрение успехов, эмоциональную поддержку и помощь в преодолении трудностей» [2]. Данный тезис подчеркивает, что преподаватель должен систематически отслеживать прогресс студентов, проводить промежуточные тесты и оценивать их результаты. Эти принципы способствуют созданию эффективной образовательной среды, в которой преподаватель и обучающийся могут успешно взаимодействовать и достигать высоких результатов, несмотря на дистанционный формат обучения. Таким образом, с точки зрения педагогической аксиологии, образовательный процесс представляет собой наряду с усвоением знаний и навыков, процесс формирования ценностных ориентаций, моральных и этических убеждений. Можно сделать вывод, что взаимодействие преподавателя и обучающихся в условиях дистанционного обучения должно основываться на взаимном уважении, диалоге, учете индивидуальных ценностей и стремлении к совместному поиску смыслов.

 

Список литературы:
1. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация /А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. – Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. – Москва : Логос, 2002. – 384 с. 
3. Мазова, C. B. Реализация субъектно ориентированных ситуаций в образовательном процессе университета/С. В. Мазова, Т. А. Ольховая//Педагогический журнал Башкортостана. -2010. -№ 4. 
4. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования. – М.: ИСМО, 2024. 204 с.
5. Хуторской, А. В.  Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 406 с.