АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
AXIOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND A STUDENT IN DISTANCE LEARNING
Andrey Kulagin
Master's student, Russian State Social University, Russia, Moscow
Svetlana Mazova
Cand. of Pedagogical Sciences, Russian State Social University, Russia, Moscow
Аннотация. В работе раскрываются особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося в условиях дистанционного обучения; делается вывод о том, что взаимодействие преподавателя и обучающихся в условиях дистанционного обучения должно основываться на принципах педагогической аксиологии.
Abstract. The paper reveals the features of interaction between a teacher and a student in distance learning; it is concluded that interaction between a teacher and students in distance learning should be based on the principles of pedagogical axiology.
Ключевые слова: дистанционное обучение, взаимодействие преподавателя и обучающегося, педагогическая аксиология, принцип доступности коммуникации и обратной связи, принцип персонализированного подхода, принцип субъектности, принцип поддержки мотивации.
Keywords: distance learning, interaction between a teacher and a student, pedagogical axiology, principle of accessibility of communication and feedback, principle of personalized approach, principle of subjectivity, principle of motivation support.
Актуальность применения дистанционного обучения определяется множеством факторов, таких как: рост объема информации, ускорение темпа жизни, развитие всемирной Интернет-паутины, снижение цен на информационные услуги и другие. Все это способствует доступности и привлекательности дистанционного образования, позволяя обучающимся получать знания в удобное для них время и в соответствующем месте, а также выбирать оптимальную интенсивность обучения, совмещаемую с другими видами деятельности.
Дистанционные технологии — это нововведение в образовательном процессе, которое используется в системе образования уже не один год. Методики дистанционного обучения в настоящий период активно разрабатываются отечественными специалистами.
В законодательстве применяется термин «дистанционные образовательные технологии». Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дистанционные образовательные технологии включают образовательные технологии, реализуемые преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобное для себя время и месте, используя специальные средства обучения и имея возможность для контакта с преподавателем.
Анализ научной литературы показывает наличие множества исследований, посвященных изучению, применению и внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс. Научно обоснованы процессы информатизации и цифровизации образовательной среды (М.Ю. Бухаркина, О.В. Калимуллина, А.А. Кузнецов, М.Н. Лапчик, Е.С. Полат, И.В. Роберт, И.Р. Сташкевич, С.В. Титов, И.В. Троценко и другие). Частные исследования касаются изучения и описания дистанционных технологий, их применения в обучении и получении профессионального образования (Т.Ю. Крашакова, Л.Н. Самборская, И.Р. И.И. Тубер и другие). Однако помимо материально-технической базы и программно-методического обеспечения, необходимых для качественного технического сопровождения образовательного процесса, важны и педагогические условия. Одним из ключевых условий, на наш взгляд, является соблюдение аксиологических аспектов взаимодействия преподавателя и обучающегося при использовании методов и технологий дистанционного обучения.
Проблемами педагогической аксиологии, а именно определением категории «ценность», занимались такие исследователи, как С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Г.П. Выжлецов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.А. Канке, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов и другие. Вопросы «ценностного отношения», «ценностного сознания», «ценностных ориентаций» рассмотрены в работах В.Г. Алексеевой, В.П. Бездухова, А.В. Бездухова, А.М. Булынина, Л.В. Вершининой, И.В. Головахи, Н.А. Григорьевой, А.В. Кирьяковой, Г.П. Михеевой, Н.Н. Павелко, В.И. Поповой, Е.Г. Слободнюк, Н.Е. Шиянова и других. В рамках проведенного исследования нами были выявлены ключевые аксиологические принципы, регулирующие взаимодействие между преподавателем и обучающимися в условиях дистанционного обучения.
Одним из главных принципов является принцип доступности коммуникации и обратной связи. Как отмечает А.А. Андреев, «эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от обеспечения непрерывного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством разнообразных каналов связи» [1].
И.В. Роберт указывает, что «регулярная обратная связь и систематический мониторинг прогресса являются ключевыми факторами повышения качества дистанционного образования» [4].
Это подчеркивает важность того, чтобы преподаватель был доступен для оперативного ответа на вопросы и разъяснения учебного материала, а также соблюдал установленные сроки предоставления обратной связи. Соблюдению этого правила способствует использование таких инструментов, как электронная почта, чаты и видеоконференции, для поддержания устойчивой коммуникации.
Еще один принцип, требующий обязательного соблюдения, на наш взгляд, – это принцип персонализированного подхода. А.В. Хуторской подчеркивает, что «индивидуализация обучения предполагает адаптацию содержания и методов к личностным особенностям учащихся, что особенно важно в условиях дистанционного формата» [5]. Исходя из данного положения, необходимо отметить, что преподавателю важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их образовательные потребности и уровень подготовки, адаптируя учебные материалы и задания. Особое значение имеет своевременное и корректное предоставление рекомендаций, направленных на улучшение учебных результатов. Также считаем необходимым выделить принцип субъектности в контексте дистанционного обучения. Данный принцип предполагает признание активной роли как обучающегося, так и преподавателя в образовательном процессе. Он акцентирует внимание на том, что каждый участник взаимодействия является самостоятельным, сознательным и ответственным субъектом, способным к саморегуляции, саморазвитию и активному участию в обучении [3]. Отметим еще один важный, на наш взгляд, принцип – это принцип поддержки мотивации.
И.А. Зимняя отмечает, что «мотивация в дистанционном обучении формируется через поощрение успехов, эмоциональную поддержку и помощь в преодолении трудностей» [2]. Данный тезис подчеркивает, что преподаватель должен систематически отслеживать прогресс студентов, проводить промежуточные тесты и оценивать их результаты. Эти принципы способствуют созданию эффективной образовательной среды, в которой преподаватель и обучающийся могут успешно взаимодействовать и достигать высоких результатов, несмотря на дистанционный формат обучения. Таким образом, с точки зрения педагогической аксиологии, образовательный процесс представляет собой наряду с усвоением знаний и навыков, процесс формирования ценностных ориентаций, моральных и этических убеждений. Можно сделать вывод, что взаимодействие преподавателя и обучающихся в условиях дистанционного обучения должно основываться на взаимном уважении, диалоге, учете индивидуальных ценностей и стремлении к совместному поиску смыслов.
