Статья:

Воспитательная система Ломоносовской школы-Зеленый мыс

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гусакова Е.Н. Воспитательная система Ломоносовской школы-Зеленый мыс // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 21-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитательная система Ломоносовской школы-Зеленый мыс

Гусакова Евгения Николаевна
заместитель директора по воспитательной работе, АНОО «Ломоносовская школа - Зеленый мыс», РФ, Московская область, Мытищинский район, с.п. Федоскинское, клубный поселок «Зеленый мыс»

 

Ломоносовская школа-Зеленый мыс расположена в центре кот­теджного поселка «Зеленый мыс» в Северном Подмосковье и пред­ставляет собой единый комплекс: «школа – пансион – детский сад».

В основу воспитательной системы Ломоносовской школы -Зеленый мыс положена идея создания единого воспитывающего пространства, в котором для каждого ученика созданы условия для максимального развития с учетом его индивидуальности, где все имеет значение, где каждый, кто соприкасается с учеником помнит о еже­минутном влиянии на процесс воспитания. Поэтому в школе огромное внимание уделяется культуре окружающего социума. Это прежде всего культура языковой среды, внешнего вида, культура общения на всех уровнях взаимодействия.

Основополагающим тезисом, формирующим воспитательную систему Ломоносовской школы - Зеленый мыс является утверждение: «Мы сочетаем классические традиции Российского образования с современными образовательными технологиями». Наполнить новым содержанием, обогатить современными научными и культурными дости­жениями классические традиции учебной и воспитательной деятельности прошлого и настоящего - основное средство для всестороннего развития личности. В этом случае традиции становятся одним из системообра­зующих факторов, способных формировать яркую, уникальную личность, сохранить российскую ментальность, и национальные ценности.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия (воспитание на уроке), внеурочную деятельность, систему дополнительного образования, коллективные творческие дела годового круга, досуг.

 

Рисунок 1. Воспитательная система

 

Воспитательная система Ломоносовской школы - Зеленый мыс имеет следующие целевые установки:

  1. Формирование выпускника школы – широкообразованного, глубокомыслящего, высоконравственного человека, духовно богатого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина.
  2. Возрождение традиционной национальной культуры воспитания.

Реализация воспитательного влияния (воспитательной работы) происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на принципах:

  1. Школа – для счастья. Показателем оценки работы школы является самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
  2. Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – ученик.
  3. Высокая требовательность к ученику должна сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
  4. Обучение и воспитание – это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса, это творческое сотрудничество единомышленников.
  5. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и не шаблонны.
  6. Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно!
  7. Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому важно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.
  8. Главным "инструментом" воспитателя является коллектив Ломоносовской школы - Зеленый мыс в содружестве с родителями, действующий на гуманистических принципах, представляющий союз Ломоносовцев (детей и взрослых), объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Системообразующими элементами воспитательной системы Ломоносовской школы-Зеленый мыс являются традиции.

Традиция первая «Воспитание личным примером»

Личный пример, какой смысл мы вкладываем в это понятие? Почему он так важен для воспитания? Как работает? Почему является воспитательным методом исключительной силы?

Личный пример дает образец для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, ценности, мотивирует и активизирует деятельность.

Говоря о воспитывающем примере, речь прежде всего о конкретных людях – выдающихся ученых, полководцах, государственных деятелях, учителях, родителях, друзьях, а также героях книг.

В воспитательной системе школы мы активно используем этот потенциал, в различных формах. В первую очередь, конечно же, пример великого русского ученого М.В. Ломоносова, имя которого носит наша школа. Учителя и ученики школы – это содружество Ломоносовцев, людей, разделяющих идеи ученого о переустройстве жизни общества, средствами правильно поставленного школьного образования, разви­вающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Целью воспитания (по Ломоносову) является формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. С целью изучения и популяризации наследия Ломоносова, в школе ежегодно инициируются и проводятся Ломоносовские недели, в которых используются разнообразные формы коллективно-творческих дел, конкурсов, акций, выставок, общешкольных классных часов, посвященных российской науке, учителям России, русским ученым, научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения».

Говоря о личном примере, важно не забывать и про личность самого учителя. Его идеалы, ценности, внешний вид и речь очень важный воспитывающий потенциал. Для формирования единства взглядов, создания единого Ломоносовского стандарта в школе выпускаются вестники для новых сотрудников, классных руководителей, воспитателей пансиона, учителей-предметников в которых прописываются правила, касающиеся внешнего вида, поведения. Основные принципы педагога и сотрудника Ломоносовской школы-Зеленый мыс:

  1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  2. Индивидуальный подход к каждому, стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности;
  3. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  4. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  5. Диалог в общении с учащимися.
  6. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
  7. Культура внешнего вида, языковой среды, взаимодействия на всех уровнях.

Личный пример не только педагогов важен в воспитании, пример учеников в детской школьной общности также имеет огромное воспи­тывающее значение. Ядром такой детской организации, в Ломоносовской школе - Зеленый мыс, является разновозрастный общешкольный кол­лектив Ломоносовцев. Сообщество Ломоносовцев – детская организация, где совокупность межличностных отношений, общения, норм пове­дения принимаются и поддерживаются всеми учащимися. Сообщество Ломоносовцев – это то, что «само» воспитывает, изменяет, переделывает, «наполняет» воспитанника. Это условия, это воздух, которым дышат дети, «атмосфера» или «дух» школы. Это можно выразить фразами: «у нас принято вести себя так…» или «в нашей школе так поступать нельзя…». Старшеклассники в этом сообществе являются объектами подражания для учащихся младших и средних классов. С целью развития ученического самоуправления и формирования активной гражданской позиции учеников школы, основанной на их индивидуальной ини­циативе, реальной социальной практике, личном участии в делах школы, на деловом сотрудничестве с администрацией школы организована и работает детская организация «Ломоносовец», в которой выделены следующие центры детской инициативы:

  • Редакция газеты «Зеленый Мыслитель»;
  • ведет работу по подготовке и публикации сообщений, собирает и обрабатывает информацию о жизни школы;
  • информирует учащихся о событиях, происходящих в школе через школьные СМИ;
  • организует работу школьного радиоузла.
  • Научное общество Ломоносовской школы-Зеленый мыс;
  • вовлекает учащихся класса в проектную, исследовательскую деятельность, участвует в популяризации интеллектуальных конкурсов и олимпиад.
  • Служба здоровья;
  • организует просветительскую работу по здоровому образу жизни;
  • контролирует соблюдение норм САНПиН (освещение, питьевой режим, питание, гигиенические нормы, уборка шкафчиков и рабочих мест и др.);
  • следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды;
  • контролирует работу дежурных по классу.
  • Совет физкультуры
  • фиксирует спортивные достижения учеников класса;
  • организует зарядку в классе;
  • отвечает за участие в спортивных школьных мероприятиях
  • Совет спикеров классов;
  • замещает классного руководителя в его отсутствие;
  • выясняет, кто и по какой причине отсутствует;
  • отвечает за состояние дисциплины на уроке;
  • обеспечивает связь класса с учителями и администрацией;
  • является представителем класса;
  • отвечает за посещение сборов представителей центров детской инициативы школы;
  • своевременно информирует класс о школьных акциях, мероприя­тиях;
  • участвует в распределении полномочий и обязанностей по ЦДИ своего класса и осуществляет контроль за их выполнением. 
  • принимает участие в оформление стендов и классных уголков.
  • Совет волонтеров
  • организует благотворительные мероприятия и акции в классе и школе;

Традиция вторая «Символы и атрибуты»

В каждом элементе школьной символики заложен глубочайший воспитательный смысл. Эти символы отражают историю происхож­дения школы, нашу структуру, наши цели, принципы и особенности, отличительные черты в ряду других школ. Символика и атрибуты Ломоносовской школы-Зеленый мыс отражают особенности образова­тельного процесса, создают индивидуальный стиль, объединяют участ­ников образовательной деятельности, реализуют задачи воспитания гражданственности. Наша школа имеет свои отличительные знаки – флаг, гимн, герб и знак Ломоносовца, школьную форму. Эти символы объединяют всех участников образовательного процесса в единую общность, рождают дружеские чувства и равенство возможностей в каждом детском коллективе и между классами; помогают формированию дисциплины, развивают эстетический вкус.

Традиция третья «Культура внешнего вида»

Культура общения и поведения, культура внешнего вида и культура организации рабочего места в известной мере есть внешний показатель глубинных составляющих. Культура внешнего вида всех участников образовательного процесса Ломоносовской школы - Зеленый мыс про­является в аккуратности, подтянутости и собранности, сдержанности, эстетической выразительности, умении двигаться и уверенно держаться. Ношении школьной формы и деловой одежды, знаков отличия Ломоносовцев. Образцы моделей школьной формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются локальным актом. Порядок ношения формы и одежды делового стиля, является обяза­тельным для обучающихся с первого и до одиннадцатого класса. Шеврон с логотипом школы является обязательным атрибутом формы. Несоблюдение учениками требований положения Ломоносовской школы - Зеленый мыс о школьной форме, является нарушением правил поведения обучающихся в школе.

Всем своим внешним видом, манерой разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим Ломоносовец утверждает нравственные отношения. Поведение человека, по сути, есть та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нрав­ственных качествах. Культура рабочего места и гардероба предполагает умение организовать учебное и личное время, приучает к порядку, дисциплинирует и главное, формирует самодисциплину.

Традиция четвертая «Культура и общение»

Создать среду, способствующую формированию образа жизни достойного человека; формирующую у детей коммуникативные навыки; развивающую эмоциональный интеллект, умение понимать себя и других. Знакомство учеников с правилами делового и бытового этикета призвана традиция школы «Культура и общение», в которой экскурсии, посещение выставок, встречи с художниками, авторами литературных произведений, музыкантами, путешествия являются способами развивать детей духовно. Видеть, думать, замечать красоту, быть сопричастным к богатейшей палитре человеческих эмоций, уметь сопереживать другим, учит чуткости, внимательности, восприимчивости к своему миру и миру других людей.

В школе сложились замечательные нравственные традиции. С целью воспитания милосердия, доброты и сострадания ежегодно проводятся благотворительные акции. В них есть и разговор с ребятами на довольно сложные темы, но главное – есть возможность для каждого совершить поступок, поступок добровольный, осознанный. Когда каждое слово подтверждается действием, когда у любого разговора на морально-нравственные темы есть практическое продолжение, можно надеяться, что сказанные слова не вылетят у детей из головы после окончания разговора.  Что во всем этом важно – это атмосфера общего дела, в котором принимают участие и дети, и родители, педагоги и сотрудники школы на равных основаниях и конечно же результат, который невозможен после даже самых проникновенных лекциях и беседах о доброте, милосердии и душевной щедрости без подкрепления поступками.

Традиция пятая «Творчество и индивидуальность»

Для раскрытия природных способностей каждого ученика, создания ситуаций успеха, в школе созданы условия по реализации творческих программ.

1.  Во внеурочной деятельности

Реализуя программы внеурочной деятельности в соответствии с Учебным планом, школа предоставляет возможность обучающимся выбора видов и форм деятельности по следующим направлениям в соответствии с требованиями ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальные практики, общекультурное направле­ние и общеинтеллектуальное и решает задачи формирования мета­предметных УУД через внеурочную деятельность. Программы по внеурочной деятельности соответствуют требованиям к содержанию, целям и задачам, установленным в федеральных нормативных доку­ментах. Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности является объединение всех ресурсов школы в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения.

Работа по курсам внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС) тесно связана с дополнительным образованием детей и в условиях нашей школы полного дня может дополняться выбором направлений в системе уже дополнительного образования. Содержание образователь­ных программ дополнительного образования и внеурочной деятельности соответствует целям и задачам развития школы и способствует форми­рованию модели выпускника начальной, основной и старшей школы.

2. В системе дополнительного образования

Предмет особого внимания в школе - это выстроенная система дополнительного образования обучающихся. С целью создания благо­приятной среды для реализации творческого потенциала, усиления мотивации учебных целей, развития стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию, повышения интеллектуально-познавательных интересов и в соответствии с интересами обучаю­щихся, запросами родителей, возможностями педагогического коллектива и материальной базой школы, а также в целях расширения воспита­тельного пространства в Ломоносовской школе-Зеленый мыс сложилась открытая, интегрированная система начального, основного, среднего и дополнительного образования.

Система представлена сетью творческих кружков, спортивных секций, существование которых продиктовано стремлением максимально учесть индивидуальные особенности и интересы детей.

Созданы условия для свободного выбора каждым ребёнком:

  • образовательной области (направления и вида деятельности);
  • программы и времени её освоения;
  • педагога;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющее самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка.

3. Через летние программы

Кроме этого на базе пансиона Ломоносовской школы - Зеленый мыс в летний период организуются интеллектуальные смены детского лагеря «Новая волна» и реализуются образовательные программы в игровой форме. В программах ребята учатся общаться и работать в команде, ставят спектакли, делают подарки для друзей на мастер-классах, смеются, спорят и говорят о важном. Программы для каждого возраста – разные. Все они работают на то, чтобы участие в программе сделало ребенка сильнее и увереннее. Один отважится отстоять свою точку зрения, другой, наоборот, впервые признает свою неправоту, а третий, преодолеет стеснительность и выступит впервые на концерте. Но все, совершенно все, станут лучше понимать себя и других.

А еще наберутся сил, найдут друзей, узнают новое. 70 процентов детей ездят с нами из года в год. И очень здорово видеть, как наши постоянные участники от года к году все больше раскрываются и меняются. Мы намеренно сделали наш лагерь камерным: чтобы каждый ребенок смог раскрыться и расцвести, нужна тонкая и глубокая работа. Мы набираем 30 ребят и делим их на группы (отряды) по возрастам. В каждой группе не больше 15 человек. С детьми работает команда из 6 опытных педа­гогов. У нас нет случайных людей. Наша команда состоит из педагогов Ломоносовской школы - Зеленый мыс. Это значит, что пространство для общения будет бережным и безопасным. Мы знаем, как помочь детям познакомиться, подружиться и перевести конфликты в конструктивное русло. Наши программы проводятся в пансионе школы. Дети живут в двухместных и трехместных комнатах со всеми удобствами. Завтрак, обед, полдник, ужин в уютном обеденном зале школы, а перед сном мы пьем чай и балуем себя сладостями.

4. Через участие в фестивалях и конкурсах разного уровня

Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Участие учеников Ломоносовской школы - зеленый мыс в конкурсах разного уровня дает им возможность получить новые знания и опыт, определить и развить свои способности и интересы, проявить себя, поверить в свои силы. Ежегодно воспитанники студий дополнительного образования школы принимают участие в фестивалях, конкурсах и проектах на всех уровнях. Коллектив педагогов школы постоянно работает над поиском новых форм и методов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обу­чающихся, в объединениях по интересам. Ломоносовская школа - Зеленый мыс является инициатором фестивального движения учащихся (традиционными стали: Всероссийский Ломоносовский театральный фестиваль «Классика и современность», Всероссийские ежегодные «Ломоносовские чтения», Международный многожанровый фестиваль в г. Вене).

Достижения детей, их успехи являются мощными стимулами к творчеству, и как итог – к развитию талантов, заложенных в них природой. Эти достижения должны быть отмечены и сохранены как для них самих, так и для истории школы, то есть для других её воспитанников. С этой целью в школе учрежден конкурс «Ученик года», являющийся главной церемонией года.

5. Через ключевые творческие дела

Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, методам, содержанию, условиям, но и по масштабам воспитывающего действия. Одним из вариантов воспитания «крупными дозами» является годовой цикл наших школьных ключевых дел (праздников, церемоний, акций, концертов, общешкольных классных часов и др.).

Годовой круг праздников и церемоний

Сентябрь

  • Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний;
  • Презентация системы дополнительного образования Ломоно­совской школы - Зеленый мыс;
  • Общеученическое собрание (Старт Ломоносовских конкурсов «Ученик года», «Класс года»)
  • День здоровья (Открытие Малых Олимпийских игр). Турнир по легкой атлетике;

Октябрь

  • Общешкольный классный час «День Учителя». Концерт «День Учителя»;
  • Конкурс чтецов «Живое звучащее слово»;
  • Ломоносовский осенний бал;
  • День здоровья. Турнир по гимнастике;

Ноябрь

  • Ломоносовская неделя;
  • Посвящение в Ломоносовцы;
  • НПК «Ломоносовские чтения»
  • Литературная гостиная;
  • Общешкольный классный час, посвященный Дню матери;
  • Турнир по футболу;

Декабрь

  • В течение месяца благотворительная акция «Новый год для каждого»;
  • Английский фестиваль;
  • Общешкольный классный час «День героев Отечества»;
  • Новогодние конкурсы, утренники и концерты, выставки;

Январь

  • Конкурс «Отличник – отличный от других»;
  • Литературная гостиная;
  • Лыжные гонки;
  • Благотворительная акция «Протяни руки лапам»;

Февраль

  • Общешкольный классный час «День российской науки»;
  • Праздник первоклассника;
  • Лингвистический фестиваль «Живая стихия языка»;
  • Масленица;
  • Семейный спортивный праздник и общешкольный классный час, посвященный Дню Защитника Отечества;
  • День науки НПК «Радуга открытий»;

Март

  • Весенний концерт;
  • Неделя детской книги;
  • Акция «Чуткие чтения»;
  • Конкурс «Я – читатель»;
  • Вокальный конкурс «Битва хоров»;

Апрель

  • Благотворительная акция «Вахта памяти»;
  • Неделя «ИнтеллекТ»;
  • Отчетные концерты студий дополнительного образования;
  • Общешкольный классный час, посвященный Дню космонавтики;
  • Всероссийский театральный фестиваль «Классика и современ­ность»;

Май

  • Общешкольный классный час, посвященный Дню Победы;
  • День отличника и Церемония «Ученик года»;
  • Последний звонок;

Июнь

  • Детский интеллектуальный лагерь «Новая волна»;
  • Выпускные балы (начальная школа, 9,11 классы).

Традиция шестая «Языковая культура и культура чтения»

Культура речи – это не только непременная составляющая воспитанного человека, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Развитие речевой культуры – традиция Ломоносовской школы - Зеленый мыс. Реализуется, через общешкольный проект «Время читать». Благодаря целенаправленной работе по реализации этого проекта формируется образовательная среда, формирующая культуру чтения, пропаганду книг как источника культурного наследия и продолжения традиции культурного меценатства.

Итогом реализации проекта стало:

  • Повышение читательской активности;
  • Развитие библиотечного фонда новых изданий современной детской и юношеской литературы.
  • Издание методических рекомендаций для родителей и учителей: «Время читать» (из опыта работы школы по пропаганде чтения);
  • Чтение вслух любимых книг – акция «Чуткие чтения»;
  • Издание методических рекомендаций для родителей: «Лучшие произведения детской литературы, которых нет в обязательной программе» (методические рекомендации для классов);
  • Издание каталога фоторабот «Застигнут за чтением»;
  • Работа конкурса закладок для книг;
  • Ежегодное проведение конкурсов «Моя семейная библиотека» и «Я-читатель», акции «Книга в дар библиотеке» и классных часов общения «Моя любимая книга» как общешкольных традиций;
  • Пополнение школьной коллекции «Читающих фигурок»;
  • Работа постояннодействующих стендов «Слово дня», «Фраза дня», «Богатство речи»;
  • Участие в Московском литературном фестивале «Книга собирает друзей»;
  • Летняя программа «Букскауты, или книжные разведчики»;
  • Проведение акции «Ночь чтения».
  • «Школьная доска», одна стена в школе расписана цитатами из книг…
  • «Портфель читателя», предназначенный для детей с 1-го по 5‑й класс. Это рабочая тетрадь, содержащая различные виды заданий, вопросы и тренинги. При его разработке можно опирался как на старую (еще советскую) идею «Дневника читателя», так и на «Европейский языковой портфолио», выпущенный Советом Европы.
  • Издание брошюр «Набор упражнений для скорочтения», «Формирование навыка выразительного чтения».
  • Творческие работы родителей «Книга, о которой я хочу рас­сказать детям».

Традиция седьмая «Культура здоровья»

Реализуется через применение здоровьесберегающих технологий на уроках, проведение физкультминуток и динамических пауз, осу­ществление контроля объема домашнего задания, включение в инди­видуальный план воспитательной работы класса, занятий, формирующих культуру здоровья, участие всех учащихся класса в спортивных секциях, праздниках, соревнованиях, турнирах. Одним из нововведений в школьной жизни стала сдача элементов ГТО. Учащиеся 8-11 классов выполняют нормативы на золотой, серебряный и бронзовый знаки физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В школе работает институт классных руководителей, совместно с психолого-логопедической службой. Что позволяет создать для ребенка благоприятные условия школьной жизнедеятельности, помогает выстраи­вать индивидуальные образовательные маршруты.

Таким образом, сохраняя и развивая традиции школы, мы фор­мируем благоприятную воспитывающую среду для развития каждого ученика.

В таком пространстве рождается уникальный “Ломоносовский дух школы” – это то индивидуальное, известное и принимаемое всеми участниками образовательного процесса, отражённое в символике, традициях, истории и легендах школы, особенностях иерархии и дисциплинарного режима, школьной форме, среде, организации жизне­деятельности, то уникальное, что все мы, кто так или иначе причастен к Ломоносовской школе - Зеленый мыс, учителя, ученики и родители называем «Моя любимая Ломоносовская школа - Зеленый мыс».