ПОСМОТРИ, КАК ХОРОШ КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПОСМОТРИ, КАК ХОРОШ КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
LOOK AT HOW GOOD THE LAND YOU LIVE IN IS
Galina Shimokhina
Teacher of the Kindergarten No. 198, JSC "Russian Railways", Russia, Krasnoyarsk
Valentina Latukhina
Teacher of the Kindergarten No. 198, JSC "Russian Railways", Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В статье рассматриваются понятия – патриотическое воспитание, малая родина, символика страны и родного края. Выявляются формы совместного взаимодействия, требования к организации такого взаимодействия. Подчёркивается роль форм обучения, их значимость для развития детей.
Abstract. The article discusses the concepts of patriotic education, small homeland, symbols of the country and native land. The forms of joint interaction and the requirements for the organization of such interaction are revealed. The role of forms of education and their importance for the development of children is emphasized.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, геральдика, герб, родители, педагоги, дошкольники.
Keywords: patriotic education, Homeland, heraldry, coat of arms, parents, teachers, preschoolers.
Проблема патриотического воспитания детей стала в последнее время чрезвычайно актуальной. ФГОС ДО и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1] отмечают, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Известно, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданской идентичности, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [3].
Нужно, чтобы впечатления детства у ребят стали истоками любви к родному городу и людям, живущим в нем.
Однажды, получая новые игрушки, мы с ребятами принесли пазлы с изображением Кремля. В них было 1000 деталей. Собрать их детям самостоятельно было тяжело, поэтому потребовалась помощь взрослых – воспитателей. Дело оказалось трудным, но интересным. Не один вечер мы провели, собирая эти пазлы, при этом говорили о том, что же там изображено. Выяснилось, что некоторые дети уже побывали с родителями в столице, а многим даже название «Кремль» ничего не говорило. Тогда мы решили с ребятами узнать больше о Москве.
Для начала нашли и прочли книгу о столице, подобрали иллюстрации с видами Москвы. Провели беседу, из которой дошколята узнали, что Москва – главный город России, страны в которой мы живем; что у России как у любого другого государства есть свой флаг, герб, гимн и главный человек страны – президент. Когда речь зашла о символике, оказалось, что у нескольких ребят дома есть сувенирные российские флаги (т.к. недавно был День рождения Красноярска и весь город был украшен Российскими флагами и флагами нашего города). На следующий день в нашем Центре патриотического воспитания появились первые экспонаты. Вскоре на помощь пришли родители – кто скачал из интернета герб России, кто принес портрет В. В. Путина. Появилось очень множество вопросов:
- Почему на флаге три полосы?
- Почему он бело-сине-красный?
- Откуда вообще взялись флаги?
- Как и когда появились гербы?
- Почему на гербе двуглавый орел?
- Кто написал гимн России?
Чтобы ответить на детские «Почему», нам взрослым, пришлось перечитать много литературы и провести несколько выходных в Детской краевой библиотеке.
Наш центр пополнялся каждый день, каждый хотел найти и принести в группу что-нибудь интересное: кто флаг, кто текст гимна. Мама Артема предложила обшить кукол – одеть их в национальную русскую одежду. Мама Оли принесла портрет губернатора Красноярского края. «А вдруг тоже пригодится», – сказала она.
Нашей Родиной является Россия, но многие дети и их родители родились и выросли в Красноярске. Красноярск – это наша малая Родина. И работа закипела с новой силой. Теперь мы искали материал о родном городе, его истории, символике и замечательных людях. Мы съездили на экскурсию по городу, побывали в Краеведческом музее. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Одновременно они приобщаются к богатствам национальной и мировой культуры, ведь каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.
Много интересного и неожиданного узнали не только ребята, их родители, но и мы – воспитатели. Так многие из нас впервые услышали о том, что первый красноярский герб был утвержден в 1804 году, в то время, когда Красноярск еще относился к Томской губернии. В верхней части герба на зеленом поле был изображен бегущий олень, а в нижней – красный холм, который символизировал Красный Яр. В 1822 году образовалась Енисейская губерния и началась разработка нового герба Красноярска. В 1851 году был официально утвержден герб, прообраз которого является символом Красноярска и поныне: на красном поле золотой, стоящий на задних лапах лев, держащий в правой лапе лопатку, а левой – серп. Герб «коронован» большой императорской короной, что не характерно для российских городских гербов. Только Москва, Самара и еще очень небольшое количество городов имеют на гербах этот высокий знак отличия. Корона означает, что наш город имел (и имеет) огромное значение для Российской империи. Лопата (заступ) – символ подземных богатств; золотой лев – символ богатства, власти, силы, величия, и соответственно одна из самых почитаемых фигур в геральдике.
Благодаря поисковой работе, которая так неожиданно началась с собирания пазлов, мы лучше узнали друг друга. Некоторые родители и ребята показали себя с новой стороны. Мы много узнали о своей стране, ее столице, президенте и еще больше стали любить свой родной город и гордиться тем, что мы – красноярцы!
Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, потому что в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Дошкольное детство — яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И педагог должен передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.
Я думаю, нам удалось зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре, уважение к людям труда.