Основные этапы выполнения дизайн-проектов в процессе подготовки бакалавров в инженерном вузе
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Основные этапы выполнения дизайн-проектов в процессе подготовки бакалавров в инженерном вузе
Highlights of performing of design projects in the educational process at high school
Rak Catherine
Post-graduate of Bryansk State University
Named after I.Y. Petrovsky, Russia, Bryansk.
Аннотация: Автором в статье выявлены основные стадии выполнения дизайн проектов. Проанализированы этапы работы над проект-заданием опираясь на опыт ведущих дизайн студий Дюбра и MetaDesign. Выявлено что связь теоретического и практического обучения, формируют структуру профессиональных знаний, умений и навыков. Автором выявлено что, готовность к проектной деятельности составляет внедрение в профессию, освоение стандартами профессионального дизайн-образования.
Abstract: The basic stages of the implementation of design projects are revealed by the author in the article. The stages of work on a project-task based on the experience of leading design studios of Dubreuil and MetaDesign are analyzed. . It is revealed that the connection between theoretical and practical training, form the structure of the professional knowledge and skills. The author found that the willingness to project activities is the inception into the profession, the achievement of standards of professional design education.
Ключевые слова: дизайн-проект, проектная деятельность, профессиональная компетентность, дизайн-образование.
Keywords : design project, project activity, professional competence, design education.
Работы студии Дюбра и MetaDesign сформировали современный подход к разработке идентификационных и информационных систем. В современном дизайне, подобными схемами проектирования и похожим графическим языком, пользуются в своей работе многие коммерческие компании, обслуживающие корпоративных клиентов. [Библ.: 4; 5] Проанализировав работу компаний в целом видно, что в основу современного проектирования заложены модернистские принципы, что по своей структуре схоже с интернациональным стилем. Сопоставим эти стили, определим, что между ними общего, постараемся выявить составляющие, пополневшие новый подход. Мы считаем, что, опираясь на профессиональную деятельность компаний, преподаватель обязан использовать полученный материал на практике, при работе со студентами, он должен быть не только теоретиком, но и высококвалифицированным практиком, т.к. без коллективной работы преподавателя и студента, невозможно обучить грамотных специалистов в области дизайн.
Первостепенно, как и несколько десятилетий назад, для дизайнеров является анализ проблем заказчиков, для студентов – анализ проблем дизайн-проектов и на основе них формулировка первоочередных задач проекта, из которых вытекают другие более кардинальные задачи, выполнение которых реализуется в ходе работы над проектом. Из этого следует приоритетность решений, сформулированных соображениями целесообразности, над этетическими аспектами. Необходимо, при работе над проектом, регулярная проработка наработанных схем выполнения заданий, для того чтобы найти индивидуальный поход к проектированию других работ. Сделаем вывод: современные теоретики и практики в области дизайн, как и функционалисты пятидесятых, постоянно находятся в поиске новых, более изящных и экономических идей и способов разработке проектов.
Во-вторых, одной из важных вещей, относящейся к классическому и современному подходу, считается принцип выработки визуальных констант, ориентированных наполнить прозрачный графический стиль всеми элементами системы. Этими инструментами не обязательно должны быть классические элементы, которые принято использовать в проектах, такие как знак, логотип или цветовая гамма, это может быть индивидуальный графический прием, шрифт, авторская иллюстрация. Состав этих констант определяется для каждого задания заново, но принцип создания остается неизменным и в современном дизайне. [6, с.34]
Третьим этапом при разработке масштабных стилей, остается коллективное проектирование и поддержание разработанных проектов в будущем. В практике создается стилизованное руководство по использованию визуальных констант стиля. Подача данного руководства может быть спроектирована с учетом поставленных задач, а также может быть представлена в свободной форме.
В-четвертых, до сих пор, и сейчас в большей степени, роль руководителя проекта выполняют отдельные люди в группе, они отвечают за разработку корпоративного стиля или дизайн-проекта. Он координирует работу большой группы людей в различных сферах дизайн проектирования, формулируя для них основные составляющие и шаблоны работы, а также контролирует общую стилистическую целостность проекта.
На последнем этапе, как и раньше при проектировании задания для крупной организации, основополагающим является графический язык, близкий к языку Ульмской школы, а именно уход от украшательства и стилизации, использование современных и технологичных методов проектирования, подбор простой и узнаваемой цветовой гаммы, общая модульная система построения различных единиц дизайна. [5, c.103]
Мы считаем, что проектирование масштабных заданий, должен реализовывать высококвалифицированный коллектив, обладающий всеми профессиональными компетенциями, а также коммуникативной компетенцией, которая составляет залог успеха в проектной деятельности. Поэтому будущий преподаватель в области дизайн должен получить необходимые знания, навыки и умения для дальнейшей профессиональной деятельности, в которой он обязан обучить студентов грамотному проектированию дизайн-проектов.
Взаимная связь теоретического и практического обучения, совместное действие учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной работы студентов образовывают структуру профессиональных знаний, умений и навыков. Продуктом профессиональной подготовки становиться готовность выпускника вуза к самостоятельной реализации полученных знаний, умений и навыков, о чем подтверждает диплом. Результатом профессионального дизайн-образования, которое может продолжаться после окончания вуза, становиться профессиональная компетентность. В конкретном случае мы говорим о результате, который отразиться в трудовой деятельности выпускника после окончания вуза. Готовность к проектной деятельности составляет внедрение в профессию, освоение стандартами профессионального дизайн-образования. Компетентность подразумевает высокий уровень владения компонентами готовности и перечень других компонентов: индивидуальный подход профессиональной деятельности, творческий жанр и стиль к ней. Период образования в вузе считается временем профессиональной самоориентации будущего специалиста, интеграции определенных качеств студента в профессиональную направленность, определения и развития Я-концепции. В ходе аудиторных занятий и самообразования укореняются или разрушаются предшествующие мотивы обучения, формируются новые, четко становиться понятными значение, функции и смыслы настоящей и предстоящей деятельности. Смысловая саморегуляция не только характеризует когнитивную сторону профессионального образования будущего специалиста, но и стимулирует участие в конкурсах и конференциях. Всему этому способствует желание быть конкурентоспособным, востребованным, заинтересованность в выбранной специализации, стремление к творчеству и проектировании новых дизайн-идей. Студент продуцирует полученные профессиональные знания и навыки, находит в них личностные смыслы и идеи. [2, с. 68-69]
Если мы хотим сохранить личностное творческое «Я», мы обязаны регулярно и систематически изменять себя, прогрессировать над собой, преодолевать себя. По-настоящему человек боится плагиата, повтора, шаблонности, старается избегать и бороться с ним. Он всегда креативен и непредсказуем, хотя это зачастую бывает трудным, порой непреодолимым, это требует вложения больших усилий, колоссального труда и творческой новизны [3, с.162]. Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка профессиограммы будущих эргономистов-дизайнеров и формирование профессионально-важных качеств (профессиональных компетенций) связанных с запросами (требованиями) потенциальных работодателей.
Список литературы:
1. Голубева Г.Ф., Спасенников В.В. Междисциплинарные связи в подготовке инженерных кадров// Социология образования.-2014.-№5.- С. 65-74
2. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.
3. Степанов А.В. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов. А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993.- 295с.
4. Pat Matson Knapp. Designing Corporate Identity. Graphic Design as a Business strategy Rockport. Gloucester Massachusetts 2001.
5. Peter Wildbur, Michael Burke. Information Graphics. Innovation Solutions in Contemporary Design. Thames and Hudson. London, 1998.
6. Phil Baines & Andrew Haslam. Type & Typography. Laurence King. London 2002.