Статья:

Истоки происхождения педагогики и этапы развития

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Виденская Г.Я., Лысогор Н.В. Истоки происхождения педагогики и этапы развития // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 23-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Истоки происхождения педагогики и этапы развития

Виденская Галина Ярославовна
преподаватель первой квалификационной категории Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Россия, с. Маленькое
Лысогор Наталья Владимировна
преподаватель первой квалификационной категории Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Россия, с. Маленькое

 

The origins of pedagogy and the stages of development

 

Galina Videnskaya

The teacher of the first qualification category of the Order of the Red Banner of Labor agricultural college of the Crimean Federal. V. I. Vernadsky University, Russia, v.  Malenkoye

Natalia Lysogor

The teacher of the first qualification category of the Order of the Red Banner of Labor agricultural college of the Crimean Federal. V. I. Vernadsky University, Russia, v.  Malenkoye

 

Аннотация. В статье раскрыты истоки происхождения педагогики ее цели, задачи, основные функции, понятие педагогики, как науки; и ее место в системе образования.

Abstract. The article reveals the origins of her pedagogy to the goals, objectives, basic functions, concept of pedagogy as a science; and its place in the education system.

 

Ключевые слова: педагогика; воспитание; образование; обучение; развитие; формирование; педагогические теории; педагогические системы; педагогические технологии.

Keywords: pedagogy; education; education; training; development; formation; pedagogical theory; pedagogical system; pedagogical technologies.

 

Социальное развитие стало возможным потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Главной целью педагогической науки есть всяческий прогресс и цивилизованная реализация каждой личности в жизни и развитии социума на основах методичности в изучении педагогической действительности, разработки и реализации, эффективных мер по ее совершенствованию.

На рубеже тысячелетий наиболее актуальной проблемой человечества, является проблема образования и воспитания.

Для того чтобы более детально ознакомиться со всеми существующими проблемами педагогики и перспективами развития в образования, необходимо обратиться к истокам всех учений, педагогической мысли, которые в последние годы стремятся, не просто фиксировать хронологическую последовательность, исторические смены в образовательных постулатах и педагогические воззрения. Они на сегодняшний день представляют собой их анализ и интерпретацию в широком общественном, культурном контексте.

Все мы преднамеренно или неосознанно воспитываем или поучаем кого – нибудь: собственных близких, коллег по работе, в последнем случае – самих себя. В жизни,  возможно, встретить людей, которые чувствуют неподдельную надобность и имеют привычку непрерывно и безвозмездно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит поучать». Такие люди имеют все шансы полагать, что они и есть самые истинные  учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование индивидуума – один из видов человеческой деятельности. Однако постоянно ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса обучения и окончания обучения? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека трансформируется в некий жанр искусства? [1, с.214]

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и функционального усвоения младшими поколениями общественных экспериментов, нужных для жизни и труда, называется педагогикой [1, с. 16].

Исторически педагогика складывалась как дисциплина о воспитании детей. Это и нашло отражение в самом названии: слово «педагогика» от греческого «пайдагогос», что означает «детоводство». По истечению времени педагогика стала рассматриваться уже как общественная дисциплина о воспитании и обучении людей (детей и взрослых) [2, с.188].

В Древней Греции преподаватель именовался рабом, приставленный к воспитаннику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на уроках и вне их. Основными категориями педагогики являются: формирование индивидуума, воспитание, образование, обучение. В России это слово возникло совместно с историческим и философским наследием древней цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других государств. Настолько обширное наследие было воспринято восточными славянами сразу с их приобщением к миру христиан. Русские книжники, знавшие другие языки, в том числе и греческий язык, читали рукописи древних мыслителей в оригинале и привнесли в обиход абсолютно новые слова - «педагог» и «педагогика». В конце концов, в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели то же значение, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что у древнерусской книжности был собственный канонический жанр «учительской литературы» (один из ведущих), включающий тексты наставнического характера. А это означает, что на Руси, как и в остальных странах, веками формировалась самобытная преподавательская цивилизация, развивающая педагогическое самосознание. Такая надобность появилась, когда у людей сложился некий эксперимент в предоставленных обстоятельствах, позволивший создать определенные критерии и наставления. Воспитание было таковым же публичным явлением, как и любая активность человека: ловля рыбы, охота, собирательство, изготовление орудий труда. Индивидуум развивался, как личность, усложнялся его общественный опыт, и совместно с ним усложнялись процесс и цели обучения. Вначале педагогическая мысль оформлялась в облике отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей и наставлений. Их целью были темы по правилам поведения и делами между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти все высказывания имели толкование устного характера и до нашего времени дошли в облике пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики в развитии педагогической мысли мы находим в сказках, былинах, песнях и т.д. Так, например, известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила – где уменье, а где – и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», « Повторенье – мать учения».

Еще с давних времен роль материнского общения была очень осознанной темой, сразу с первых месяцев жизни ребенка. Вся материнская любовь, нежность, забота выражалась специфическими и искусными методами, имеющими воспитательно – развивающее значение. К ним можно отнести: колыбельные песни, частушки, шутки прибаутки, развивающие игры. Но наиболее глубокий интерес представляли разные образовательные формы активной практики в воспитании и обучения, существовавшие в тот период на Руси. Например, «кормильство» - одна из форм воспитания детей феодальной знати. Абсолютно другой институт воспитания и обучения в Древней Руси – «дядьки». Когда детками занимался брат матери, т.е. родной дядя. Также и Папа ребёнка мог принимать на воспитание деток родной сестры. Это по итогу могло создавать форму специфической семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. Институт «кумовства» – трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье, как духовного - нравственного наставника детей в семье родителей. Когда приняли на Руси христианство «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью. Позже появились институт «мастеров грамоты» - одиночек и школы «мастеров грамоты».

История существования и развития всего русского педагогического самосознания, по П.Ф.Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX века и начала XX в., формируется в три периода: церковный, государственный и общественный. Все вопросы касаемые образования, воспитания человека были всегда на особом счету в тематике произведений писателей, философов и ученых. Потому у истоков теоретической педагогической мысли открываются работы древних философов – Платона и Аристотеля. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он изложил основные идеи в своём труде «Великая дидактика», который получил мировое признание [1, с. 217].

Такое активное развитие педагогической науки и активной ее практики связанной с воспитанием человека, в XVIII в. привело к образованию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Потому, педагогика изначально образовывалась, как учебная дисциплина. Германия первая открыла такие учебные заведения. В Германии впервые начали готовить профессионально учителей. В течение столетий педагогика прогрессировала в научности познания своего толкования и строилась уже на основах больше практического обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась со временем, с возникновением педагогической необходимости и в специальной подготовке. Предметом педагогики как науки является учебный и воспитательный процесс, как результат педагогического действия и воздействия на личность. Процесс обучения и воспитания человека – это особый элемент функции социума, реализуемый в условиях различных педагогических систем и форм воздействия на личность.

Следует согласиться с пояснением К. Д. Ушинского, «при существовании педагогической литературы всякий воспитатель имеет возможность не ограничиваться познаниями тесного круга только лишь своей ипостаси. Его опыт, эксперименты, мысли, которые он наработал в процессе своей практической деятельности, новые вопросы, которые появляются в его голове, все это не задерживается только лишь в границах его образовательного учреждения, или что еще хуже, не умрет в нем самом: но, появившись в литературных изданиях, посетит все уголки России. Сочувствие или спор в сотне его товарищей, дела которых будут касаться мыслей его прямо; она может вызвать горячее сочувствие, приобресть защитников и перейти в действительность не в тесных пределах одного класса или одного учебного заведения, но в обширных пределах общественного образования целого государства» [3, с. 146].

Любые формы и методы, подходы в развитии истории педагогики остаются основными функциями и постулатами. Появление воспитания как общественного явления и законов его развития; анализ разносторонних связей целей воспитания и образования, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических этапов, это и есть это осознание этих всех выше перечисленных причин.

«Педагогический процесс во многом зависит от прямоты и устремленности нрава. Он предопределяет направление воспитательных рычагов, осмысление их конечных целей, а также включает в себя конструктивную сторону и средства в пути к достижениям этих целей. Цели же воспитания определяются идейными догмами и духовными установками, которые чтут в том или ином социуме» [4, с.193].

Педагог работает над сверхзадачей – он взращивает человека, решая вопрос о качестве всего образовательного учреждения. Это основа основ подъема институтов образования. Это основное, пожалуй, самое решающее звено.

На сегодня в поисках путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности человека, расширению сферы их профессиональной компетенции, в мышлении и творчестве. На итог, это невозможно без осмысления  методических и глубинных аспектов педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и тесном взаимодействии в рамках социального и общественного, культурного процесса применительно к различным культурам, в том числе и за пределами европейской.

На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания.

1. Эволюционно-биологическая теория (Шарль Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас). Родоначальники направления считали, «что воспитательную деятельность первобытного человека необходимо отождествить с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Поэтому воспитание в большей степени является природным, а не социальным явлением».

2. Социально-психологическая теория (Пауль Монро) объясняет, что «происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражать взрослым». Американский профессор педагогики Пауль Монро в свое время утверждал, «что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению человека и заложенной в нем от рождения способности к подражанию».

3. Трудовая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), согласно которой, «происхождение воспитания связано с объективной потребностью первобытного человека передавать накопленный опыт подрастающему поколению в процессе трудовой деятельности».

На сегодня существующие обстоятельства и условия жизни, предъявляют обществу совсем не низкие требования, как и к отдельно взятому  человеку труда. Вопрос о качественном образовании сегодня приобретает особый акцент и его результат зависит не только от компетентного мастерства и возможностей студента, ученика, но и от того, насколько культурный и правильный облик педагога сложился в сознании воспитанника. Сама система образования всегда рассматривает новые аспекты в существующих границах тесного взаимоотношения всех, кто участвует в процессе обучения и воспитания. Верное и правильное понимание педагога, точное построение образа мысли во многом позволят обеспечить успех в процессе обучения личности и ее воспитания [5, с.1].

По мнению В.А.Сухомлинского, «лучший учитель является тот, кто забывает о том, что он учитель. Если педагог проявит искренний интерес и «встанет рядом», ученики откликнутся и проявят подлинный интерес в общении»  [5, с.2].

 

Список литературы:
1. Реан, А.А Психология и педагогика: учебник для вузов / А.А.Реан –Санкт- Петербург: Издательство дом «Питер», 2000,- С.432.
2. Крысько,В.Г Психология и педагогика: учебное пособие/ В.Г.Крысько- Питер, 2007, - С.272.
3. Брудная, Е.Д Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспитания. Страницы литературы / Е.Д.Брудная.- М.: Политиздат, 1999.С.350.
4. Радугина, А.А Психология и педагогика: учебное пособие / А.А.Радугина –Москва: Издательство «Центр», 1999,- 182с.
5. Газета Вестник среднего профессионального образования №6(294) Июнь -2017г.