Развитие осознанного восприятия содержания художественных текстов детьми дошкольного возраста
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие осознанного восприятия содержания художественных текстов детьми дошкольного возраста
Development of conscious perception of the content of literary texts preschool child
Irina Chizhova
tutor MBDOU "Kindergarten № 41 “Forest Fairy Tale”, Russian Federation, Lesosibirsk
Аннотация. В век информационных технологий теряется интерес к художественной литературе. В статье представлен опыт использования технологии продуктивного чтения в практике дошкольного образования для развития у детей осознанного отношения к содержанию художественных текстов, что поможет воспитать в дальнейшем грамотного читателя.
Abstract. In the age of information technology lost interest in fiction. The article presents the experience of using the technology of productive reading in the practice of preschool education for the development of children's conscious attitude to the content of literary texts, which will help to educate a literate reader in the future.
Ключевые слова: образовательная технология деятельностного типа - технология продуктивного чтения; особенности восприятия; виды текстовой информации; грамотный читатель.
Keywords: educational technology of activity type - technology of productive reading; features of perception; types of text information; literate reader.
В век информационных технологий уходят на второй план красота слова, смысл описательных сюжетов в произведениях, глубокий смысл литературных текстов. Людям нужна краткая и точная информация. Большие тексты их утомляют. От такого постоянного чтения скудеет мысль, мельчает словарный запас, теряется красота русского языка, а он является нашим общим достоянием, которое нужно беречь. Интернет-общение - серьезное испытание для русского языка. Пропадает интерес к книге, читающих литературу становится все меньше.
Вот цитата русского критика Виссариона Григорьевича Белинского из рецензии на книгу Владимира Одоевского «Детские сказки дедушки Иринея» (1840 г.) Белинского В.Г.: «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются - и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети – также» [2]. Высказывание особо актуально в наше высокотехнологичное время.
Начинать прививать интерес к книге необходимо с младшего дошкольного возраста. Вот почему задачи, поставленные федеральным государственным стандартом дошкольного образования «…знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» являются значимыми [5].
Решению этих задач может помочь образовательная технология деятельностного типа - технология продуктивного чтения, разработанная Е.В. Бунеевой, О.В. Чудиловой.
Авторы дают такое определение технологии: «это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и её автору» [6, с. 3].
Понимание текста – важное качество читателя-слушателя, и развивается оно в условиях семейного чтения, занятий по чтению художественной литературы. Недооценка этого этапа на ступени дошкольного образования приводит к тому, что в школу приходит ребенок, возможно, потерянный для чтения: не может объяснить прочитанное литературное произведение, оценить его значимость.
Особенности восприятия художественного произведения читателями отличаются в зависимости от возраста.
В.И. Волынкин, рассуждая о проблеме восприятия у детей дошкольного возраста, выделил следующие его особенности:
· отождествление себя с героями произведений и предметами;
· эмоциональность – дети плохо понимают условность искусства, обнаруживая детскую непосредственность, т. е. «наивный реализм»;
· сюжетное восприятие, когда не происходит движения от явления к сущности и ребенок не всегда видит в художественном образе подтекст, намёк, символ, знак.
Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности [3, с. 8].
После прочтения текста дошкольники могут рассуждать и оценивать поступки героев, но почувствовать подтекст, намёк, сформулировать задумку автора им бывает сложно, поэтому авторы предлагают более серьезно подходить к работе над текстом произведения и выделяют три вида текстовой информации по И.Р. Гальперину: содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую, для удобства называемые фактуальной, концептуальной и подтекстовой информацией.
Фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, которые происходят или будут происходить.
Концептуальная - сообщает читателю понимание отношений между явлениями, их причинно-следственные связи так, как их видит сам автор произведения. Такая информация не всегда выражена с достаточной ясностью. Она даёт возможность и даже настоятельно требует, разных толкований. Это замысел автора плюс его содержательная интерпретация.
Подтекстовая - представляет собой скрытую информацию, которую необходимо переосмысливать, обобщить, исходя из всего текста.
Приведем пример работы с детьми по выявлению подтекстовой и концептуальной информаций по сказке Н. Абрамцевой «Сказка о тумане», где выделены три вида текстовой информации.
Факт. Поздно вечером далеко за лесом грустил туман. Ему было одиноко. У него никого не было. Так случается. Иногда.
Подтекст. Грустный, одинокий туман. У него никого нет.
Факт. Туман разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо легких молочно-белых шаров. Это было очень красиво. Но ничуть не весело. Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не играл.
Потом туман собрал все свои клубочки, взлетел немного над землей и растянулся в чудесный пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет. Но печаль все равно осталась. Потому что никто никуда не собирался лететь на этом волшебном ковре.
Подтекст. Игра его не развлекала, НИКОГО не радовала. Ему было очень печально.
Факт. И тогда туман решил, что ему просто необходимо иметь друга. Иначе он испарится от печали. А это гораздо хуже, чем испариться от солнца. Исчезнуть от солнца туману не страшно: ему ведь полагается таять с первыми солнечными лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть, растаять от печали… Это очень, очень обидно.
Подтекст. Туману необходим друг. Страшно исчезнуть, не имея друга. Это очень обидно.
Факт. — Мы будем замечательно дружить, — ответил туман. — И ты, и я — мы знаем много интересного. Я — потому что могу подняться над землей и все разглядеть. А ты — потому что бежишь далеко, через луг, через лес, и тоже много всего видишь. Вот мы и будем рассказывать друг другу разные разности.
Правда, ты такой густой, что, кроме тебя, я вообще ничего и никого не вижу. Это очень неудобно. Но раз мы друзья — я потерплю.
— Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Меня из-за тебя совсем не видно! Я не подумала об этом. А как же без меня дедушка лесник найдет свой дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями. Уходи, пожалуйста.
— Я понимаю, — печально сказал туман.
Подтекст. Начался поиск друга. Первой встретилась тропинка. Они мечтали, как будут дружить, рассказывать друг другу разные разности. Тропинка готова была терпеть туман, даже если она ничего и никого не больше не видит, ведь они теперь друзья. Но тут тропинка вспоминает, что у неё есть другие обязанности, провожать путника до своего дома. А из-за тумана дедушка лесник не найдет дорогу, поэтому они не могут быть друзьями. У них разные предназначения: туману – прятать, тропинке - указывать путь.
Факт. Совсем загрустил туман. Вдруг видит — невдалеке что-то белеет. Туман пригляделся, но было темно и плохо видно. Ведь уже ночь наступила. «Интересно, — думал туман, — кто-то белый, и я — белый. Может быть, мы сумеем подружиться?..»
Туман тихо поплыл к тому, кто белел. Оказалось, что это березы. Целая березовая роща. Листва берез терялась в темноте, а кора стволов казалась в лунном свете еще белее.
Подтекст. Вторая встреча состоялась с березами. Ведь они одного цвета, значит, могут подружиться. Но берёзы испугались, что растворяться в тумане, и никто не увидит их красоты, не сможет нами любоваться. Они прогнали туман.
Факт. И поплыл печальный туман снова искать друга. А кого? А где? Не знал он. И вдруг видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок тумана, только с длинными ушами и коротеньким хвостиком. «Ну, уж с этим маленьким пушистым клубочком я обязательно подружусь. Во что бы то ни стало!» — решил туман.
— Заяц! Ну, конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман, — мягко ответил туман. — Ты меня не бойся. Я хочу с тобой дружить. Согласен?
— Согласен. Согласен. Я на все согласен. Потому что я боюсь. Утром начнем дружить.
— Нет, нет, нет, — заволновался туман, — не утром. Сейчас. Утром я растаю. Я вообще могу быть только ночью.
Подтекст. Третья встреча - с зайчиком. Туман осторожно, как пушистой шапкой, укрыл зайчика. Но зайчик мог дружить только днем, потому что ночью он всего и всех боялся. А туман не мог дружить днем, так как утром, с восходом солнышка, он растает.
Факт. Но недолго плакал туман. Скоро услышал он громкое хлопанье сильных крыльев, щелканье сильного клюва, сердитое уханье. А потом увидел желтые-прежелтые яркие круглые глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые — сразу не скажешь. Мудрая птица опустилась на ветку старой ели.
— Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила сова и добавила: — Глупый…
— Почему глупый? — вздохнул туман.
— Потому что глупо то, что ты говоришь: «Я никому не нужен». Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете, — спокойно сказала сова.
Подтекст. Отчаявшийся печальный туман встречает сову. Мудрая птица говорит ему, что не бывает так, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете. У тумана появляется надежда. Сова помогает туману и приводит его к озеру. Оно нуждается в помощи, так как свет звезд слепит рыб, они не могут спать и поэтому столько слез наплакали, что озеро может выйти из берегов.
Факт. — Вот как, — будто бы радушно сказала сова и улетела. А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным пушистым ковром-одеялом. Яркие лучи прекрасных, но немного беззаботных звезд тонули, терялись в клубах тумана, и не мешали спать ни одной, даже самой беспокойной рыбке.
— Спасибо тебе, — сказало озеро туману, — спасибо. Ты спас моих рыб и меня. Ты настоящий друг.
Подтекст. Туман помогает озеру и рыбкам и слышит признание, что он настоящий друг. Для него это неожиданно. Туман немного растерян, смущен.
Факт. — Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.
— Мне? — очень удивилось озеро. — За что?
— За то, что я тебе нужен, — ответил туман.
Подтекст. Он благодарит озеро за то, что он, наконец-то, оказался кому-то нужным, его не прогонят, и с ним будут дорожить.
Факт. Вот и все. Теперь, когда ты увидишь над озером белые клубы тумана, ты поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два друга, туман и озеро, о чем-то беседуют. Или молчат. Но вдвоем.
Подтекст. Туман и озеро нашли друг друга, оказались нужными друг другу. Им хорошо вдвоём и разговаривать, и молчать.
Концепт. – основная идея текста, авторский замысел.
Основная идея текста состоит в том, чтобы показать читателю, что одиночество - это страдание, печаль. Ничего без друга не радует: ни игра с самим собой, ни наблюдения…
Поиск настоящего друга – не легкое дело. Можно и ошибиться, даже если ты и хочешь дружить. Но появляются обстоятельства, мешающие дружбе, делающие её невозможной. Но никогда не надо отчаиваться. Всегда найдется кто-то, кто может подсказать, у кого можно спросить совета. Надежда всегда есть. Но нужно уметь быть другом. Это тоже настоящая наука, оказаться нужными друг другу. Друг всегда придет на помощь, не подведет.
Авторский замысел можно выразить и кратко пословицей: «нет друга – ищи, а найдешь - береги».
Таким образом, использование технологии продуктивного чтения в практике дошкольного образования позволит расширить возможности по развитию осознанного восприятия содержания художественных текстов детьми дошкольного возраста, приучит их размышлять, высказывать свое мнение, задавать вопросы и, в дальнейшем, воспитать грамотного читателя.
Английский философ, историк, политический деятель Фрэнсис Бекон писал, что книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Не дадим прерваться ниточке времени, поможем кораблям доставить свой драгоценный груз как можно большему количеству читателей.