РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика

XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
Аннотация. В работе рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию понимания и воспроизведения эмоций, элементарных волевых процессов, саморегуляции средствами коррекционной ритмики.
Ключевые слова: задержка психического развития; эмоционально-волевая сфера; саморегуляция; коррекционная ритмика.
Известно, что при задержке психического развития (ЗПР) отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Затруднения при восприятии и воспроизведении эмоций и недостаток волевых качеств мешает успешной социализации и общению детей с ЗПР. Приемы формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников недостаточно обширно представлены в психолого-педагогической литературе. Таким образом, изучение данной проблемы является своевременным и актуальным.
Мы провели исследование, целью которого было выявление особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и определение содержания комплекса занятий по коррекционной ритмике, направленного на развитие эмоционально-волевой сферы у детей данной категории.
Объект исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами коррекционной ритмики.
Задачи исследования:
Выявить особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой речевого развития;
Определить содержание работы по развитию эмоционально-волевой сферы на занятиях по коррекционной ритмике;
Провести контрольный эксперимент, направленный на оценку качества проведённой коррекционной работы.
Методологические основы исследования
Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта психического развития и о соотношении зон ближайшего и актуального развития у проблемных детей.
Представление о единстве законов нормального и аномального развития и об общих и специфических закономерностях аномального развития (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.).
Представление о структуре задержки психического развития (К.С. Лебединская; В.И. Лубовский; И.Ф. Марковская; И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина; У.Ф. Ульенкова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой речевого развития.
Практическая значимость исследования состоит в определении содержания работы по развитию эмоционально-волевой сферы на занятиях коррекционной ритмикой у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Исследования отечественных ученых позволяют сделать выводы, что у дошкольников с задержкой психического развития, как правило, затруднено социальное развитие. Вследствие недоразвития эмоционально-волевой сферы страдает его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Дети с ЗПР имеют определённую специфику в формировании эмоционально-волевой сферы. Они испытывают сложности с распознаванием эмоций и эмоциональных состояний, как своих, так и других людей. Им сложно выражать эмоции и сопровождать их соответствующей мимикой и жестикуляцией, у них также есть трудности с саморегуляцией и самоконтролем.
Задачи констатирующего этапа были следующие:
- выявить особенности восприятия эмоций на слух по интонации говорящего;
- выявить особенности воспроизведения и передачи эмоций с помощью интонации;
- выявить особенности понимания и воспроизведения эмоций с помощью мимики и пантомимики;
- выявление сформированности подражательной способности;
- выявление сформированности способности проявлять волевое усилие в ожидании нужного момента в совместных действиях (свою очередь в игре);
- выявление сформированности способности регулировать свои движения, опираясь на выбранные команды (звуковые, музыкальные, словесные).
В соответствии с поставленными задачами были проведены шесть заданий констатирующего эксперимента. Использовались методики Л.П. Стрелковой, Марии Монтессори, Г.А.Волковой и Т.Э. Тютюнниковой.
В констатирующем исследовании приняли участие 18 детей 5–6 лет, из которых было сформировано 3 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группа состояли из детей с ЗПР, в группу сопоставительного анализа (ГСА) вошли участники исследования с нормативным развитием.
По результатам исследования была проведена количественная обработка и качественный анализ. На основе критериев качественного анализа и балльной оценки были определены четыре уровня успешности выполнения диагностических заданий.
I уровень (высокий) – 18-24 баллов
Дети данной группы самостоятельно и охотно справляются с поставленными задачами. Все эмоции понимаются и передаются верно. Задействованы мимика и пантомимика. Эта группа детей отличается высокой концентрацией внимания и высоким уровнем саморегуляции, могут дождаться нужного момента.
II уровень (достаточный) – 12-17 баллов
Дети этой группы понимают и принимают задание. Эмоции понимаются и передаются верно, но допускают ошибки, которые дети исправляют самостоятельно или при минимальной помощи взрослого. Мимика и пантомимика у детей этой группы задействованы достаточно. У этих детей достаточная концентрация внимания и достаточный уровень саморегуляции. Они могут дождаться нужного момента.
III уровень (недостаточный) – 6-12 баллов
Ребенок понимает и принимает задание, но эмоции в основном понимаются и передаются неверно, мимика и пантомимика задействованы минимально. Задание выполняется с активной помощью взрослого. У этих детей недостаточная концентрация внимания, недостаточный уровень саморегуляции. Часто они не могут дождаться нужного момента или своей очереди.
IV уровень (низкий) – 0–5 баллов
Дети этого уровня не понимают и не принимают заданий. Эмоции понимаются такими детьми и передаются неверно, либо вообще не понимаются и не передаются. Эти дети не задействуют мимику и пантомимику при передаче эмоций. Дети не следят за сменой движений, не пытаются их повторить или действует неадекватно. У этих детей выражена низкая концентрация внимания и низкий уровень саморегуляции, они не могут дождаться нужного момента или своей очереди.
Проведя исследование, мы получили следующие результаты. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение результатов по уровням успешности выполнения заданий диагностического комплекса (%) на констатирующем этапе
Уровень успешности |
ЭГ |
КГ |
ГСА |
I - высокий |
|
|
100 |
II- достаточный |
|
|
|
III - недостаточный |
17 |
33 |
|
IV - низкий |
83 |
67 |
|
Исходя из этих результатов, мы видим, что все участники исследования из группы сопоставительного анализа показали высокий уровень успешности в выполнении заданий, направленных на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, и задания не вызвали у них особых затруднений.
Из полученных данных следует, что ни один ребенок из ЭГ и КГ не достигает достаточного уровня в выполнении диагностических заданий на заданные параметры, определяющие уровень развития эмоционально-волевой сферы. Дети из этих групп не различают эмоций, выраженных интонационно в речи и не используют эмоциональную окраску в интонации, не могут передавать эмоции посредством мимики и пантомимики. У этих детей слабо развита способность к саморегуляции, к элементарным волевым актам.
Результаты констатирующего эксперимента подтверждают предположение автора статьи о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ЗПР. Чтобы обеспечить комплексный подход к обучению и вызвать интерес к занятиям по развитию эмоционально-волевой сферы мы выбрали средства коррекционной ритмики.
В основу занятий коррекционной ритмикой был положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и с помощью следующих методических приемов: демонстрацией движений и эмоций; совместного выполнение упражнений; словесной инструкцией; пояснениями с точным показом упражнения. Использовалась групповая форма работы.
Разнообразное музыкальное сопровождение, сюжетная тематика занятий способствовали созданию доброжелательной, эмоционально окрашенной атмосферы, позволяли поддерживать позитивное эмоциональное состояние у дошкольников, их внимание и интерес, что в целом способствовало развитию их эмоциональности, саморегуляции, музыкальных и творческих способностей.
Введение речевого материала в разных формах (тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, ритмодекламации), помимо развития лексического словаря у дошкольников, позволило провести целый ряд упражнений, способствующих развитию произвольного внимания, понимания и воспроизведения эмоций в интонационно и с помощью мимики и пантомимики.
Каждое занятие коррекционной ритмикой проходило в игровой форме с обязательным музыкальным сопровождением по конкретной лексической теме. Продолжительность занятий была 30–35 минут.
Занятие состояло из трех основных частей: подготовительная (5–8 минут), основная (20–25 минут) и заключительная (3–5 минут).
В структуру занятий входили такие виды деятельности, которые формируют и развивают интересующие нас психические качества.
Подготовительная часть занятия необходима для подготовки наших участников к моторной и речевой нагрузке и включает в себя всевозможные виды ходьбы и бега с движениями рук, с изменением темпа и направления движений, с перестроениями. Такие упражнения учат детей ориентироваться в пространстве и развивают саморегуляцию: формируют произвольное внимание, память, тренируют реакции торможения, развивают слуховое внимание и, конечно, общую моторику.
На основной части занятия, которой отводилось 20–25 минут, особое внимание нами уделялось формированию и развитию эмоционально-волевой сферы: интонационной выразительности, развитию восприятия и воспроизведения эмоций с помощью интонации, мимики и пантомимики, а так же развитию концентрации внимания и элементарных волевых актов: развитию их способности к саморегуляции, навыка ожидания своей очереди, соблюдения правил коллективной игры и развитию творческого воображения.
Также в работу с детьми были включены упражнения на регуляцию мышечного тонуса, прослушивание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты.
Заключительная часть занятий включала в себя различные релаксационные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
По окончании формирующего эксперимента было проведено повторное обследование интересующих нас психических качеств по тем же методикам. В результате данных повторного обследования мы можем видеть, что показатели детей экспериментальной и контрольной группы улучшились, но показатели экспериментальной группы выросли гораздо значительнее, чем контрольной. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение результатов по уровням успешности выполнения заданий диагностического комплекса (%) на контрольном этапе
Уровень успешности |
ЭГ |
КГ |
I - высокий |
17% |
|
II- достаточный |
83% |
50% |
III - недостаточный |
|
50% |
IV - низкий |
|
|
В экспериментальной группе 5 участников показали достаточный уровень успешности и один участник показал высокий уровень, в то время, как в контрольной группе только 3 участника (50 %) показали достаточный уровень, а остальные 3 участника (50 %) остались на недостаточном.
Мы видим, что у участников исследования из КГ динамика развития по интересующим нас параметрам эмоционально-волевой сферы выражена в гораздо меньшей степени, чем у участников исследования из ЭГ, в которой проводилась коррекционно-развивающая работа средствами коррекционной ритмики.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что проведенная нами коррекционно-развивающая работа является эффективной. У участников ЭГ выявлена выраженная положительная динамика в развитии интересующих нас качеств эмоционально-волевой сферы. Дети стали лучше чувствовать различные эмоции, передаваемые интонацией в речи, понимать их, научились самостоятельно передавать эмоции с помощью речевой интонации, изменяя силу, высоту, тембр голоса; научились понимать мимику и пантомимику, относящуюся к определенному эмоциональному состоянию, стали активнее использовать мимику и пантомимику в передаче собственных эмоций; повысилась подражательная способность детей, дети стали внимательнее слушать и повторять за педагогом движения, интонации и действия; у детей повысилась способность сосредотачиваться, проявлять для этого волевое усилие, способность распределять свое внимание и переходить от одного действия к другому, согласно правилам коллективной игры; повысились и способности детей к саморегуляции, к элементарным волевым актам, они стали лучше концентрировать слуховое внимание на заданных параметрах и теперь могут быстро изменить положение тела, либо характер движений, реагируя на правила игры или определенные сигналы.
В результате нашего исследования мы убедились, что включение в комплексную коррекционно-развивающую работу занятий по коррекционной ритмике, направленных на развитие интересующих нас качеств эмоционально-волевой сферы является эффективным.
