Статья:

Психолого-педагогическая проблема методической деятельности в дошкольном образовании

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Сорокина М.В., Барамыгина Т.В. Психолого-педагогическая проблема методической деятельности в дошкольном образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическая проблема методической деятельности в дошкольном образовании

Сорокина Мария Владимировна
студент Кубанского государственного университета, Россия, г. Краснодар
Барамыгина Татьяна Вячеславовна
студент Кубанского государственного университета, Россия, г. Краснодар

 

Psychological-pedagogical problem of methodical activity in preschool education

 

Maria Sorokina

student of Kuban State University, Russia, Krasnodar

Tatiana Baramygina

student of Kuban state University, Russia, Krasnodar.

 

Аннотация. Данная статья рассматривает, каким образом проходило становление общественного дошкольного воспитания, и формирование методической деятельности. В настоящее время складывается тенденция к организации методической работы с позиции теории и практики сопровождения.

Abstract. The article analyzes how the formation of public preschool education, and the formation of methodological activities. Currently, there is a tendency to organize methodological work from the standpoint of the theory and practice of support.

 

Ключевые слова: дошкольное учреждение; деятельность; методическая работа; воспитание; педагог.

Keywords: preschool institution; activity; methodical work; education; educator.

 

Во второй половине XIX века большой интерес стал проявляться к вопросам организации методической работы в образовательных организациях. Появляются детские сады, идет становление общественного дошкольного воспитания, встает вопрос о методической деятельности. Однако методическая работа в основном раскрывается в деятельности школ.

В конце XIX столетия появляются первые книги об устройстве образовательных учреждений. Вначале копировали немецкие издания, а затем выпустили первые российские учебники. В начале ХХ века зарождаются иные требования, предъявляемые к повышению квалификации педагогов. Вопросы поднимаемые авторами о методической деятельности школы имели огромное влияние на развитие методической работы детских садов. В дошкольной педагогике исторически сложились следующие этапы становления методической деятельности в детском саду [2]:

Первый этап: 60-е года XIX века – 1917 год. Данный период характеризовался открытием детских садов, которые выполняли следующую функцию: разностороннее воспитание детей. Первыми руководителями детских учреждений были А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради. Должности методиста детского сада не предусматривалось, однако педагогический коллектив уделял внимание обобщению и распространению опыта, тем самым повышая свою квалификацию. С этой целью использовались газеты, журналы, направленные на изучение вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этот период работала Л.К. Шлегер, которая внесла огромнейший вклад в развитие методической деятельности в детском саду. Луиза Карловна говорила о необходимости проводить в дошкольной организации педагогический анализ работы учреждения для дальнейшего планирования работы. Л.К. Шлегер занималась подготовкой первых инспекторов по дошкольному воспитанию. Инспекторы занимались «организацией нового дошкольного дела», помогали воспитателям овладеть новым содержанием и методами дошкольного воспитания. Организация помощи, именно этим занималась методическая служба в то время. Данный факт свидетельствует, что работа с педагогами была организована с позиции сопровождения.

В данный период времени активно работает и Елизавета Ивановна Тихеева. Она была одним из первых городских методистов в Санкт-Петербурге. Е.И. Тихеева активно посещала дошкольные образовательные организации, вела пропаганду среди педагогов изменить основную функцию детского сада с ухода, присмотра и оздоровления на обязательное ведение целенаправленной воспитательно-образовательной работы. По инициативе «Общества содействия дошкольному воспитанию» в Петербурге был создан Музей «Дошкольная жизнь ребенка». Это был своеобразный методический городской кабинет. Цель данного музея: «организация школы наглядного обучения всех интересующихся делом дошкольного воспитания». В стенах музея были оборудованы следующие отделы: развитие внешних чувств; рисование и лепка; грамота и счет; библиотека по дошкольному воспитанию. Следовательно, именно данный период времени послужил отправной точкой для развития методической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [1].

Второй этап: 1917 – 20 годы ХХ века. В данный период произошли значительные изменения в системе дошкольного образования в России. В систему народного образования включают дошкольное воспитание. Задачей дошкольного воспитания становится создание сети дошкольных организаций. Особое внимание уделяется организации деятельности дошкольных организаций. Под детские сады выделяют лучшие здания, улучшают материально – техническую базу дошкольных учреждений, занимаются организацией работы детских садов.

Для подготовки квалифицированных руководителей в 1918 году в Петербурге открывают Институт дошкольного образования.

Будущих заведующих детских садов знакомят с особенностями дошкольного воспитания в России, спецификой организации деятельности дошкольного учреждения. Студенты занимались по учебному пособию Е.И. Тихеевой - «Современный детский сад. Его значение и оборудование».

Наибольший акцент делался на заведующую педагогической частью, в связи с этим она должна была хорошо разбираться в педагогических системах и авторских методиках по дошкольному воспитанию, а также уметь качественно и своевременно оказать помощь воспитателям.

Третий этап: 30-50-года XX века. В данный период времени, в связи с развитием народного хозяйства возникает необходимость включать женщин в производственную деятельность. Соответственно начинает бурно развиваться и система дошкольного воспитания. Открываются детские комнаты, детские очаги, детские сады на кооперативных началах, детские площадки. Разрабатывается «Устав детского сада», «Положение о заведующей детским садом», инструктивно-методические письма «В помощь заведующей детским садом» (под ред. А.А. Волковой), где наряду с административно-хозяйственной работой большое внимание уделяется педагогической деятельности заведующей. Согласно данным документам заведующая должна была вести педагогическую деятельность в группе ежедневно по 3 часа. Остальное время она должна была наблюдать за работой воспитателей, анализировать их деятельность для грамотного методического руководства детским садом.

Четвертый этап: 60-80 годы XX века. В данный период времени появляется типовая образовательная программа для дошкольных образовательных организаций, где было определено единое содержание воспитания и обучения детей во всех дошкольных учреждениях страны и предъявлены общие требования к деятельности педагогов детских садов.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных организациях, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» от 21.05.1959г. вводит в штат персонала детского сада должность методиста.

С 1960 г. специалист по методической работе назывался педагогом, занимающимся организацией образовательного процесса в ясельных группах.  В обязанности методиста входит разработка плана работы детского сада на год; составление месячных планов; помощь и руководство ясельными группами; помощь воспитателям в организации игр и занятий; организация и проведение педагогических советов; разработка режима дня для всех групп детского сада совместно с врачом; помощь педагогам в организации работы с родительским сообществом, организация обмена опытом медицинских сестер.

В конце 80-х годов Л.В. Поздняк раскрыла новые направления методической деятельности: организация опытно-экспериментальной работы в дошкольной организации и повышение квалификации педагогов внутри детского сада.

Пятый этап: начало 90-х годов до наших дней. В начале 90-х годов в системе дошкольного образования произошли большие изменения. Появляются новые документы, такие как Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях», «Концепция дошкольного воспитания». Дошкольные образовательные учреждения теперь имеют возможность выбрать и разработать стратегию развития. Но в то же время назрели и проблемы в деятельности дошкольных образовательных организаций [3].

Выделим характерные проблемы в деятельности современной дошкольной организации:

1. Экономические проблемы, т.е. недостаточное финансирование дошкольных образовательных организаций. В результате детские сады вынуждены самостоятельно искать возможность получения дополнительных финансов для нормального функционирования.

2. Содержательные проблемы, т.е. проблема сохранения, поддержания и улучшения здоровья детей, родителей и педагогов.

3. Организационные проблемы, т.е. проблема определения места дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования человека, и неопределенность требований, предъявляемых к данному типу образовательных организаций.

Итак, из анализа нормативно-правовых документов, исторической и педагогической литературы видно, что методическая работа вначале складывается в общеобразовательной школе. Проведенный ретроспективный анализ позволяет выявить основное содержание методической работы дошкольного образовательного учреждения на разных исторических этапах. Стоит отметить, что в настоящий момент складывается тенденция к организации методической работы с позиции теории и практики сопровождения.

 

Список литературы:
1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. 
2. Богданова Р.У. Введение в профессию: методист - специалист по образовательным технология / Р.У. Богданова. – СПб.: Изд-во СПб Ун-та, 2013. – 80 с. 
3. Дубцова М.В. К вопросу о методической работе в современном дошкольном образовательном учреждении / М.В. Дубцова // Современные тенденции в образовании и науке: международная заочная научно-практической конференция. – 2014 г. – С. 51-56.