Статья:

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций в процессе обучения физике

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ивлева Т.И. Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций в процессе обучения физике // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 45-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций в процессе обучения физике

Ивлева Татьяна Ивановна
учитель ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 2», РФ, г. Нижний Тагил

 

Project method as a means of formation of key competences in learning physics

Tatiana Ivleva

Teacher, State special educational institution «Nizhny Tagil Evening School For Adults No. 2», Russia, Nizhny Tagil

 

Аннотация. Формирование у учащихся средней школы  способность самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. В статье рассматривается  опыт организации и применения метода учебных проектов.

Abstract. The formation at pupils of secondary school capacity and motivated to organize their cognitive activity is one of the most urgent problems of modern education. The article discusses the experience of the organization and application of the method of educational projects

 

Ключевые слова: ключевые компетентности; метод проектов; учебно-исследовательская деятельность.

Keywords: key competencies; project method; teaching and research activities.

 

Идея компетентностно-ориентированного образования – это ответ на запрос информационного общества на формирование у школьников способность самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей.  Компетентность – результат образования, выражающийся во владении обучающимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

Для школьной образовательной практики выделяют следующие ключевые компетентности:

· коммуникативная компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым,

· информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

· социальная компетентность – умение жить и работать с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

· продуктивная компетентность способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них.

Мировая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в обучении, является метод проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Цель метода проектов – создать условия, при которых школьники:

-  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся ими пользоваться для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения.

Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве («учитель-ученик», «ученик-ученик»), проблемным и исследовательским методами обучения.

Отметим особенности проектной деятельности обучающихся нашей школы:

· межпредметная интеграция: физика, история техники, биология, астрономия, география;

· типы проектов: учебно-исследовательские, творческие.

· в соответствии со временем: краткосрочные (укладываются в одно, два или три занятия), долгосрочные (учебная четверть,  полугодие)

· по количеству участников: индивидуальные, групповые.

Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся – консультирование, помощь, диагностика деятельности учеников, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности. 

Приведем пример проекта - стенгазета на тему «Машина времени», выполненного группой учащихся выпускных классов школы. Содержание газеты в значительной степени носит историко-технический характер, выпуск  посвящен историческому событию – 55-летию полета первого человека в космос. Газета состоит из теоретической и контрольной частей. Теоретическая часть газеты включает три раздела:

1.Раздел «Назад в прошлое» рассказывает о создании паровых двигателей их применение в технике.

2.Раздел «Вот оно - настоящее» повествует о развитии ракетной техники.

3.Раздел «Вперед в будущее» о возможности создания уникальных двигателей, позволивших человечеству совершать межпланетные полеты.

Каждый из разделов приводит интересные выдержки из биографий великих ученых и изобретателей, внесших значительный вклад в развитие соответствующих отраслей техники, а также показывает этапы развития техники. Контрольная часть газеты предлагает обучающимся участвовать:

в решении занимательных задач по физике, в разгадывании кроссвордов, в ответах на вопросы физической викторины.

Презентация проекта состоялась на открытии тематической недели физики «Эра по имени «Гагарин».

Особая важность метода учебно-исследовательского проекта отмечалась отечественными педагогами. Так, В.П. Вахтеров подчеркивал «исключительную важность мыслительных умений школьников – умений анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме» [1]. По мнению  Савенкова А.И., исследовательская деятельность развивает следующие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи [4].

Учебно-исследовательские проекты – одно из важнейших творческих направлений деятельности наших учеников при изучении спецкурса «История техники». Работа начинается с определения темы проекта, которая может иметь проблемный, сюжетный, обзорный или краеведческий характер. Она должна быть интересна настолько, чтобы у школьников возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.

Так при изучении темы «Техника периода индустриальной цивилизации» ученики готовили проект «Паровозы Черепановых и Стефенсона». Образовательные цели проекта: показать значение законов физики в строительстве паровых машин, а также показать практическое применение законов физики в создании такого рода техники. Развивающие цели проекта: усилить творческую активность обучающихся, пробудить интерес обучающихся к краеведению, усилить мотивацию к обучению; способность анализировать, систематизировать, обобщать полученную  информацию. Большое внимание в данном проекте уделено развитию коммуникативных навыков в информационном обмене, умению проводить участниками самоанализ и рефлексию. В проекте: рассмотрены следующие вопросы:

1.Зарождение и развитие железных дорог.

2.Великий английский изобретатель Д. Стефенсон и его паровозы.

3.Первые русские паровозы, созданные на Нижнетагильском заводе механиками Черепановыми.

4.Сравнительная характеристика английских и русских паровозов.      Освоив метод учебных проектов в практике обучения физике, можем сказать, что, он достаточно доступен и наименее ресурснозатратен. Реализация метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста учеников нашей школы, уровню их развития, проводится педагогическая диагностика, которая дает возможность определить уровень сформированности ключевых компетенций.

Таким образом, положительный социальный опыт, накоплению которого способствует наш педагогический опыт, способствует самоопределению и социальной адаптации в обществе каждому выпускнику школы.

 

Список литературы:
1. Вахтеров В.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vahterov_izbrannye-pedagogicheskie_1987/go,4;fs,0/ (дата обращения 03.11.17).
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. _ М.: Академия, 2003. Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2306715.html (дата обращения 03.11.17).
3. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2006. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002956214 (дата обращения 03.11.17).
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/ А. И. Савенков. – М., 2006. Режим доступа: http://cdt-vlad.ru/wp-content/uploads/2015/01/psikhologiya_obuchenie.pdf.