Особенности адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации
Features of adaptation of children to preschool conditions educational organization
Lyubov Naumova
Teacher, MADOU kindergarten №16, Ekaterinburg
Аннотация. В статье исследованы особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольных учреждениях образования. Выделено три фазы адаптационного процесса. Дан теоретический анализ психологической адаптации. Раскрыты причины тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения. Проведен анализ проблем адаптации детей.
Abstract. The article investigates the features of adaptation of young children in preschool education. There are three phases of the adaptation process. The theoretical analysis of psychological adaptation is given. Disclosed reasons for the poor adaptation to the preschool. The analysis of the problems of adaptation of children.
Ключевые слова: ребенок, адаптация, развитие, семья, дошкольное учебное заведение.
Keywords: child, adaptation, development, early age, family, preschool educational institution.
Актуальность исследования. Общее состояние образования характеризуется динамичностью. Это требует перестройки педагогического процесса на всех уровнях, начиная с раннего детства. Потребностью настоящего является повышение эффективности и качества работы дошкольных учреждений, гармоничного развития и подготовки к следующему этапу развития детей, что позволяет повысить уровень их адаптации, прогнозировать и упреждать возникновение проблем дезадаптации ребенка. Необходимо отметить, что дезадаптация детей, вызванная активизацией деструктивно направленных факторов личностного и социального характера, которые оказывают влияние на формирование личности и ее психологическую готовность к восприятию нового вида деятельности, вызывают трудности в усвоении новых знаний, и препятствуют развитию умений и навыков, необходимых на данном этапе развития, и проектируют как ожидаемые, так и неожиданные проблемные ситуации.
Цель статьи – теоретическое исследование адаптации детей в условиях дошкольного учебного заведения.
Изложение основного материала. Адаптация детей младшего возраста, как правило, определяется путем их поступления в дошкольное учреждение, так это процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром дошкольного образования, адаптация к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе нормам и правилам.
По мнению О. Родионовой, адаптационный период в раннем возрасте характеризуется следующими факторами: «эмоциональный стресс, тревога (различной степени тяжести) или наоборот – задержка развития» [6, с. 10]. Успех адаптации зависит от эмоционального состояния ребенка.
По результатам многих исследований установлено, что процессы адаптации являются важным показателем онтогенетического развития ребенка.
Так, сказал Л. Божович, что психические характеристики формируются в процессе адаптации ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять дальнейшее развитие ребенка [1].
С точки зрения Ж.Пиаже помогает организму адаптироваться к окружающей среде, особенно к интеллекту [1]. Дети, за Ж. Пиаже имеют врожденную потребность адаптироваться к окружающей среде, эта потребность формируется средой ребенка, которая его стимулирует, обеспечивая большое количество задач по адаптации.
Прием ребенка в дошкольную организацию связан с необходимостью адаптации к новой социальной ситуации, нормам и требованиям, а также с развитием новых социальных ролей и отношений со сверстниками и взрослыми.
По словам О. Смирновой, каждый ребенок по-разному реагирует на трудности адаптации, но есть и общие черты. Так, у детей в возрасте до трех лет в период адаптации проявляются тревожность, страх, депрессивные реакции (торможение, вялость, безразличие). Особенности детей трех лет в том, что они обладают повышенной возбудимостью, раздражительностью, капризностью, упрямством и негативностью, полностью выражены в домашних условиях, как протест и служат своеобразной эмоциональной разрядкой психического напряжения, которое сдерживалось в дошкольном возрасте.
По наблюдениям психологов, наиболее критический возраст для адаптации: от 9-10 месяцев до 1 года 6 месяцев и с 3 до 3,5 лет. Средний срок адаптации детей в норме составляет (по мнению психологов) в детском саду – 7-10 дней [4, с. 38].
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными из разных стран, были выделены три этапа процесса адаптации:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается различными колебаниями соматического состояния и психического статуса, что приводит к похудению, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в развитии речи (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Она характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, все изменения уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель).
3. Период компенсации или регулировки фазы.
Она характеризуется ускорением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя более спокойно.
Анализируя научные источники, мы определили, что психологи выделяют такие особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения: во-первых, это легкость адаптации, в течение которого негативные изменения в поведении ребенка нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; во-вторых, это адаптация средней тяжести, которая проявляется в том, что изменения в поведение ребенка нормализуется в течение месяца, при этом ребенок теряет вес в короткий срок, может быть заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; в-третьих, эта тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
По словам Джона Робертсона можно выделить следующие фазы адаптации ребенка к дошкольному возрасту и определить их особенности [3, с. 1].
Таким образом, психологическими особенностями фазы «протеста» является то, что в этот период ребенок испытывает сильный шок, плачет по матери, проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит, и сопровождает ее плачем.
Особенности следующей фазы адаптации - это фаза «отчаяния», во время которой ребенок погружается в себя, становится неуравновешенным и несчастным, нарушается питание, ритм сна, появляются негативные привычки.
В фазе «отчуждения» отмечают следующие особенности: ребенок теряет интерес к родителям, для него уже безразлично, посещают его или нет, а после возвращения домой ребенок может сначала игнорировать родителей, отворачиваться от них. В ближайшие несколько недель или даже месяцев, его поведение нарушается: ребенок может стать непослушным, неуравновешенным, склонным оставаться с родителями, боясь их отпустить.
По данным научных источников, показателями адаптации ребенка, то есть критериями его успешной адаптации к дошкольному возрасту являются состояние психологического комфорта (благополучия), отсутствие напряжения в общении, принятие сверстниками, благоприятное взаимодействие с педагогом, адекватная реакция на разлуку с матерью.
Наблюдения и анализ поведения маленьких детей выявили этапы привыкания ребенка к дошкольному образованию, которые в большинстве случаев проходят все дети и особенности их протекание.
Психологические особенности первого этапа заключается в том, что практически у всех детей имеются признаки нестабильности в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Вероятно, нет ребенка, который не беспокоился бы о своей разлуке с семьей. Дети отказываются общаться с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями – крик при расставании и встрече с ними.
В группе ведут себя беспокойно, часто капризно, плачут, бывает, что ребенок не может успокоиться, постоянно спрашивает о маме, просит пойти домой, может отказаться от еды.
В занятиях и групповых играх, организованные педагогом, дети не включаются, не видят ярких игрушек, которые есть в группе, отдают предпочтение любимой игрушке, привезенной из дома. К сверстникам и воспитателям относятся равнодушно или уклоняются от них.
На втором этапе в процессе адаптации наблюдаются следующие особенности: дети из множества незнакомых взрослых идентифицируют педагога для себя, начинают реагировать на его обращение по имени, отвечают на ласки и предложения поиграть, обращаются к нему за помощью и поддержкой, если возникают трудности в соблюдении рутинных процедур и если что-то не получается. Дети стараются найти утешение в воспитателе, когда скучают по дому и разлуке с матерью: они стремятся к постоянному физическому контакту, хотят получать внимание и ласку, положительную оценку своей деятельности и уверенность в том, что, поскольку за ними придут родители, ребенок сможет постоянно следовать за воспитателем [5, с. 6].
Особенностями третьего этапа является то, что дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку. Дети активно привлекают внимание воспитателя и стремятся привлечь его в свою деятельность, при возникновении трудностей в игре обращаются за помощью, отвечают на предложения поиграть вместе. На данном этапе дети начали включаться в обще групповые подвижные игры и занятия.
Определяют следующие особенности адаптации детей на последнем этапе: у ребенка наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними, дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Ребенок начинает интересоваться совместными играми со сверстниками, они эмоционально высказываются, кривляются, подражают в процессе игры и получают удовольствие от таких забав. Появляются выборочные симпатии к некоторым детям. Малыши начинают замечать огорчение, недовольство, радость других детей, эмоционально сопереживают если кому-то больно. Данные этапы привыкания проходят все малыши, которые пришли в детский сад, но их продолжительность у всех разная. Ребенок быстро и безболезненно может пройти все этапы, а может надолго остановиться на определенном из этапов.
Причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения также могут быть:
1. Не сформированность положительной установки на посещение дошкольного учреждения. Для того чтобы негативные эмоции не стали препятствием для ребенка в период адаптации, важно сформировать в ней положительное ожидание будущих перемен.
2. Не сформированность навыков самообслуживания. Иногда родители, желая сэкономить время, спешат накормить, одеть ребенка, сдерживая своими действиями формирования необходимых практических умений и навыков.
3. Значительные затруднения в период адаптации испытывают дети, которые до посещения дошкольного учреждения мало общались со сверстниками. С целью безопасности малыша в некоторых случаях родители сознательно ограничивают общение своего ребенка со сверстниками. Следствием этого является недоверие к другим, конфликтность, неумение попросить, неумение подождать.
4. Ощущение дискомфорта при несоответствии домашнего режима режиму дошкольного учреждения в случаях, когда домашний и режим дошкольного учреждения кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов.
5. Данные многих исследований показывают, что в кризисный период развития (3 года) адаптация к новым социальным условиям носит более тяжелый и длительный характер.
6. Период адаптации тяжелый не только для ребенка, но и для воспитателя, поэтому родители должны положительно настраивать малыша на встречу с воспитателем [2, с. 8].
Следовательно, можем определить, что процесс адаптации состоит из следующих механизмов: эмоционально-волевого, поведенческого и физиологического. Одним из главных является эмоционально-волевой механизм, потому что адаптация у ребенка проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне.
Особенностью эмоционального механизма психологической адаптации, что включает все эмоциональные состояния и переживания ребенка, является то, что малыш, который впервые пришел в детский коллектив, во всем видит лишь скрытую угрозу для своего существования, у него возникает страх, который является обычным спутником негативных эмоций и стресса.
Особенностями физиологического механизма процесса адаптации является то, что под давлением стресса малыш чаще всего меняется настолько, что может наступить регресс почти всех навыков самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Малыша приходится кормить из ложечки и умывать, он не может одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком, или вообще отказывается от еды, от питья, не ходит в туалет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит вспоминать.
Особенностью поведенческого механизма адаптации, включающий все виды социальной активности ребенка и окружение, наличие общительности ребенка, именно он является благом для успешного результата адаптационного процесса. Однако в первые дни пребывания в дошкольном учреждении у некоторых малышей теряется и это свойство. Важным в поведенческом компоненте есть познавательная деятельность, которая подкрепляет положительные эмоции ребенка на стадии адаптации.
Постепенно, когда только малыш сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
Следовательно, особенностями адаптации детей является то, что психологическими механизмами, способствующими эффективности адаптации детей, является умения и навыки, которые включают активную действенную позицию, направленную на нахождение новых способов взаимодействия с окружением в переменных условиях; позитивное самовосприятие и принятие других; самостоятельность и умения, которые повышают уверенность в том, что трудности можно преодолеть; осознание потребностей в изменениях и принятии новой ситуации, требующей приспособления.