Диагностика лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) в условиях логопедической группы
Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Диагностика лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) в условиях логопедической группы
DIAGNOSTICS OF LEXICO-SEMANTIC ANALYSIS IN CHILDREN OF 5-6 YEARS WITH GENERAL SPEECH UNDERFORMANCE (III LEVEL) UNDER CONDITIONS OF THE LOGOPEDIC GROUP
Ekaterina Сhukhaheva
Сandidate of pedagogical Sciences, associate Professor Bryansk state University named after I. G. Petrovsky - BSU., Russia, Bryansk
Irina Shvedova
Student, Bryansk state University named after I. G. Petrovsky - BSU., Russia, Bryansk
Аннотация. В статье представлены результаты эксперимента по выявлению уровня сформированности лексико-семантического анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. По результатам исследования представлены основные направления коррекционно-логопедической работы. Данный процесс является целостным и системным.
Abstract. The article presents the results of an experiment to identify the level of formation of lexical and semantic analysis in preschool children with General speech underdevelopment. Based on the results of the study, the main directions of correctional speech therapy are presented. The conclusion that the process is holistic and systemic.
Ключевые слова: коррекция; диагностика; речь; лексико-семантический анализ; общее недоразвитие речи.
Keywords: correction; diagnostics; speech; lexical and semantic analysis; General speech underdevelopment.
Дошкольный возраст является ключевым в обучении, воспитании и созревании личности ребенка. Именно в этот момент происходит активное формирование знаний, умений и навыков, которые являются основополагающим компонентом успешного школьного обучения. Бесспорно, это период совершенствования сложной, многоуровневой системы - речи. По мнению Ереминой В. Н., большая часть «современных» детей старшего дошкольного возраста испытывают трудности в лексико-грамматическом оформлении речи, что замедляет не только речевое развитие, но и активизацию познавательных компонентов [1]. Речевые дефекты приводят к ограничению общения с окружающими, формированию речевого негативизма.
Существует множество работ, в которых освещается проблема развития навыка лексико-семантического анализа у детей с общим недоразвитием речи (Л.С. Выготский, В.Н. Еремина, А.А. Залевская, Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Шаховская С.Н. и др.). Как указывают Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. у детей с общим недоразвитием речи словарный запас характеризуется бедностью и ограниченностью, незнанием значения многих слов, трудностью подбора семантически подходящего слова в данном контексте [3]. У детей данной категории грубо нарушено употребление слов, которые не соответствуют общеизвестному значению.
У детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи пассивный словарь значительно превышает активный, при этом переход слов крайне замедлен и затруднён. Дети с тяжелой патологией речевого развития не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не способны оперировать ими. Это свидетельствует о недостаточной сформированности языковых средств, о трудностях осуществления спонтанного выбора языковых единиц и использования их в речи. У данной категории детей отмечается недостаточный уровень развития лексики, незнание или неточность употребления слов, нарушение грамматического строя речи, использование простых по конструкции предложений, неумение распространять предложения, нарушение звукопроизношения [2].
Струнина Е. М., Ушакова О. С. отмечают, что уровень развития языковой способности отражается в навыке построения предложений, понимании лексического значения слова, противопоставлении его другим словам, находящимися в смысловой зависимости от данного, а также введения слова в систему семантических полей [4]. У детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи происходит активное формирование семантических полей, но дифференциация внутри самого семантического поля еще происходит с трудом. В свою очередь у детей с нормой речевого развития, способности дифференциации элементов семантики присутствуют. В числе других симптомов отмечается несформированность лексико-грамматического строя речи как основы лексических кодов [5].
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития лексико-семантического анализа у детей с общим недоразвитием речи выяснилось, что ведущие отечественные педагоги и психологи подчеркивают важность и необходимость развития навыков лексико-семантического анализа, расширения словарного запаса и понимания дошкольниками значения слова, как основу формирования и становления гармонически развитой личности.
Под лексико-семантическим анализом понимается комплексный, сложноорганизованный процесс, направленный на углубленное изучение происхождения слова, его значения в конкретной лексической системе [1].
Цель нашего исследования: выявить исходный уровень сформированности навыков лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень).
В начале экспериментального исследования был констатирующий этап, где использовалась методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика экспрессивной речи». В экспериментальном исследовании участвовали 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень), посещающие логопедическую группу МБДОУ «Мишутка» №85 г. Брянска. Детям экспериментальной группы были предложены задания, направленные на исследование умения образовывать название детенышей животных, навыка образования качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Вторая часть исследования была направлена на выяснение уровня номинативной функции существительных и глаголов. Дополнительно проводилось исследование глагольного словаря и навыка использования синонимов, антонимов, диагностировалось умение находить обобщающее слово. Уровень овладения навыками лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) определялся набранными баллами. Максимальное число баллов в итоге составляет 170.
Результаты экспериментального исследования позволили выделить 3 уровня развития лексико-семантического анализа: высокий, средний, низкий.
Таблица 1.
Уровня развития лексико-семантического анализа
Уровень |
Характеристика |
Баллы |
Высокий |
Верное, самостоятельное выполнение предложенных заданий, без помощи логопеда |
3 |
Средний |
Верное выполнение более 50% задания с помощью логопеда по наводящим вопросам |
1-2 |
Низкий |
Грубые ошибки; отказ от выполнения задания или далекая словесная замена |
0 |
Представим результаты констатирующего эксперимента более подробно. Так, преобладающим является низкий уровень сформированности навыков лексико-семантического анализа (67% детей). У детей отмечаются ошибки в назывании детенышей животных (у утки-«утёнки»,«цыплята»; детеныш свиньи-«свинёнок», «свиняты»; у собаки- «собачёнок», «собачёнки»; у коровы- «коровёнок», «коровка», «жеребёнок»; у козы- «козлёнки»), трудности образования относительных прилагательных (варенье из яблок-«яблоний», «яблоневое» ;варенье из клюквы- «клюковное», «клюкавый»,«клюквай», «клюквый»; варенье из сливы- «сливочное», «сливное», «сливный», «сливое», «сливенное»; суп из грибов- «грибный», «грибочный», «грибные»,«грибовый»; салат из моркови- «салатовый», «морковное», «морковин»; горка изо льда- «лёдная», «ледовая»; образование прилагательных соломенная, дубовый, осиновый происходило по наводящим вопросам), наблюдалось неправильное образование качественных прилагательных (за жадность человека называют каким?-«жадина»; за трусость человека называют каким?-«трусишка»; если на улице мороз, то день какой?- «морозовый»; если на улице дождь, то день какой?- «дождивый», «дождяной» ; если на улице ветер, то день какой? -«ветревый», «ветерный»), наибольший процент ошибок вызвало задание на образование притяжательных прилагательных (у волка лапа- «волчиная», «волчёвая», «волчическая», «волчавый», «волкна», «волчивая»; у медведя- «медвёжная», «меховая», «медведя»,«медвежатская»,«медведья», «медведева», «медовая»; клюв у птицы- «птичный», «птиче»,«птищный»; грива у льва- «лёвная», «львовая»; гнездо у орла- «орёвое», «орлиее»,«орлёвое», «ортическое»). В данном задании дети часто дублировали название животного (47% детей).
Средний уровень развития навыков лексико-семантического анализа свидетельствует о некоторых трудностях использования антонимов и синонимов, также встречаются ошибки в нахождении обобщающего слова (43% детей). Однако дети самостоятельно выполняли задание экспериментатора.
Высокий уровень сформированности навыков лексико-семантического анализа отмечен у 10% детей. Дети с данным уровнем способны к быстрому поиску семантически подходящего слова, у них богат лексический запас. Следует отметить, что дети лучше справились с заданием, направленным на исследование номинативной функции существительных и глаголов. Редко встречались случаи называния «пальто»- «шубой», «прищепки»- «скрепкой», «трёт»- «готовит» (у 100% детей), «вяжет»- «шьёт», существительное «сито» не было названо. Результаты диагностики уровня сформированности навыков лексико-семантического анализа представим на рисунке 1.
Рисунок 1. Исходный уровень сформированности навыков лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)
Результаты экспериментального исследования указывают на необходимость организации коррекционно-логопедической работы с целью формирования навыков лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень).
На наш взгляд, важно систематически организовывать индивидуальные логопедические занятия. (Например, по темам: «Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях», «Дифференциация звуков [л]- [р] в тексте цепной структуры», «Автоматизация звука [с], «Зима» ). Кроме этого, следует последовательно включать в содержание индивидуальных занятий упражнения по формированию навыков лексико-семантического анализа. Например, «Скажи наоборот» (Цель: формировать умение образовывать слова с противоположным значением), «Детёныши» (Цель: развивать навык образования названия детенышей животных и птиц), «Слова-близнецы» (Цель: формировать умение образовывать слова-синонимы), «Скажи ласково» (Цель: формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом), «Какой? Какая?» (Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные), «Чья тень?» ( Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные), также значимым является развитие у детей понимания значений многозначных слов, пословиц, поговорок и фразеологизмов.
Таким образом, практика показывает, что раннее выявление отклонений и квалифицированная помощь ребенку в дошкольном возрасте обеспечивают наибольшую эффективность в преодолении имеющихся нарушений и предупреждении отклонений в развитии речи. Поэтому формирование навыков лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) является актуальной задачей коррекционной работы. Своевременное формирование данных навыков позволит детям старшего дошкольного возраста избежать трудностей в изложении собственных мыслей, а также позволит успешно овладеть письменной речью в ходе школьного обучения.